3-53/2014
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 25 ноября 2014 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при секретаре Кердан Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карая Тенгиза Валерьяновича к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Карая Т.В. обратился в Волгоградский областной суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:03:230005:4060, общей площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 год, в размере 3221000 руб.
В обоснование требований указал, что он на праве аренды использует вышеуказанный земельный участок, кадастровая стоимость которого установлена в размере 11171864 руб. Показатель кадастровой стоимости земельного участка утверждён постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № 1130. Согласно отчёту об оценке ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» размер рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 год составляет 3221000 руб. При таких обстоятельствах усматривается несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения арендной платы на земельный участок, является нарушение прав истца (арендатора) этого земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Дмитриева Г.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала и просила суд об их удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание Карая Т.В., представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области», представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, представитель Аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области не явились.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» направило в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указало, что принятие решения оставляет на усмотрение суда (л.д.133-135).
Представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии, а также просила разрешить спор на усмотрение суда.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление Росреестра по Волгоградской области) Сердюкова О.Н. пояснила, что средний удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала номер 34:03:230005 по Городищенскому району Волгоградской области, по которому определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, установлен по состоянию на 1 января 2010 год, на основании постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № 1130.
Привлечённый к участию в деле оценщик, проводивший рыночную оценку спорного земельного участка - ФИО суду пояснил, что кадастровая оценка земельного участка проводилась методом массовой оценки, без особенностей объекта. При проведении рыночной оценки участка, объект им осматривался на месте, при этом учитывалось место нахождения участка, наличие или отсутствие коммуникаций и а также другие критерии. Основным подходом оценки явился сравнительный анализ с объектами, представленными на рынке.
Выслушав объяснения представителя истца и третьих лиц, изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что Карая Т.В. пользуется земельным участком с кадастровым номером 34:03:230005:4060, общей площадью 2200 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, на правах, установленных договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, заключённом между истцом и администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области (л.д.8-12).
Дополнительным соглашением к названному договору, заключённому от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование земельного участка было изменено на: «для строительства торгово-овощной базы», адрес участка изменён на: <адрес> (л.д.13-14).
Из вышеуказанного договора аренды и расчета арендной платы за земельный участок следует, что арендная плата за земельный участок рассчитана согласно утверждённой методике расчёта арендной платы за земельные участки на территории Волгоградской области, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 11171864 руб.
Постановлением администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п был утверждён «Порядок расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области».
Согласно названного Порядка размер арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивают права истца как арендатора земельного участка.
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области определена по состоянию на 1 января 2010 года (л.д.117, 118).
С учетом постановления Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130, а также кадастрового паспорта от 14 мая 2014 года кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 11171864 руб. (л.д.15-18).
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, подготовленного оценщиком <.......>» ФИО рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составляет 3221 000 рублей (л.д.19-61).
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что вышеуказанный отчёт соответствует требованиям законодательства (л.д.62-70).
Согласно пунктам 2, 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с названным законом недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учёт земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
По смыслу пункта 2 статьи 66 вышеназванного закона для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, приведенная правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 24.07.07 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи...
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочия органа кадастрового учета.
При рассмотрении настоящего дела Волгоградский областной суд исходит из того, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В силу статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Однако, при рассмотрении дела, участники процесса не заявляли ходатайств о назначении и проведении по делу судебной экспертизы.
Таким образом, суд полагает, что Отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, подготовленный оценщиком <.......> ФИО по состоянию на 01 января 2010 г., содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчете указаны общая информация, идентифицируется объект оценки; содержится анализ рынка объекта оценки; описания процесса оценки; анализ наилучшего и наиболее эффективного использования; результаты, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорного земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что указанный выше Отчет, получил положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № <...>
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истец представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость названного земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости в указанном размере.
По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковое заявление Карая Тенгиза Валерьяновича к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:03:230005:4060, площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года в размере 3221000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:03:230005:4060, площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2010 года, в размере 3221000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
решение в окончательной
форме принято 27 ноября 2014 г.