Дело № 2-2912/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2015 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой Т.А.,
при секретаре: Ивановой Р.З.,
с участием прокурора: Коньковой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № Черепанова А.Э. об отмене регистрации кандидата Щ.К.И.,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № Черепанов А.Э. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Щ.К.И. баллотирующегося по тому же одномандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным п.п. «в» п. 7 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований Черепанов А.Э. ссылается на то, что в период избирательной компании ответчик Щ.К.И. допустил нарушения избирательного законодательства, которые являются основанием для отмены регистрации его в качестве кандидата. Первое нарушение: хранение агитационных материалов кандидата в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № - Щ.К.И.. в помещении «<данные изъяты> где ответчик является директором. Второе нарушение: будучи уже зарегистрированным кандидатом в депутаты, Щ.К.И. давал распоряжения заместителю директора <данные изъяты> в свое рабочее время осуществлять деятельность по проведению предвыборной агитационной программы в интересах зарегистрированного кандидата в депутаты <данные изъяты> Щ.К.И. на добровольной, безвозмездной основе, организует работу агитаторов, осуществляет подготовку к тиражированию агитационных материалов. Данные факты подтверждаются решением избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года. Просит отменить регистрацию Щ.К.И. в качестве кандидата в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № обязать Щ.К.И. в течении трех дней с момента вступления в законную силу решения суда об отмене регистрации в качестве кандидата в депутаты сдать в территориальную избирательную комиссию <адрес> удостоверение кандидата в депутаты <данные изъяты>
Кандидат в депутаты Черепанов А.Э. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель кандидата в депутаты Черепанова А.Э. – Фролова Е.А., действующая на основании доверенности, заявление поддержала в полном объеме. Пояснила, что Черепанов А.Э. не обращался в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении помещений для хранения агитационных материалов, ему не отказывали в этом.
В судебном заседании представитель кандидата в депутаты Черепанова А.Э. –Марайкин С.И., действующий на основании доверенности, заявление поддержал в полном объеме.
Кандидат в депутаты Щ.К.И. в судебном заседании заявление не признал, пояснил, что агитационные материалы в помещение <данные изъяты> были доставлены в пятницу ДД.ММ.ГГГГ года, хранились там до понедельника ДД.ММ.ГГГГ года, заместитель директора <данные изъяты>» Б.Н.П. находилась в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляла агитационную деятельность на безвозмездной основе.
Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> З.А.С. действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями заявителя согласен, пояснил, что факты нашли свое подтверждение.
Председатель избирательной комиссии <адрес> М.М.В. в судебном заседании пояснил, что решение избирательной комиссии выносилось по результатам проведенной проверки органами полиции, при этом Щ.К.И. не был извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы гражданского дела, а также заслушав мнение прокурора Коньковой Л.Б., полагавшей что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Решением ФИО1 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы в депутаты ФИО1 депутатов.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации закреплены в Федеральном законе № 67-ФЗ от 12. 06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, части 1 и 2).
Статья 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части 7 устанавливает закрытый перечень случаев, по которым регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссией, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Черепанов А.Э. и Щ.К.И. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу №
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной компании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Пункт 1 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ определяет, что кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Пунктом 2 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам при проведении своей избирательной кампании запрещено использование преимуществ своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Согласно подпункту «б» пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в частности, использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях.
Из приведенной нормы закона следует, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения признается не всякое использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, а такое из них, которое допускает неравенство прав кандидатов.
В материалах проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Черепанова А.Э. имеется объяснение Щ.К.И. из которого следует, что на момент проведения предвыборной агитационной компании на безвозмездной добровольной основе организационными вопросами проведения агитационной предвыборной работы занимается его заместитель Б.Н.П. ДД.ММ.ГГГГ из ФИО1 дома печати агитационная печатная продукция была доставлена в помещение <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, которая в последующим хранилась в служебном кабинете Б.Н.П.
В судебном заседании Щ.К.И. не отрицал тот факт, что данная печатная продукция в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ хранилась в кабинете Б.Н.П. Черепанов А.Э. в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении помещений для хранения агитационных материалов не обращался, ему в предоставлении помещений не отказывали.
Из представленных суду копий лицевых счетов, квитанций, платежных поручений видно, что данные агитационные материалы были оплачены из специального избирательного счета, открытого в Универсальном дополнительном офисе № <данные изъяты> № <данные изъяты>», для формирования избирательного фонда при проведении выборов депутатов ФИО1 депутатов кандидату Щ.К.И.
Учитывая, что Черепанов А.Э. не обращался в <данные изъяты> с просьбой о предоставлении ему помещения для проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, ему в удовлетворении этой просьбы не отказывалось, каких-либо доказательств, свидетельствующих об ущемлении прав других кандидатов при использовании названного помещения Черепанов А.Э. суду не предоставил, использование Б.Н.П. помещения <данные изъяты> для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидата Щ.К.И. не свидетельствует о совершении Щ.К.И. действий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Согласно подпункту «а» п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов.
В силу пункта 5 ст. 69 Федерального Закона № 67-ФЗ допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.
В материалах КУСП № имеется объяснение Б.Н.П. из которого следует, что на момент проведения предвыборной агитации она на добровольной основе является помощником кандидата в депутаты в <данные изъяты> по избирательному округу № Щ.К.И.. ДД.ММ.ГГГГ после окончания собрания старших домов, к ней подошла М.Г.Т. со старшими домов, которым она раздала агитационные листовки (зарегистрированные в ТИК ДД.ММ.ГГГГ года) для их распространения по избирательному округу №
В материалах дела имеется копия приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Б.Н.П. неоплачиваемого отпуска в количестве <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления работника; заявление Б.Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о возложении исполнение обязанностей заместителя директора <данные изъяты>» на начальника <данные изъяты> № Б.Н.Л.. на время отпуска без сохранения заработной платы Б.Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; согласие Б.Н.Л. на исполнение обязанностей заместителя директора от ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Б.Н.П. находится в неоплачиваемом отпуске на основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем ее деятельность по проведению предвыборной агитационной программы в интересах зарегистрированного в кандидаты в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № Щ.К.И. не может рассматриваться как осуществление предвыборной агитации в поддержку кандидата Щ.К.И. в служебное время.
То обстоятельство, что в период отпуска Б.Н.П. находилась в своем рабочем кабинете, где у нее хранились агитационные материалы, не свидетельствует о том, что она ДД.ММ.ГГГГ исполняла свои служебные обязанности.
Таким образом, доводы Черепанова А.Э. несостоятельны относительно использования кандидатом Щ.К.И. преимуществ должностного и служебного положения, выразившихся в проведении за него предвыборной агитации Б.Н.П. занимающей должность заместителя директора <данные изъяты>
Решением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению (жалобе) кандидата в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № Черепанова А.Э. кандидату Щ.К.И. вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства РФ. Из решения следует, что в ходе проверки УМВД России по <адрес> получены объяснения с директора <данные изъяты>» Щ.К.И. и заместителя директора <данные изъяты> Б.Н.П. Вышеуказанные лица пояснили, что агитационные материалы хранятся в помещении <данные изъяты> в свое рабочее время, по поручению директора <данные изъяты>» Щ.К.И. осуществляет деятельность по проведению предвыборной агитационной программы в интересах зарегистрированного кандидата в депутаты <данные изъяты> директора <данные изъяты>» Щ.К.И. на добровольной, безвозмездной основе, организует работу агитаторов, осуществляет подготовку к тиражированию агитационных материалов.
Из протокола заседания избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Щ.К.И. при заседании комиссии не присутствовал.
Из уведомления секретаря избирательной комиссии <адрес> Б.Н.Р. следует, что она делала неоднократные попытки связаться с кандидатом в депутаты Щ.К.И. по сотовому телефону, указанному им в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).
Суд не может принять в качестве допустимого доказательства данное решение, так как Щ.К.И.. надлежащим образом не известили о проведении заседания комиссии, доводы, изложенные в решении, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Судом не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом Щ.К.И. норм избирательного законодательства, поэтому отсутствуют основания для отмены регистрации названного кандидата.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления кандидата в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № Черепанову А.Э. об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО1 депутатов по одномандатному избирательному округу № Щ.К.И..
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий: