Дело № 2-694/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 03 февраля 2017 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Майданкиной Т.Н.,
При секретаре судебного заседания Барковской А.Г.,
с участием: истца – Набока Л.Г., представителя ответчика администрации города Благовещенска – Арефьевой Е.Г., третьего лица – Шаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Набока Людмилы Григорьевны к Администрации города Благовещенска, МКУ «Благовещенский городской архивный жилищный центр» о признании решения незаконным, об обязании совершить действия, -
УСТАНОВИЛ:
Набока Л.Г. обратилась в суд с настоящим иском к Администрации города Благовещенска, МКУ «Благовещенский городской архивный жилищный центр», указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, состоящего из одной комнаты, общей площадью 31,7 кв.м., в котором она зарегистрирована и проживает совместно с дочерью Шаровой Т.В. и сыном Кондратенко Е.В.. В 2005 году они с составом семьи 3 человека были признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. В 2013 году было произведено техническое обследование дома. Данный жилой дом 1939 года постройки, в связи с ветхостью и аварийностью, а также невозможности проживания в нем людей, 26 июля 2013 года был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации города Благовещенска № 5420 от 23 октября 2013 года, она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке, по основаниям, что дом, в котором она и члены ее семьи проживают, является непригодным для проживания и подлежит сносу. Она обращалась о предоставлении ей и членам семьи жилого помещения на условиях социального найма, но по настоящее время жилое помещение не предоставлено. Постановлением мэра г. Благовещенска от 12 апреля 2005 года № 977 «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв.м. общей площади на одиноко проживающего человека. Ее семья уже в 2005 году была признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет, в связи с чем, полагает, что правомерно требовать для предоставления во внеочередном порядке жилое помещение площадью не менее 54 кв.м. Поскольку проживание в аварийном доме становится невозможным, а каких-либо действий по переселению проживающих в нем граждан от Администрации не следует, она обратилась в суд, где просила обязать Администрацию города Благовещенска предоставить во внеочередном порядке ей с учетом членов семьи в составе 3 человека: Набока Людмила Григорьевна, Шарова Татьяна Викторовна и ЕВ жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее всем санитарным и техническим нормам и правилам, находящееся в городе Благовещенске, площадью, не менее 54 кв.м., исходя из нормы предоставления - по 18 кв. м на каждого члена семьи, взамен ветхого аварийного жилья. Во время данного судебного разбирательства, возник вопрос о необходимости изучения вопроса нуждаемости ее детей, и было предложено произвести проверку их нуждаемости в жилом помещении. Также было предложено предоставить справку о кадастровой стоимости жилого помещения, в котором проживает она с семьей. После проверки нуждаемости ее состава семьи, 28 декабря 2015 года было вынесено Постановление Администрации г. Благовещенска № 4677 о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке и в общем порядке. Основание - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Полагает, что данное постановление вынесено незаконно, нарушает ее права, как человека и гражданина, вынесено с нарушением норм Конституции РФ, в частности, ст. 40, которая гласит, что никто не имеет права быть лишен жилища. Она имеет право стоять на учете в качестве нуждающейся, так как вставала на учет в качестве нуждающейся в 2005 году на общих основаниях. При определении нуждаемости и малоимущности в 2005 году не надо было предоставлять справку о кадастровой стоимости жилого помещения, учитывалась инвентарная стоимость, а инвентарная стоимость составляла 66 000 рублей.
На основании изложенного, просит признать незаконным Постановление Администрации г. Благовещенска от 28 декабря 2015 года за № 4677; обязать Администрацию г. Благовещенска признать ее нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма в общем и во внеочередном порядке с составом семьи 3 человека.
Истец Набока Л.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, просила суд их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что по состоянию на 2015 год все документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении ими были предоставлены.
Представитель администрации города Благовещенска в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, указала, что оснований для того, чтобы истец состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке не имеется, поскольку она не является малоимущей, истцом не предоставлено доказательств малоимущности и нуждаемости в жилом помещении.
Третье лицо Шарова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Третье лицо Кондратенко Е.В., представитель МКУ «БГАЖЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах уважительности неявки в судебное заседание не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, приступил к рассмотрению дела при данной явке.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимся в жилом помещении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что на основании постановления мэра города Благовещенска от 15 марта 2005 года № 687 Набока Л.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в общем порядке, в составе трех человек: Набока Людмила Григорьевна, дочь - Шарова Татьяна Викторовна, *** г.р., внучка - ВА, *** г.р., с 10 февраля 2005 года на основании личного заявления, поскольку семья проживала в жилом помещение, общей площадью 31,7 кв.м., по адресу: ***, где Набока Л.Г. зарегистрирована с 1994 года.
Из учетной карточки очередника на получение жилой площади следует, что Набока Л.Г. в составе семьи трех человек включена в список очередников 10 февраля 2005 года.
Спорное жилое помещение, принадлежит Набока Л.Г, на праве собственности. на основании решения Благовещенского городского суда от 29 июля 2008 года, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 06 октября 2008 года.
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 26 июля 2013 № 21, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 04 февраля 2013 года № 411, многоквартирный жилой ***, расположенный по ***, признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из материалов дела, 06 августа 2013 года Набока Л.Г. обратилась с заявлением о включении в список на внеочередное получение жилья, в связи с тем, что дом признан аварийным. 26 сентября 2013 года Набока Л.Г. обратилась с заявлениями об исключении из состава семьи дочери Шаровой Т.В. и внучки ВА, просила вернуться к рассмотрению заявления от 06 августа 2013 года.
Постановлением администрации города Благовещенска от 23 октября 2013 № 5420 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Закона Амурской области от 01 сентября 2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области» Набока Л.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, во внеочередном порядке с составом семьи 1 человек.
Постановлением Администрации г. Благовещенска № 2640 от 24 мая 2013 года ВА включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, от 14 до 18 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
20 ноября 2015 года в МКУ «БГАЖЦ» поступило заявление от Набока Людмилы Григорьевны, 1950 г.р. о включении в состав семьи дочери Шаровой Т.В. 1981 г.р. и сына Кондратенко Е.В., 1970 г.р., в рамках проведения перерегистрации, а также подтверждения статуса нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением администрации города Благовещенска от 28 декабря 2015 № 4877 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации города Благовещенска от 23 декабря 2015 № 25 Набока Л.Г. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в общем порядке и во внеочередном.
Не согласившись с указанным постановлением, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Благовещенского городского суда от 18 февраля 2016 года в удовлетворении требований искового заявления Набока Людмилы Григорьевны к Администрации города Благовещенска, МКУ «Благовещенский городской архивный жилищный центр» о признании решения незаконным, об обязании совершить действия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 мая 2016 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 февраля 2016 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя Набока Л.Г. – Шафеевой Т.В. – без удовлетворения.
Признавая обоснованным решение администрации г. Благовещенска о снятии истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по общему основанию, суды первой и апелляционной инстанции установили, что 26 сентября 2013 года Набока Л.Г. обратилась с заявлением об исключении из состава ее семьи дочери и внучки, в связи с чем ее обеспеченность жилой площадью превысила 9 кв. м., что до 1 марта 2005 года давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса о правомерности снятия Набока Л.Г. с учета во внеочередном порядке, суды исходили из кадастровой стоимости принадлежащей истице ***, в связи с чем пришли к выводу о несоответствии ее критерию малоимущности.
Постановлением суда кассационной инстанции от 28 ноября 2016 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 18 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 мая 2016 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом кассационной инстанции установлено, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, лица, проживающие в аварийном жилье, подлежат признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от площади такого помещения. Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение, признанное непригодным для проживания, объектом жилищных правоотношений не является. В связи с этим, его кадастровая стоимость, определенная применительно к жилым помещениям, не может учитываться для определения имущественного положения гражданина в целях обеспечения его жилым помещением на условиях социального найма в рамках жилищного законодательства.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, данные обстоятельства обязательны для суда при рассмотрении настоящего спора.
Так, согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч. 1, ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Как ранее установлено судом и подтверждается материалами дела, Набока Л.Г. является собственником жилого помещения – квартиры *** расположенной по адресу: ***. Общая площадь жилого помещения составляет 31,7 кв.м. Истец совместно с членами своей семьи (дочерью Шаровой Т.В. и сыном Кондратенко Е.В.) зарегистрированы по указанному адресу и проживают в нем.
Согласно сведениям из ЕГРП от 17 января 2017 года Шарова Т.В., Кондратенко Е.В. и Набока Л.Г. иного жилого помещения, кроме спорной квартиры, для проживания не имеют.
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 26 июля 2013 № 21, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 04 февраля 2013 года № 411, многоквартирный жилой дом ***, расположенный по ***, признан аварийным и подлежащим сносу.
Из акта обследования жилых помещений многоквартирного жилого дома по *** N 8 от 26 июля 2013 года следует, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания людей. Конструкции дома пострадали после пожара, имеют сильный физический и моральный износ в виду не проведения капитальных ремонтов. Ввиду нецелесообразности проведения полной замены основных конструктивных элементов (фундамента, стен, окон, крыши) дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Между тем до настоящего времени вопрос об отселении Набока Л.Г. и членов ее семьи из вышеуказанного жилого помещения не разрешен.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения данного дела является, в том числе, установление объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ и отнесение ее к категории малоимущих граждан.
Вместе с тем, согласно ч. 1,2 ст. 4 Закона Амурской области от 23.11.2012 № 119-0З «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», при определении общей стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, учитывается стоимость имущества, перечень видов которого установлен приложением N 2 к настоящему Закону.
Стоимость жилого помещения, находящегося в собственности гражданина или членов семьи, определяется органом местного самоуправления путем умножения средней рыночной стоимости квадратного метра жилья, установленной нормативным правовым актом органа местного самоуправления, на общую площадь жилого помещения. В случае если органом местного самоуправления средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья не установлена, стоимость жилого помещения определяется на основании представленных гражданином сведений о кадастровой стоимости жилого помещения, выдаваемых органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 1, 3 перечня видов имущества, находящегося в собственности гражданина или членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (Приложение № 2 к Закону Амурской области от 23.11.2012 года № 119-ОЗ), в целях признания граждан малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма уполномоченным органом местного самоуправления учитывается стоимость следующего имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов семьи и подлежащего налогообложению: жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машиноместа, объекта незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений; земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
По смыслу указанной нормы, лица, проживающие в аварийном жилье, подлежат признанию нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от площади такого помещения.
Кроме того, по смыслу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение, признанное непригодным для проживания, объектом жилищных правоотношений не является. В связи с этим, его кадастровая стоимость, определенная применительно к жилым помещениям, не может учитываться для определения имущественного положения гражданина в целях обеспечения его жилым помещением на условиях социального найма в рюмках жилищного законодательства.
Согласно "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), при рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Исходя из этой правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел по искам граждан о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу необходимо принимать во внимание наличие решения Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленные органом местного самоуправления сроки сноса, а также опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, критериев, по которым дом признан аварийным, и других обстоятельств.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что имеется решение Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания, органом местного самоуправления не установлены сроки сноса, совокупностью доказательств подтверждена опасность проживания в доме для жизни и здоровья истца и членов ее семьи с учетом значительного износа конструкций дома, суд приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения заявленных требований Набока Л.Г.
Доводы стороны ответчика о том, что истцом были заявлены требования о предоставлении жилого помещения вне очереди в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу, следовательно, к данным правоотношениям сторон необходимо применить положения статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, а истец не состоит на учете на улучшение жилищных условий по договору социального найма как малоимущий граждан, суд находит несостоятельными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, в том числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В данном случае предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер.
Указанная правовая позиция подтверждена и в "Обзоре судебной практики по делам связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Следовательно, предоставление жилого помещения истцу, обладающему в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не содержат дополнительных требований, таких как признание малоимущими и постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.
Проанализировав приведенные нормы закона и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о незаконности постановления администрации г. Благовещенска № 4677 от 28 декабря 2015 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Набока Л.Г.».
Между тем, учитывая, что 26 сентября 2013 года Набока Л.Г. обратилась с заявлением об исключении из состава семьи дочери и внучки, в связи с чем постановлением администрация г. Благовещенска № 5420 от 23 октября 2013 года Набока Л.Г. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке с составом семьи один человек, а также учитывая положение, существовавшее на дату принятия постановления № 4677 от 28 декабря 2015 года, суд приходит к выводу о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности восстановить Набока Людмилу Григорьевну на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общем и внеочередном порядке с составом семьи один человек.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Набока Людмилы Григорьевны к Администрации города Благовещенска, МКУ «Благовещенский городской архивный жилищный центр» о признании решения незаконным, об обязании совершить действия – удовлетворить в части.
Признать незаконным Постановление Администрации г. Благовещенска от 28 декабря 2015 года № 4677.
Обязать администрацию города Благовещенска Амурской области восстановить Набока Людмилу Григорьевну на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общем и внеочередном порядке с составом семьи один человек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Майданкина
Решение в окончательной форме составлено 07 февраля 2017 года.