Решение по делу № 33-2740/2019 от 10.09.2019

Судья Щербаков А.В.

Дело № 33-2740

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.

судей Жидковой Е.В., Старцевой С.А.

при секретаре Панюковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Виктора Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 01.08.2019, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Чернова В.Н. по доверенности Федотовой И.В., исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Чернов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии.

В обоснование требований указал, что с 06.07.1989 по 23.08.1994 он работал в филиале открытого акционерного общества (далее - ОАО) «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2, расположенном на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которая относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Однако в назначении досрочной пенсии ответчиком ему было отказано, поскольку документально не подтвержден факт работы на загрязненной территории.

Считая отказ ответчика незаконным, истец просил суд признать за ним право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на один год в соответствии со статьей 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии Чернову В.Н. с момента подачи заявления ответчику, то есть с 19.03.2019.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Приводит доводы о том, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Чернова В.Н., поскольку факт его работы на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден.

Считает, что в силу действующего пенсионного законодательства право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350- ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Как установлено ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

В соответствии с указанным Законом гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначается пенсия по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.

На основании статьи 34 данного Закона гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечаний к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244- 1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, действовавшем до 01.02.1998, в перечне, установленном Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997 № 1582, действующем с 01.02.1998, а также в перечне, действующем с 21.10.2015, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015, указан населенный пункт - д. Коневка Орловского р-на, Орловской обл., как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из материалов дела следует, что 19.03.2019 Чернов В.Н. обратился с заявлением в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 02.04.2019 Чернову В.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку с 06.07.1989 по 23.08.1994 истец работал в Орловском АТП № 2 ПО «Агропромстройтранс», расположенном по адресу: г. Орел, ул. Северный парк, д. 23 и данная территория не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Обращаясь в суд с иском, Чернов В.Н. указывал, что несмотря на юридический адрес предприятия ОАО «Агропромтранс» Орловское АТП -2 располагалась на территории Платоновского сельского поселения в районе д. Коневка и указанная территория находилась в границах радиоактивного загрязнения.

При разрешении спора судом было установлено, что Чернов В.Н. с 06.07.1989 по 23.08.1994 работал в Орловском АТП № 2 ПО «Агропромстройтранс» на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах, в числе которых:

трудовая книжка истца, согласно которой он 06.07.1989 принят водителем первого класса ПО «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2, впоследствии переименованное в Орловское АТП-2 АООТ «Агропромстройтранс», где проработал до 23.08.1994;

справка администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области № 2856 от 16.10.2017 о том, что предприятие «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2 расположено на землях Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области по адресу: Орловская обл., Орловский р-н, Платоновское сельское поселение, ул. Завозная, д. 19, в районе населенного пункта д. Коневка;

схема утвержденных адресов и постановление главы администрации Орловского района № 652 от 21.10.2000 «Об утверждении протокола № 1 от 24.10.2000 территориальной адресной комиссии Орловского района в связи с присвоением новых наименований улиц администрацией г. Орла» из которых следует, что старым адресом филиала Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» являлся г. Орел, Северный парк, 23, а новым утвержденным адресом - Орловская область, Орловский район, Платоновский сельский совет, ул. Завозная, 19. Орловское АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс», расположено в районе населенного пункта Коневка Платоновского сельского совета Орловского района Орловской области, отнесенного распоряжением Правительства РСФСР № 237-Р от 28.12.1991 и постановлениями Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997, № 1074 от 08.10.2015 к территории радиоактивного загрязнения. Несмотря на то, что юридический адрес предприятия неоднократно менялся (г. Орел, ул. Северный парк, 23, а позднее Орловская область, Орловский район, Платоновский сельский совет, ул. Завозная, 19), территориально оно всегда находилось в районе вышеуказанного населенного пункта;

архивная справка о выплате заработной платы за 1989-1993 годы, в соответствии с которой Чернов В.Н., как работник Орловского автотранспортного предприятия - 2 ОАО «Агропромстройтранс» получал доплату за работу в зоне ЧАЭС.

Факт расположения Орловского АТП-2 ОАО «Агропромстройтранс» на территории Платоновского сельского поселения в районе населенного пункта д. Коневка подтвердили свидетели - ФИО1 и ФИО2, работавшие вместе с истцом, допрошенные при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Вступившими в законную силу решениями Заводского районного суда г. Орла от 25.12.2017 и от 17.01.2019 за ФИО1, ФИО2, работками филиала ОАО «Агропромстройтранс» Орловское АТП-2, признано право на досрочную пенсию с учетом снижения пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и назначена досрочно пенсия по старости.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что Чернов В.Н. с 06.07.1989 по 23.08.1994 работал в Орловском АТП № 2 ПО «Агропромстройтранс», расположенном на территории Платоновского сельского поселения, отнесенного к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Черновым В.Н. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Чернова В.Н., так как факт его работы на загрязненной территории в спорный период документально не подтвержден, являются несостоятельными.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Поскольку право Чернова В.Н. на досрочную пенсию с учетом включенного судом спорного периода, возникло с момента достижения истцом возраста 59 лет, а в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) он обратился 19.03.2019, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с даты возникновения права, с 19.03.2019.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения истцу с 19.03.2019, основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 01.08.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2740/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чернов В.Н.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Жидкова Елена Викторовна
24.09.2019Судебное заседание
07.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2019Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее