Дело № 2-5775/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Ю.Н. Агранович,
При секретаре Г.Ф. Синицкой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «14» июля 2015 года гражданское дело по иску Кочмак А.С. к Министерству экономического развития Республики Коми об отмене приказов об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, обязании произвести перерасчет компенсации за ежегодный основной оплачиваемый отпуск, за дополнительные отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день, обязании произвести перерасчет отпускных за ** ** **., ** ** **., произвести перерасчет дополнительной компенсации и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы в ** ** **-** ** **.г., компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Кочмак А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству экономического развития Республики Коми об отмене приказов об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере ...%, ...% и ...%; обязании произвести перерасчет компенсации за ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 42 календарных дней, за дополнительные отпуска за выслугу лет в количестве 20 календарных дней и за ненормированный служебный день в количестве 14 календарных дней исходя из надбавки к должностному окладу в размере ...% согласно расчета в сумме ... рублей; обязании произвести перерасчет отпускных за ** ** **., исходя из надбавки к должностному окладу в размере ...% согласно расчета в сумме ... рублей; произвести перерасчет дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания гражданского служащего, оставшемуся до истечения срока предупреждения, а также перерасчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» исходя из надбавки к должностному окладу в размере ...% согласно расчета в сумме ... рублей; взыскании компенсации морального вреда в сумме ... рублей.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет отпускных за ** ** **. исходя из надбавки к должностному окладу в размере ...% согласно расчета в сумме ... рубля; выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы в ** ** **-** ** **.г. в соответствии со ст. 236 ТК РФ согласно расчета в сумме ... рублей.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве. Из отзыва следует, что установление конкретного размера надбавки является прерогативой руководителя. Кроме того, истец пропустил срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
** ** **. между представителем нанимателя в лице Министра экономического развития РК Стукаловым И.Е., действующим на основании Положения о Министерстве экономического развития РК, с одной стороны, и Кочмак А.С., с другой стороны, был заключен служебный контракт №..., по которому последний принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы РК в должности консультант отдела экономики производственной сферы.
Приказом министра Министерства экономического развития РК от ** ** **. №... Кочмак А.С. переведен с ** ** **. в отдел развития туризма на должность начальника отдела.
Этим же приказом, истцу установлена тарифная ставка в размере ... рублей оклад за классный чин – ... рубль и надбавка за особые условия государственной службы в размере ...%. С данным приказом истец был ознакомлен под роспись ** ** **.
Приказом от ** ** **. №... истцу установлена надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере ...% должностного оклада. С данным приказом истец ознакомлен под роспись.
** ** **. министром экономического развития РК был издан приказ №..., которым данная надбавка установлена истцу в размере ...%. Сведений об ознакомлении истца с данным приказом в материалах дела не имеется.
Приказом от ** ** **. №... истец допущен к работе с ** ** **. в связи с досрочным выходом из отпуска по уходу за ребенком. Этим же приказом ему установлена надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере ...% должностного оклада. С данным приказом истец ознакомлен под роспись в этот же день.
На основании приказа от ** ** **. №... служебный контракт, заключенный с Кочмак А.С., расторгнут в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и истец уволен с ** ** **
Оспаривая приказы об установлении надбавок в размере ...%, ...% и ...%, истец указывает на то, что работодателем не учитывалась его профессиональная квалификация, результаты его деятельности и качество выполнения им должностных обязанностей. Кроме того, с приказом об установлении ему надбавки в размере ...% он ознакомлен не был.
Порядок оплаты труда гражданских служащих закреплен в ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат; к дополнительным выплатам относятся, в том числе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы и премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Как следует из материалов дела приказом Министерства экономического развития РК от 05.02.2009г. № 28 было утверждено Положение о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Министерства экономического развития РК.
Разделом II указанного Положения предусмотрен порядок установления и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы.
Так, согласно данного Положения, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы является составляющей денежного содержания государственных гражданских служащих Министерства экономического развития РК и подлежит обязательной выплате в целях повышения их заинтересованности в результатах своей деятельности и качестве выполнения ими должностных обязанностей.
Надбавка устанавливается в процентах к должностному окладу гражданского служащего приказами Министерства экономического развития РК ежемесячно (ежеквартально). Гражданский служащий должен быть ознакомлен с приказом об установлении размера надбавки под роспись.
Конкретный размер надбавки определяется Министром: 1). гражданским служащим структурных подразделений Министерства на основании представления руководителя соответствующего структурного подразделения, согласованного с курирующим отдел заместителем Министра и начальником Управления контрольной и кадровой работы; 2). руководителям структурных подразделений на основании представления заместителя министра (начальника Управления контрольной и кадровой работы), курирующего соответствующие структурные подразделения (п. 4).
В силу п. 5 основными критериями для определения размера надбавок являются: профессиональная квалификация; эффективность, результативность и своевременность принятия и исполнения управленческих и иных решений; эффективность, результативность и качество правового, организационного и документационного обеспечения исполнения решений; разработка и внедрение инициативных и творческих предложений по выработке политики министерства в установленной сфере деятельности; объем, сложность и важность выполняемых работ; исполнение поручений, выходящих за рамки функциональных обязанностей гражданских служащих.
Как следует из содержания приказов от ** ** **. №... (...%), от ** ** **. №... (...%), от ** ** **. №... л/с (...%) в них не указаны основания, по которым был снижен размер надбавки истцу.
Вместе с тем, суд считает, что решение об уменьшении размера надбавки не может зависеть от усмотрения руководителя, поскольку решение данного вопроса находится в прямой связи с оценкой деятельности работника, а именно установлением факта ненадлежащего выполнения им служебных обязанностей. Ответчиком должны быть представлены доказательства обоснованности снижения ранее установленного размера ежемесячной надбавки.
В качестве таких доказательств суду представлены материалы служебных проверок в отношении истца и приказы о привлечении его к дисциплинарной ответственности от ** ** **. №... (выговор), от ** ** **. №... (замечание).
Также имеется служебная записка заместителя министра О.И. о снижении истцу надбавки за особые условия государственной гражданской службы до ...% в связи с невыполнением мероприятий его служебной деятельности. Министром экономического развития РК данная служебная записка была рассмотрена и согласована. При этом в служебной записке была допущена опечатка, она была подготовлена ** ** **., а приказ о снижении надбавки был издан ** ** **
Из содержания Положения следует, что в зависимости от результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего размер надбавки, являющейся средством стимулирования его профессиональной деятельности, может быть изменен в целях материального стимулирования служащего к выполнению установленных критериев службы.
Рассматривая ходатайство представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения с указанными требованиями, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового пора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Однако, на основании ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004 года в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Как указывалось выше, специальным нормативным актом предусмотрен порядок ознакомления работника министерства экономического развития РК с приказом об установлении ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, а именно: гражданский служащий должен быть ознакомлен с приказом об установлении размера надбавки под роспись
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с приказами об установлении надбавок в размере ...% (приказ от ** ** **. №...) и ...% (приказ от ** ** **. №...) истец был ознакомлен под роспись в этот же день. С приказом от ** ** **. №... об установлении надбавки в размере ...% истца не знакомили.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля по делу Т.А. суду пояснила, что работает в министерстве экономического развития в должности начальника отдела по управлению персоналом. С приказами об установлении надбавки всех работников знакомят под роспись, но сведений об ознакомлении истца с приказом об установлении надбавки в размере ...% она не нашла, в связи с чем, в ** ** **-** ** **., точно не помнит, сама лично позвонила ему на домашний телефон и сообщила о снижении надбавки до ...%. По голосу истца она проняла, что он расстроился. Также она попросила его прийти в министерство и ознакомится с приказом под подпись, но истец так и не пришел.
В материалы дела стороной ответчика также представлены расчетные листки, согласно которых выплата причитающихся истцу сумм заработной платы и отпускных производилась с учетом установленных ему надбавок в размере ...% и ...%.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец знал о снижении размера надбавки до ...% и до ...% в ** ** **. – ** ** **. в том числе и исходя из полученных им денежных средств в счет заработной платы и отпускных.
По настоящему делу требование о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы не заявлялось.
Вместе с тем, истцом не представлены в адрес суда обстоятельства, подтверждающие уважительность пропуска срока обращения в суд. Не являются таковыми обстоятельствами и нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком, поскольку это не препятствовало своевременному обращению в суд с указанными требованиями.
С учетом анализа приведенного выше законодательства и, оценивая в совокупности добытые по делу доказательства, суд находит обоснованным довод представителя ответчика о пропуске истцом без уважительных причин срока обращения в суд требованиями об отмене приказов об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы от ** ** **. №... и от ** ** **. №..., в связи с чем, судья принимает решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
Требования истца об отмене приказа от ** ** **. №... об установлении надбавки в размере ...% суд также находит несостоятельными, поскольку данная надбавка по сравнению с ранее установленной в размере ...% не снижена, а как раз наоборот, в 10 раз превышает предыдущую, в связи с чем, доводы истца о необоснованном снижении надбавки в данном случае несостоятельны.
Поскольку в удовлетворении требований истца об отмене приказов об установлении надбавки за особые условия гражданской службы в размере ...%, ...% и ...% истцу отказано, а требования об обязании произвести перерасчет компенсации за ежегодный основной оплачиваемый отпуск, за дополнительные отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день, обязании произвести перерасчет отпускных за ** ** **., ** ** **., исходя из размера надбавки в ...%, произвести перерасчет дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания гражданского служащего, оставшемуся до истечения срока предупреждения, а также перерасчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» исходя из надбавки к должностному окладу в размере ...%, являются производными от первоначальных, то в из удовлетворении истцу также следует отказать.
С требованиями выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период ** ** **-** ** **.г. истец также обратился в суд с пропуском трехмесячного срока, в связи с чем, данные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
В случае возникновения спора факт причинения морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку в удовлетворении требований истцу отказано полностью, то оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кочмак А.С. к Министерству экономического развития Республики Коми об отмене приказов об установлении надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, обязании произвести перерасчет компенсации за ежегодный основной оплачиваемый отпуск, за дополнительные отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день, обязании произвести перерасчет отпускных за ** ** **., ** ** **., произвести перерасчет дополнительной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания гражданского служащего, оставшемуся до истечения срока предупреждения, а также перерасчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания на основании ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» исходя из надбавки к должностному окладу в размере ...%, выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы в ** ** **-** ** **.г., компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано стонами в Верховный суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Ю.Н. Агранович