РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2016 года г. Камень-на-Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хрипуновой О.В.,
при секретаре Гуторовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-690/2016 по иску Бурдастых В. А. к УФК по .... в лице Министерства Финансов Российской Федерации, МО МВД России «Каменский» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бурдастых В.А. обратился в суд с иском к вышеуказанным ответчикам о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания МО МВД России «Каменский» в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование исковых требований указал, что он содержался в ИВС МО МВД России «Каменский» в период с *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по *** в ненадлежащих условиях, унижающих человеческое достоинство, причиняющих ему нравственные и физические страдания, а именно: - камеры, в которых он содержался, были переполнены, нарушена норма площади на 1 человека; отсутствовал кран с водопроводной водой, канализация, был бетонный пол, вентиляция; будучи несовершеннолетним содержался в одной камере со взрослыми и больными туберкулёзом; помывка в душе не предоставлялась; унитаз не оборудован сливным бочком, из-за чего в камере было постоянное зловоние; дезинфекция в камере не проводилась; прогулки не более 10 мин.; постельное белье и средства личной гигиены не выдавались; нарушались сроки содержания в ИВС свыше 10 суток в течение месяца; освещение не соответствовало требованиям; оконный проем не соответствовал стандартам; сух.паек при конвоировании не выдавался; питание не соответствовало рациону и нормам.
В судебном заседании истец Бурдастых В.А. не присутствовал, в связи с отбыванием уголовного наказания в местах лишения свободы, уведомлен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, процессуальные права ему разъяснены. В судебном заседании ***, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи истец Бурдастых В.А. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, иных доводов в обоснование компенсации морального вреда, помимо изложенных в исковом заявлении, не высказал.
Ответчик МО МВД России «Каменский» в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени извещен надлежаще.
В письменном отзыве от *** представитель ответчика указывает, что вред, причиненный в результате незаконных действий (без действий) государственных органов или должностных лиц государственных органов подлежит возмещению по ст. 1069 ГК РФ за счет казны субъекта РВ, в связи с чем МО МВД России «Каменский» не может являться надлежащим ответчиком. В связи с уничтожением документов, регламентирующих деятельность ИВС в <данные изъяты> г.г., по истечении срока хранения, подтвердить период содержания истца в ИВС ОВД по .... и материально-бытовые условия содержания истца не представляется возможным. МО МВД России «Каменский» не оспаривает факт того, что в период содержания истца в ИВС в <данные изъяты> г.г., камеры не были оборудованы санузлами, зоной приватности. Согласно бухгалтерских документов унитазы были приобретены ОВД только в июле 2005 г. и установлены в ИВС. Наличие зон приватности стало обязательным только с ***. Устройство уборных для отправления естественных надобностей было в виде железного бачка с крышкой, которым подозреваемые и обвиняемые могли пользоваться в течение дня и в ночное время, что не противоречило требованиям Сан Пин 2.1.22645-10. В камерах были установлены бачки с краном для питьевой воды. Выдавались постельные принадлежности и предметы личной гигиены. Освещение полностью соответствовало требованиям приказа МВД России № дсп-<данные изъяты> обеспечивались питанием в соответствии с установленными нормами и рационом питания согласно заключенного договора с Ч.П. Холтобиной О.В. кафе <данные изъяты>», <данные изъяты>. Также, Каменским ОВД был заключен договор на оказание услуг дератизации, дезинфекции, дезинсекции. Журналам покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС, книгами учета, содержащихся в ИВС, подтверждают, содержания истца в ИВС в периоды: с *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***, *** по ***. Не оспаривается доводы истца о нарушении законодательства о норме площади камер на одного человека. Все лица, содержащиеся в ИВС, были обеспечены индивидуальными спальными местами. Время следования подозреваемых и обвиняемых в пути составило 3,5 час. С учетом того, что конвоирование осуществлялось в ночное время и на утро спецконтингента обеспечивалось питанием, а также с учетом непродолжительного времени следования в пути, сухой паек истцу не полагался. Просила в иске отказать в полном объеме, поскольку истцом не доказан факт наличия нравственных страданий и причинно-следственная связь между неправомерными действиями органов внутренних дел и нравственными страданиями физических
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации- Леонов А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства финансов РФ Леонов А.В. указывает, что деятельность ИВС и СИ по материально – бытовому обеспечению, содержащихся в них лиц, осуществляется в рамках административно – хозяйственной деятельности, основания для применения по делу ст. 1069 ГК РФ отсутствуют, равно как и обязанность по его возложению на казну соответствующего публично – правового образования. В данном случае вред подлежит возмещению на общих основаниях, т.е., лицом его причинившим (ч. 1 ст. 1064 ГК РФ). В силу п.2 ст.1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вина лица в совершении правонарушения должна быть установлена путем привлечения такого лица к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности. Признание действий незаконными выражается в установлении нарушения должностным лицом действующего законодательства. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение служебных обязанностей. Факт незаконности действий должностных лиц ИВС при МО МВД «Каменский», должен быть доказан путем проведения прокурорской проверки и отражен ее результат. Однако не установлено, проводилась ли прокурорская проверка по указанным в иске фактам, какие были выявлены нарушения, отсутствуют доказательства вины должностных лиц, не доказан факт причинения морального вреда Бурдастых В.А., а также не представлены доказательств подтверждающие незаконность действий должностных лиц ИВС при МО МВД России «Каменский». Доводы о причинении морального вреда в виде нравственных страданий основаны на субъективных пояснениях истца и другими средствами доказывания не подтверждаются. Негативные последствия, на которые указывает истец, могли быть вызваны в связи с содержаниям Бурдастых В.А. в неблагоприятных для нормального человека условиях – в условиях изоляции от общества, в которых истец находится в настоящее время. Учитывая недоказанность наличия элементов состава гражданско – правовой ответственности, считает исковые требования Бурдастых В.А. не подлежащими удовлетворению.
Выслушав представителя ответчика Министерства финансов РФ Леонова А.В., исследовав материалы дела, уголовные дела №, № приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Как предусматривает ст. 15 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17, 23 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на восьмичасовой сон в ночное время, бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п. 42, 43, 45, 18, 19 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определенным Правительством Российской Федерации.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями, матрацем, подушкой, одеялом.
Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом, скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.
Размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции.
Заключенные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение.
Согласно ст. 17, 24 Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с п. 42 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
В соответствии с п. 43 Приказа подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, в том числе: постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
В соответствии с п. 44 Приказа для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются, в том числе: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей.
В соответствии с п. 45 Приказа камеры ИВС оборудуются в том числе: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
В соответствии с п. 152 Приказа подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях обеспечиваются сухим пайком в случае невозможности обеспечения горячим питанием.
Из представленной копии книг учета лиц, содержащихся в ИВС МОВД «Каменский», ОВД по .... и Журнала учета лиц, содержащихся в ИВС (покамерный список), установлено, что Бурдастых В.А. действительно содержался в ИВС, однако его доводы о содержании в ненадлежащих условиях подтверждены лишь частично.
Исходя из положений ст. 12 ГПК РФ невозможность достоверной проверки доводов истца за <данные изъяты> вызвана его поздним обращением в суд за защитой нарушенного права, что не позволяет за давностью лет и уничтожением документов установить нарушение прав истца, что лишает суд возможности проверить обоснованность доводов истца.
Согласно п. 6.1.31 Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, организаций и предприятий системы Министерства органов внутренних дел РФ с указанием сроков хранения, утвержденных приказом МВД РФ от 19 ноября 1996 года № 615, срок хранения книг учета лиц, содержащихся в ИВС, составлял 3 года.
Перечень и сроки хранения иной документации ИВС в органах внутренних дел приказом МВД РФ № 615-1996 года не предусмотрены.
В связи с указанным, журнал учета лиц, содержащихся в ИВС, журнал учета покамерного списка лиц, содержащихся в ИВС, за *** не представлены в суд в связи с уничтожением по истечении срока хранения, в связи с чем не представляется возможным документально проверить доводы истца о материально-бытовых условиях содержания истца в ИВС в период 1998-2001, в какой камере и с каким количеством лиц содержался в камере истец.
Однако ответчик МО МВД России «Каменский» не оспаривает факт того, что в период содержания истца в ИВС в *** камеры не были оборудованы санузлами, зоной приватности. Согласно бухгалтерских документов унитазы были приобретены ОВД только в июле 2005 г. и установлены в ИВС. Наличие зон приватности стало обязательным только с ***.
В Журнале учета лиц, содержащихся в ИВС (покамерных списков) указано, что Бурдастых В.А. содержался ИВС в периоды: с *** по *** (12 дней), *** по *** (10 дней), *** по *** (9 дней); в ИВС МО МВД России «Каменский» в периоды: *** по *** (6 дней), *** по *** (15 дней), *** по *** (7 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (8 дней), *** по *** (11 дней), *** по *** (8 дней), *** по *** (6 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (8 дней), *** по *** (6 дней), *** по *** (3 дня), *** по *** (7 дней), *** по *** (6 дней), *** по *** (8 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (3 дня), *** по *** (11 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (9 дней), *** по *** (8 дней).
Согласно материалам уголовных дел № по обвинению Бурдастых В.А. по ч<данные изъяты> УК РФ, № по обвинению Бурдастых В.А. по <данные изъяты> частично подтвержден факт нахождения истца в ИВС МО МВД России "Каменский» в период *** (протокол задержания подозреваемого от ***); 23, *** (графиком ознакомление с материалами уголовного дела №); 24, *** (графиком ознакомление с материалами уголовного дела №), *** (протокол задержания), 11-***, 25-*** (протоколом судебного заседания от ***-***); 29-***, 01-*** (актами об ознакомлении с протоколом судебного заседания), *** (кассационной жалобой), *** (актом об ознакомлении с протоколом судебного заседания).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" наряду со следственными изоляторами, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
На основании ст. ст. 13, 14 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Таким образом, судом установлено, что Бурдастых В.А. содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России «Каменский» в марте, мае, август-сентябрь 2008 г., март-апрель 2009 г. более 10 дней (с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***), что является существенным нарушением срока, прямо установленного вышеуказанной нормой. Доказательств иного суду ответчиками не представлено.
При рассмотрении дела нашли подтверждение доводы истца о нарушении в период его содержания в ИВС, установленной законом нормы жилой площади (4 кв.м. на 1 человека) в камере, в которой он содержался.
Указанное обстоятельство подтверждается журналом лиц, содержащихся в ИВС (покамерный список), согласно покамерного списка лиц, содержащихся в ИВС в камере № и камере №, в которых истец Бурдастых В.А. преимущественно содержался, площадь которой составляет 12,19 кв.м. и 15,19 кв.м. соответственно, имели место нарушения санитарной нормы площади на 1 человека (4 кв.м.), где одновременно находилось от 3 до 8 человек, в указанной части доводы истца подтверждены.
При этом данные камеры оборудованы в соответствии с действующими нормативными требованиями, установленными приказом Минюста РФ от *** N 161 "Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции Российской Федерации (СП 15-01 Минюста России)", Приказом ФСИН РФ от *** N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от *** N 950, Камеры ИВС оборудуются светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, с указанного времени камеры ИВС МО МВД России «Каменский» оборудованы указанными осветительными приборами, что подтверждается санитарным паспортом от ***, согласованным с ЦГСН ГУМВД России по ...., актом технической укрепленности ИВС ОВД по ...., согласно которым в ИВС надлежащим образом организовано водоснабжение, канализация, вентиляция, имеется освещение, окна, санузлы со сливными устройствами, с зоной приватности.
Договором № от *** об оказании работ и услуг дератизации и дезинфекции пролонгированного срока действия, и договором возмездного оказания услуг № от *** подтверждает проведение профилактических и противоэпидемиологических работ по предупреждению инфекционных очагов и улучшении санитарно – гигиенической обстановки заказчика, действующий на момент содержания истца под стражей в ИВС. проведение указанных санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Лица, содержащие в ИВС обеспечивались питанием в соответствии с установленными нормами и рационом питания, что подтверждается договором обслуживания от *** заключенный между <данные изъяты> и ОВД, ...., государственным контрактом № с <данные изъяты> на оказание услуг по обеспечению питанием лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Каменский», в соответствии с нормами суточного довольствия, утв. Постановлением Правительства РФ от *** №, договором от *** заключённый между Межмуниципальным ОВД «Каменский» и <данные изъяты>
Таким образом, доводы истца в указанной части несостоятельны.
Согласно п. 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от *** N 950 перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Согласно справки Каменского ПАТП с учетом расстояния от .... до ...., время следования в пути занимало не более 3,5 часов.
В соответствии с маршрутным расписанием движения караула по железнодорожному маршруту "<данные изъяты> время прибытия поезда на обменный пункт в .... - <данные изъяты>, а прибытия на обменный пункт в .... - 3-16 часа. Таким образом, время следования подозреваемых и обвиняемых в пути составило 3,5 часа. При этом, с учетом времени конвоирования в ночное время суток, у подозреваемых и обвиняемых имеется возможность получения бесплатного питания утром по месту прибытия в ..... При таких обстоятельствах, сухой паек Бурдастых В.А. не полагался.
Доводы Бурдастых В.А. об отсутствии постельных принадлежностей и средств гигиены являются необоснованными, поскольку подозреваемым и обвиняемым предоставлялось право пользоваться собственными постельными принадлежностями, в том числе приобретать их за свой счет, либо получать в посылках и передачах. Истцом в обоснование доводов об отсутствии постельных принадлежностей не представлено доказательств невозможности приобретения таковых за свой счет, а также неполучения и невозможности их получения в посылках и передачах.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Разделом XV Правил N 950 предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только медицинским работником. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника ИВС, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается. Прогулка может быть также досрочно отменена или сокращена в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями либо на период возникновения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств (побег, массовые беспорядки и иные), осложнения обстановки в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар, санитарный карантин и иное).
Вместе с тем, суду не был представлен журнал регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер за указанный период времени, в связи с чем, ответчиком не опровергнуты доводы истца по непредоставлению ему ежедневных прогулок и их продолжительности.
Таким образом, из совокупности всех указанных выше обстоятельств, судом установлен факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, а также с превышением установленного законом срока, повлекший нарушение прав истца, гарантированных законом, и сам по себе являющийся достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущих ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для признания требований истца о взыскании компенсации морального вреда правомерными. При этом недоказанность иных доводов истца не может влечь отказ в иске в полном объеме.
В соответствии ст. 151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Само по себе нарушение приведенных в решении правовых норм, регулирующих условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предполагает причинение истцу нравственных страданий, а вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, в связи с чем, суд находит, что истцу был причинен моральный вред и у истца имеется право на его компенсацию.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает период нахождения истца под стражей в условиях, нарушающих его нематериальные права, при этом, также принимает во внимание то, что истцом не приведены доводы о перенесенных им в этой связи физических и нравственных страданиях высокой степени. В то же время отбывание уголовного наказания не может не сопровождаться определенными ограничениями, содержание истца в указанных выше условиях изолятора временного содержания в качестве обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, и их наличие не является безусловным основанием к взысканию компенсации морального вреда в размере, указанном Бурдастых В.А.
С учетом характера нарушений, степени причиненных истцу нравственных страданий, требований разумности и справедливости, суд находит, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда является чрезмерно завышенным и приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в размере 7 000 руб.
По вышеуказанным основаниям доводы представителей ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда в полном объеме в связи с недоказанностью причинения истцу нравственных страданий, неустановления вины должностных лиц и государственных органов, и иные доводы представителей ответчиков об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, суд находит несостоятельными и во внимание не принимает.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
От имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования Бурдастых В.А. подлежат частичному удовлетворению за счет Министерства финансов Российской Федерации, действующего от имени казны Российской Федерации. В иске к МО МВД России «Каменский» следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Бурдастых В. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Бурдастых В. А. в счет возмещения морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей денежную компенсацию в размере 7 000 рублей.
В иске к МО МВД России «Каменский» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.В. Хрипунова
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>