№ 2-819/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2015 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
с участием
представителя процессуального истца Соломиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в защиту прав, свобод, законных интересов Чунаевой И.А. к администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Томска в защиту прав, свобод, законных интересов Чунаевой И.А. обратился в суд с иском к администрации г.Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 34 кв.м. в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г.Томска по обращению Чунаевой И.А. о нарушении ее жилищных прав проведена проверка. В ходе указанной проверки установлено, что Чунаева И.А., ДД.ММ.ГГГГг.р., является инвалидом и у нее имеется тяжелая форма хронического заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378, при котором невозможно ее совместное проживание в одной квартире с гражданами. Решением Советского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГна администрацию района г.Томска возложена обязанность включить Чунаеву И.А. в список нуждающихся в жилом помещении вне очереди по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В настоящее время Чунаева И.А. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: , принадлежащей на праве собственности ФИО7, ФИО5, ФИО6 (по 1/3 доли в праве). Площадь данного жилого помещения составляет ... кв.м. в жилом помещении также зарегистрированы и проживают мать ФИО1 – ФИО4, брат и сестра ФИО1 – ФИО5 и ФИО6, несовершеннолетняя племянница ФИО1 – ФИО7 Иного жилья Чунаева И.А. не имеет, в реестре собственников не значится.
Представитель процессуального истца прокурора Советского района г.Томска в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Чунаева И.А., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении не просила.
Ответчик администрация г. Томска извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания своего представителя не направила. В ранее представленном отзыве ответчик не признает исковые требования указывая, также указывает, что истцами заявлено требование о внеочередном предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, которое мотивировано ссылкой на ст.57 ЖК РФ. Данная позиция незаконна и необоснованна. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Частью 2 ст. 57 ЖК РФ определены «иные» категории граждан, к каковым отнесены граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний. Таким образом, указанным гражданам должны предоставляться жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а не жилые помещения муниципального жилищного фонда. Ч. 4 ст. 49 ЖК РФ устанавливает единственный случай, при котором «иным» категориям граждан могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления: в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом, Администрации г. Томска полномочия по обеспечению граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний жилыми помещениями, инвалидов, семей имеющих детей инвалидов, не передавались. Соответственно по заявленным требованиям Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся материального истца, ответчика, извещенного надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит иск, подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В ч.1 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Согласно абз.10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округеи нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 14, ч.2 п.3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации, выраженной от 17.12.2009 № 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу которой «указанные выше полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года №17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П)».
Содержащееся в пункте 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
На основании изложенного, суд полагает, что Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком, на которую может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцам.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 перечня заболеваний, дающих инвалидам, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, в перечень заболеваний входит заболевание с кодом №.
Из материалов дела следует, что Чунаева И.А., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, страдает хроническим заболеванием, с 2007 года состоит на Диспансерном учете, с диагнозом код №, является инвалидом ... группы. По состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, пользуется правом на дополнительную жилую площадь. Данное обстоятельство подтверждается справкой №, выданной ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 17).
Ответчиком хроническое заболевание и инвалидность Чунаевой И.А. не оспаривалась.
Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГудовлетворены исковые требования прокурора Советского района г.Томска в интересах Чунаевой И.А. к администрации района г. Томска; признано незаконным решение администрации (протокол №утвержден распоряжением администрации района г.Томска от 27.08.2014 № 812) об отказе Чунаевой И.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; на администрацию возложена обязанность включить Чунаеву И.А. в список нуждающихся в жилом помещении вне очереди по пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответам администрации района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 14), жилищной комиссией администрации района г. Томска ДД.ММ.ГГГГЧунаева И.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.2; п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. В списках общей очереди № №, в списках льготной очереди номер №.
До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Согласно справке ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 11) по адресу: зарегистрированы ФИО4, ФИО5, ФИО6, Чунаева И.А. (л.д. 11).
Согласно уведомлению №от ДД.ММ.ГГГГв Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация о правах Чунаевой И.А. на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества (л.д. 13).
По данным Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГсведения о наличии прав на недвижимое имущество на Чунаеву И.А. отсутствуют (л.д.12).
Имеющееся заболевание у Чунаевой И.А. является основанием для предоставления ей во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с учетом права лица, имеющего инвалидность, на дополнительную площадь.
Размер жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь определяется на основании положений ч. 4 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ч.2 ст.57 ЖК РФ по норме предоставлении жилого помещения.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 г. № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области», принятого постановлением Государственной Думы Томской области от 25.09.2003 г. № 834, жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления.
Решением Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и предоставления жилого помещения по договору социального найма», установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 17,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.
В силу вышеизложенных норм права и обстоятельств дела, учитывая, что в предоставляемую квартиру подлежит вселению Чунаева И.А., страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание с ней в одной квартире, нуждающаяся в особом уходе, и имеющая право на дополнительную жилую площадь, гарантированное ч. 4 ст. 17 ФЗ «О социальной защиты инвалидов в РФ», истцу Чунаевой И.А.. должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34 кв.м. в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права Чунаевой И.А. на дополнительную площадь.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод, законных интересов Чунаевой И.А. к администрации о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить Чунаевой И.А. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись.