ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2019 г. №3а-78/2019
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Марининой Оксане Вячеславовне,
с участием в деле:
административного истца – Акционерного общества «Санаторий «Алатырь» (далее – АО «Санаторий «Алатырь»), его представителей Будылина Валерия Александровича, Карпушкина Александра Владимировича,
административного ответчика – Правительства Республики Мордовия,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия), его представителя Начаркиной Анастасии Никитичны,
заинтересованного лица – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованного лица – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее – Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица – администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, его законного представителя Митина Михаила Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному исковому заявлению АО «Санаторий «Алатырь» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости,
установил:
Акционерное общество «Санаторий «Алатырь» (далее – АО «Санаторий «Алатырь»), в лице генерального директора Лацузбая А.Р., обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 71 405 кв.м., имеющего ориентиры относительно расположенного <адрес>, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – для ведения санаторно-курортной деятельности, установленной по состоянию на 1 января 2009 г. в размере 12 079 583,85 рублей.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 октября 2019 г. №<№> подготовленным оценщиком – индивидуальным предпринимателем, членом «Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков» Л.Е.В., по состоянию на 1 января 2009 г. в размере 197 000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку размер налога исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебное заседание представитель административного ответчика Правительства Республики Мордовия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Госкомимущества Республики Мордовия, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. При этом, от заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителей административного истца АО «Санаторий «Алатырь» - Карпушкина А.В., Будылина В.А., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия Начаркиной А.Н., законного представителя заинтересованного лица администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Митина М.А., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с требованиями статьи 62 КАС Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющегося составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктами 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации), установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 66 ЗК Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 3 статьи 245 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в реестр объектов недвижимости 11 января 2012 г., то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, истек 11 января 2017 г. Вместе с тем, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия 21 октября 2019 г., а с административным исковым заявлением - 31 октября 2019 г.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 8 ноября 2019 г. №<№>, следует, что с 11 января 2012 г. в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, с кадастровым номером <№> в связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон №135-ФЗ) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 24.18 Закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 апреля 2011 г. № 132 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Республики Мордовия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Республики Мордовия, сформированный по состоянию на 1 января 2009 г.
В утвержденный перечень объектов недвижимости вошел и спорный объект недвижимости (позиция 27) и согласно представленной информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Мордовия от 12 ноября 2019 г. <№> кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2009 г. в размере 12 079 583,85 рублей.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом достоверность установленной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и законность ее утверждении, порядок внесения сведений о нем в ЕГРН, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Санаторий «Алатырь» является собственником земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью 71 405 кв.м., имеющего ориентиры относительно расположенного <адрес> <адрес>
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН содержащей сведения о характеристиках объекта недвижимости и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению рыночная стоимость, является 1 января 2009 г.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец представил в суд отчет оценщика об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 октября 2019 г. № <№>, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 197 000 рублей.
Судом установлено, что представленные административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный индивидуальным предпринимателем, членом «Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков» Л.Е.В. от 15 октября 2019 г. соответствует требованиям Закона № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. №611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. Выводы оценщика отвечают требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. Оценщик является членом «Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков», имеет соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, его гражданская ответственность застрахована. Выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При таких обстоятельствах оснований не доверять отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 октября 2019 г. <№>, соответствующего требованиям статей 11, 17.1 Закона №135-ФЗ, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке статей 62, 63, 247 КАС Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Довод законного представителя заинтересованного лица администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Митина М.А. о некорректном подборе объектов аналогов указанных в отчете, отклоняется в виду следующего.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик Л.Е.В. суду пояснил, что подбор объектов аналогов был приближен к виду разрешенного использования спорного объекта недвижимости и применены все необходимые корректировки.
Судом установлено, что в качестве основных ценообразующих факторов оценщик выделил: цену предложения, площадь участка, время продажи, передаваемые права на земельные участки, финансовые условия, условия продажи (скидка на торг); местоположение; расположение относительно крупных автодорог масштабность, назначение участка (вид разрешенного использования); разработанность земельного участка, наличие инженерных коммуникаций.
Оценщиком проанализированы сравниваемые объекты-аналоги на основании всех характеристик, произвел корректировки на торг, на время продажи, на передаваемые права, на финансовые условия, на условия продажи на зональный коэффициент, на транспортную доступность, на масштабность.
При данных обстоятельствах доводы представителя заинтересованного лица администрации Смольненского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Митина М.А. не содержат сведений опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величин рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы им не заявлялось.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и подтверждает рыночную стоимость спорного земельного участка в вышеназванном размере по состоянию на юридически значимую дату, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 г., подлежат удовлетворению в заявленном им размере.
Правила статьи 24.20 Закона №135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28, в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК Российской Федерации).
В пункте 28 указанного Постановления Пленума разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статей 5 НК Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что административный истец АО «Санаторий «Алатырь» обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия 21 октября 2019 г., следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 г., применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объект недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Законом №218-ФЗ.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Санаторий «Алатырь» к Правительству Республики Мордовия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2009 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 71 405 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для ведения санаторно-курортной деятельности, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, <адрес>, в сумме 197 000 (сто девяносто семь тысяч) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления административного истца Акционерного общества «Санаторий «Алатырь» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, сведения о которых подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 21 октября 2019 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2019 г.