АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mail info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Омск дело № А46-22223/2008
31 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2008 года.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания и.о. секретаря судебного заседания Шитовой А.М.,
рассмотрев 25.12.2008 в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Качалова Станислава Викторовича г. Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения № 869 от 03.10.2008 и об обязании осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 75 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Качалова Станислава Викторовича, представившего паспорт; Кабанова А.Н., представившего доверенность от 25.09.2008, сроком действия 3 года;
от заинтересованного лица – Стельмуховой Ю.Н., представившей доверенность от 18.07.2007 № 12361, сроком действия 3 года.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Качалов Станислав Викторович г. Омска (далее по тексту – заявитель, предприниматель, налогоплательщик, ИП Качалов С.В.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска) о признании недействительным решения № 869 от 03.10.2008 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес и об обязании осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 75 000 руб.
В судебном заседании заявитель требования поддержал, по основаниям изложенным в заявлении и дополнениях к нему, представительница налогового органа требование не признала, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что 12.03.2008 ИП Качалов С.В. обратился в ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 221 250 руб.
На основании указанного заявления ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска возвратила предпринимателю 146 250 руб.
29.09.2008 предприниматель повторно обратился в налоговый орган с заявлением о возврате 75 000 руб. излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес.
03.10.2008 ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска решением № 869 отказала в возврате сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес, в связи с отсутствием в карточке лицевого счета сведений о переплате.
Полагая, что решение № 869 от 03.10.2008 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ИП Качалов С.В. обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд находит заявленное ИП Качаловым С.В. требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии со статьей 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 НК РФ объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Согласно пункту 1 статьи 370 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом ставка налога для игрового автомата может быть установлена в размере от 1 500 рублей до 7 500 рублей.
В соответствии со статьей 1 Закона Омской области от 15.09.1998 № 153-ОЗ «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» в редакции закона Омской области от 09.11.2001 № 316-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Омской области «Об установлении ставок налога на игровой бизнес», вступившего в силу 01.01.2002, ставка налога на игорный бизнес на территории Омской области за один игровой автомат составляла 1 500 рублей.
Впоследствии Законами Омской области от 06.11.2003 № 469-ОЗ, от 20.12.2004 № 590-ОЗ, от 28.11.2005 № 700-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес для данного объекта была увеличена и составила 3000 рублей, 4000 рублей и 7500 рублей соответственно.
Из материалов дела следует, и налоговым органом по существу не оспорено, что Качалов С.В. являясь плательщиком налога на игорный бизнес, уплачивал указанный налог исходя из ставок, установленных Законами Омской области от 06.11.2003 № 469-ОЗ, от 20.12.2004 № 590-ОЗ, от 28.11.2005 № 700-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» и составляющих 3 000 руб., 4 000 руб. и 7 500 руб. за игровой автомат.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» ИП Качалов С.В. относится к субъектам малого бизнеса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, в случае, если изменение налогового законодательства создает для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения.
В соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, в том числе, по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории РФ.
Исходя из положений статьи 17 НК РФ, установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения, к которым относится, в том числе, налоговая ставка.
Из материалов дела следует, что Качалов С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией Советского административного органа г. Омска 26.08.2003, за основным государственным регистрационным номером 304550136200421.
На момент регистрации заявителя действовал Закон Омской области от 15.09.1998 № 153-ОЗ «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» в редакции закона Омской области от 09.11.2001 № 316-ОЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Омской области «Об установлении ставок налога на игровой бизнес» вступившего в силу 01.01.2002. Статьей 1 указанного закона ставка налога на игорный бизнес на территории Омской области за один игровой автомат составляла 1 500 рублей.
Впоследствии Законами Омской области от 06.11.2003 № 469-ОЗ, от 20.12.2004 № 590-ОЗ, от 28.11.2005 № 700-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес для данного объекта была увеличена и составила 3000 рублей, 4000 рублей и 7500 рублей соответственно.
Таким образом, с внесением изменений в Закон Омской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес с объекта «игровой автомат» увеличилась.
Однако на момент внесения означенных изменений в статью 1 Закона Омской области «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» четыре года с момента регистрации предпринимателя не истекли.
Принимая во внимание, что ставка налога является одним их элементов налогообложения и ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности налогоплательщика в данном случае ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, а так же учитывая, что на момент регистрации Качалова С.В. действовал вышеуказанный Закон, которым была установлена ставка налога на игорный бизнес на территории Омской области за один игровой автомат в сумме 1 500 руб., суд убежден, что у предпринимателя в связи с уплатой налога по впоследствии установленным более высоким ставкам, образовалась излишне уплаченная сумма налога из-за разницы в размерах ставок.
Довод налогового органа о том, что предприниматель, зарегистрированный в качестве субъекта малого предпринимательства до признания утратившей силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приобретающий и регистрирующий объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, должен в отношении вновь зарегистрированных объектов применять ставки, установленные региональным законодательством на момент регистрации объектов игорного бизнеса, а не на дату регистрации предпринимателя, судом не может быть принят во внимание, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 № 111-О, от 07.02.2002 № 37-О и от 04.12.2003 № 445-О, в силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
В постановлении от 19.06.2003 № 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Таким образом, статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», действовавшей в период регистрации предпринимателя, являющегося субъектом малого предпринимательства, гарантировалось сохранение в течение первых четырех лет его деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент его государственной регистрации.
Указанное обстоятельство обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие налоговые отношения
Таким образом, субъектам малого предпринимательства гарантируется стабильность режима налогообложения в целом и в отношении элементов налогообложения - в частности. Однако это не ограничивает право налогоплательщика на развитие бизнеса, а следовательно увеличение заявителем количества игровых автоматов в течение всего четырехлетнего льготного периода (в том числе и после отмены статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации») не является обстоятельством, препятствующим применению им названной льготы для вновь зарегистрированных игровых автоматов.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же учитывая, что наличие переплаты по налогу на игорный бизнес подтверждается материалами дела, суд находит заявленные предпринимателем требования о признании недействительным решения № 869 от 03.10.2008 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес и об обязании ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 75 000 руб., подлежащими удовлетворению.
В виду удовлетворения требования предпринимателя, на основании статей 104, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в силу которого с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу, с ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска в пользу ИП Качалова С.В. подлежит взысканию 100 руб. расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной им платежной квитанцией СБ РФ от 12.11.2008 в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Требования индивидуального предпринимателя Качалова Станислава Викторовича г. Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения № 869 от 03.10.2008 об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес и об обязании осуществить возврат излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 75 000 руб., удовлетворить полностью.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска № 869 от 03.10.2008 об отказе индивидуальному предпринимателю Качалову Станиславу Викторовичу в возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Качалову Станиславу Викторовичу излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 75 000 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска, расположенной по адресу: 644020, г. Омск, ул. Ф. Крылова, 2А, в пользу индивидуального предпринимателя Качалова Станислава Викторовича, 10.04.1974 года рождения, место рождения: г. Омск, проживающего по адресу: 644053, г. Омск, ул. Нефтезаводская, д. 28/2, кв. 16, государственную пошлину в сумме 100 руб., уплаченную при подаче заявления платежной квитанцией СБ РФ от 12.11.2008.
Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья О.В. Глазков