Решение по делу № 3-4/2016 (3-162/2015; 3-299/2014;) от 26.12.2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2016 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Железном А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-4/2016 по административному исковому заявлению Мамонтовой Марины Васильевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Мамонтова М.В. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности двух земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:0010516:525 и 55:20:0010516:716, расположенных в Одинцовском районе Московской области. Дата обращения в суд – 26 декабря 2014 года.

Обосновывая свои требования, Мамонтова М.В. указывает, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих ей земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что увеличивает налоговое бремя и, соответственно, нарушает ее права плательщика земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.

Мамонтова М.В. просила суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ей земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату кадастровой оценки в представленном ею отчете об оценке (т. 1 л.д. 3-7).

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерством имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом трижды назначалась экспертиза (в том числе повторная и дополнительная для определения действительной рыночной стоимости данных объектов недвижимости (т. 1 л.д. 235 – 237, т. 2 л.д. 118-120, 222-223).

После получения повторной и дополнительной экспертиз представитель административного истца – Королев П.С. в судебном заседании заявил ходатайство об отказе своего доверителя от части заявленных требований, а именно – от требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:20:001516:525 равной его рыночной стоимости (т. 2 л.д. 298).

Данный частичный отказ от иска был принят судом и определением Московского областного суда от 23 марта 2016 года производство по делу в части указанных требований прекращено (т. 2 л.д. 300-301).

В остальной части Мамонтова М.В., через своего представителя, в судебном заседании уточнила заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:716 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года (дату кадастровой оценки) по результатам повторной и дополнительной экспертиз (т. 3 л.д. 302).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке (ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, полагает уточненные требования Мамонтовой М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, 2 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что Мамонтова Марина Васильевна является собственницей земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:716, площадью 9674 кв.м., категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для рекреационных целей, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Барвихинское, вблизи дер. Жуковка, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права, кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 11, 14).

Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года № 562-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость принадлежащего Мамонтовой М.В. земельного участка. Кадастровая стоимость земельных участков при проведении государственной кадастровой оценки определялась по состоянию на 1 января 2013 года - дату формирования перечня объектов, подлежащих оценке.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Как следует из кадастровой справки, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 120731520 рублей (т. 1 л.д. 12).

Согласно повторному и дополнительному заключениям № 019-02-2016 от 1 февраля 2016 года и № 025-03-2016 от 14 марта 2016 года эксперта Государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (ГБУ МосгорБТИ) Бушкова Андрея Юрьевича, которому судом было поручено проведение данных экспертиз по определению действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:716, рыночная стоимость данного объекта недвижимости составляет 63588077 рублей (т. 2 л.д. 129 – 190, л.д. 233 - 295).

Суд, исследовав и оценив представленное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на дату кадастровой оценки в данных заключениях эксперта Бушкова А.Ю.

Указанные экспертные заключения подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, а также ученую степень кандидата экономических наук, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем оснований сомневаться в выводах эксперта у суда не имеется.

Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не опровергнуты.

Исходя из изложенного, суд находит требования Мамонтовой М.В. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном по результатам указанных экспертиз (повторной и дополнительной), обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Мамонтовой Марины Васильевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Московский областной суд 26 декабря 2014 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010516:716, площадью 9674 кв.м., категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для рекреационных целей, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Барвихинское, вблизи дер. Жуковка, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года, в размере 63588077 (шестьдесят три миллиона пятьсот восемьдесят восемь тысяч семьдесят семь) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3-4/2016 (3-162/2015; 3-299/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мамонтова М.В.
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО
Кириченко М.Э.
Управление ФСГрегистрации, кадастра и картографии по МО
Министерство экологии и природопользования МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
26.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2014Передача материалов судье
26.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2015Подготовка дела (собеседование)
12.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2015Предварительное судебное заседание
14.04.2015Судебное заседание
25.05.2015Судебное заседание
28.09.2015Производство по делу возобновлено
22.10.2015Судебное заседание
22.10.2015Судебное заседание
19.11.2015Судебное заседание
10.02.2016Производство по делу возобновлено
19.02.2016Судебное заседание
29.02.2016Судебное заседание
23.03.2016Судебное заседание
23.03.2016Судебное заседание
23.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее