ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Черногорск 06 апреля 2015 года
Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Васильевой Н.В.,
представителя юридического лица ООО «Хакасский ТЭК» К.Г.К., действующего на основании доверенности,
при секретаре Колесниковой К.А., Ивановой М.А.,
а также представителей административного органа Росприроднадзора по Республике Хакасия М.Д.С. и П.Н.Г., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – ООО «Хакасский ТЭК») о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Хакасский ТЭК» допустил несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления при следующих обстоятельствах.
С 01 января 2014 г. по 17 ноября 2014 г. ООО «Хакасский ТЭК»
на территории котельных «Центральная» по адресу: ***-8, промзона, «Южная» по адресу: ***, «№ 1» по адресу: ***, «№ 10» по адресу: *** «а», «***» по адресу: ***, 14, допустил нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, выразившееся в отсутствии разработанных в установленных законом порядке паспортов на отходы I-IV классов опасности, а именно: ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные лампы, утратившие потребительские свойства, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, отработанные покрышки пневматических шин с тканевым кордом, малоопасный смет с территории предприятия, несортированный мусор офисных и бытовых помещений, за исключением крупногабаритного, малоопасную золошлаковую смесь от сжигания углей;
на золоотвале для хранения золошлаков от сжигания углей котельной «Центральная» по адресу: левый берег р. Енисей за автодорожной магистралью г. Абакан – п. Усть-Абакан, допустил нарушение ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 87-ФЗ, ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, выразившееся в невыполнении производственного экологического контроля (мониторинга состоянии окружающей среды) и мероприятий по охране земель, в том числе согласно Проекту мониторинга ООО «Хакасский ТЭК»;
на территориях котельных по указанным адресам в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» от 01 сентября 2011 г. № 721, выразившееся в ведении ООО «Хакасский ТЭК» документации по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов 1-3 кварталы 2014 г. не в установленном порядке,
на территориях котельных по указанным адресам в нарушение ст.ст. 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ не установлен лимит на размещение такого отхода как малоопасная золошлаковая смесь от сжигания углей.
Представитель юридического лица ООО «Хакасский ТЭК» К.Г.К. в судебных заседаниях пояснил, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хакасский ТЭК» по ст. 8.2 КоАП РФ подлежит прекращению по следующим основаниям. Представленное в качестве основного доказательства виновности ООО «Хакасский ТЭК» экспертные исследования и заключения в ходе выездной проверки в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ произведены специалистами «ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО», которое на момент проведения проверки состояло в гражданско-правовых отношениях с ООО «Хакасский ТЭК» на основании договора теплоснабжения в горячей воде, следовательно, является доказательством, полученным с нарушением закона. Кроме того, в нарушение требований ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ представитель ООО «Хакасский ТЭК» не был ознакомлен с определением о назначении экспертизы, был лишен права заявить отводы и задавать вопросы экспертам. Согласно протоколам ФГБОУ ВПО «УГУ» НИТИ им. С.П. Капицы, ООО «Аналитик», договорам о приобретении угля и приложениям к ним золошлаковая смесь относится не к IV, а к V классу опасности.
Представитель административного органа М.Д.С. в судебных заседаниях полагал, что доводы представителя юридического лица о нарушении норм закона при проведении административного расследования и получении доказательств являются несостоятельными по следующим основаниям. Дело об административном правонарушении возбуждено согласно соответствующему определению 29 декабря 2014 г., а не при составлении протокола об административном правонарушении 28 января 2015 г. Согласно положениям п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ положения данного закона, в том числе требования п. 8 ч. 2 ст. 20 закона не применяются при проведении административного расследования, которое и проводилось административным органом с момента возбуждения дела с 29 декабря 2014 г. По смыслу ч. 6 ст. 12 закона грубым его нарушением является наличие между проверяемым лицом и экспертом (экспертной организацией) одновременно гражданско-правовых и трудовых отношений, при этом последние между экспертами «ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» и ООО «Хакасский ТЭК» отсутствуют.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
На основании приказа Роспотребнадзора по Республике Хакасия от 24 октября 2014 г. после направления соответствующего уведомления директору ООО «Хакасский ТЭК» сотрудниками Роспотребнадзора по Республике Хакасия в период с 17 ноября 2014 г. по 19 декабря 2014 г. проведена плановая выездная проверка ООО «Хакасский ТЭК», по результатам которой 19 декабря 2014 г. в присутствии представителя юридического лица составлен соответствующий акт.
19 декабря 2014 г. в отношении ООО «Хакасский ТЭК» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 8.2. КоАП РФ, копия которого направлена ООО «Хакасский ТЭК» посредством почтовой связи.
31 декабря 2014 г. в ходе административного расследования вынесено определение о назначении экспертизы, производство которой поручено экспертам филиалу «ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО», которые до начала производства экспертного исследования предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, им разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.9 КоАП РФ. Копия определения о назначении экспертизы направлена ООО «Хакасский ТЭК» посредством почтовой связи.
Согласно протоколу № АВЗНТ-279-337-14 от 28 января 2015 г., составленному в отсутствие представителей юридического лица надлежащим образом уведомленного ООО «Хакасский ТЭК», ООО «Хакасский ТЭК» с 01 января 2014 г. по 17 ноября 2014 г. допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на территории котельных «Центральная» по адресу: г. Черногорск-8, промзона, «Южная» по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, 005, «№ 1» по адресу: г. Черногорск, ул. Заводская, 27, «№ 10» по адресу: г. Черногорск, ул. Рабочая, 136 «а», «п. Пригорск» по адресу: п. Пригорск, 14, допустил нарушение п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, выразившееся в отсутствии разработанных в установленных законом порядке паспортов на отходы I-IV классов опасности, а именно: ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные лампы, утратившие потребительские свойства, обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, отработанные покрышки пневматических шин с тканевым кордом, малоопасный смет с территории предприятия, несортированный мусор офисных и бытовых помещений, за исключением крупногабаритного, малоопасную золошлаковую смесь от сжигания углей; на золоотвале для хранения золошлаков от сжигания углей котельной «Центральная» по адресу: левый берег р. Енисей за автодорожной магистралью г. Абакан – п. Усть-Абакан, допустил нарушение ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 87-ФЗ, ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, выразившееся в невыполнении производственного экологического контроля (мониторинга состоянии окружающей среды) и мероприятий по охране земель, в том числе согласно Проекту мониторинга ООО «Хакасский ТЭК»; на территориях котельных по указанным адресам в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» от 01 сентября 2011 г. № 721, выразившееся в ведении ООО «Хакасский ТЭК» документации по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов 1-3 кварталы 2014 г. не в установленном порядке, на территориях котельных по указанным адресам в нарушение ст.ст. 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ не установлен лимит на размещение такого отхода как малоопасная золошлаковая смесь от сжигания углей.
Из материалов дела: акта проверки Роспотребнадзора по Республике Хакасия № АВЗНТ-279 от 19 декабря 2014 г. (л.д. 18-34), предписаний Роспотребнадзора по Республике Хакасия № АВЗНТ-279/5, № АВЗНТ-279/7, № АВЗНТ-279/8 от 19 декабря 2014 г. в отношении ООО «Хакасский ТЭК» об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (л.д. 36-38), устава ООО «Хакасский ТЭК» (л.д. 48-55), распоряжения Роспотребнадзора по Республике Хакасия № 51 от 04 июля 2013 г. об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 60-72), результатов экспертных исследований (л.д. 73-202) следует, что в период с 01 января 2014 г. по 17 ноября 2014 г. ООО «Хакасский ТЭК» при обращении с отходами производства и потребления на территориях котельных «Центральная» по адресу: г. Черногорск-8, промзона, «Южная» по адресу: г. Черногорск, ул. Мира, 005, «№ 1» по адресу: г. Черногорск, ул. Заводская, 27, «№ 10» по адресу: г. Черногорск, ул. Рабочая, 136 «а», «п. Пригорск» по адресу: п. Пригорск, 14, и золоотвала для хранения золошлаков от сжигания углей котельной «Центральная» по адресу: левый берег р. Енисей за автодорожной магистралью г. Абакан – п. Усть-Абакан, нарушило требования отдельных норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 87-ФЗ и Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Все доказательства получены в соответствии с КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для рассмотрения материала об административном правонарушении в отношении ООО «Хакасский ТЭК» по существу.
Административным органом соблюдена установленная КоАП РФ процедура привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество надлежащим образом уведомлялось управлением о месте, дате и времени проведения плановой выездной проверки, составления акта по результатам проверки, уведомлялось о возбуждении дела об административном правонарушении, производстве административного расследования, назначении экспертизы с направлением копий соответствующих определений, извещалось о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении, при этом общество воспользовалось своим правом на участие в данных процессуальных мероприятиях путем направления своих представителей по доверенности, в связи с чем существенных нарушений при составлении процессуальных документов не усматривается.
Доводы представителя ООО «Хакасский ТЭК» о получении Роспотребнадзором по Республике Хакасия доказательств по делу об административном правонарушении в отношении общества с нарушением норм действующего законодательства суд оценивает как несостоятельные, противоречащие нормам КоАП РФ, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, а также установленным судом обстоятельствам сбора и фиксации полученных доказательств.
Представленные представителем ООО «Хакасский ТЭК» данные о наличии гражданско-правовых отношений с экспертной организацией, проводившей исследование по настоящему делу об административном правонарушении, об ошибочном определении класса опасности отходов, суд как доказательства не принимает, поскольку они не отвечают требованиям относимости, с учетом пояснений экспертов – допустимости.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Исследовав материалы административного дела, пояснения допрошенных в судебном заседании по ходатайству сторон экспертов, выслушав мнения участников процесса, суд находит доказанным факт, что ООО «Хакасский ТЭК» осуществляло определенную уставом юридического лица деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления, с нарушением ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 87-ФЗ и ст.ст. 11, 12, п. 3 ст. 14, ст. 18, п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности совершения ООО «Хакасский ТЭК» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При назначении наказания ООО «Хакасский ТЭК» суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает возможным назначить ООО «Хакасский ТЭК» административное наказание в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 8.2, 29.9, 29.10, 29.11, 30.1, 34.2 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа представить в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
При неуплате административного штрафа в указанный срок копию настоящего постановления направить в Черногорский городской отдел УФССП для исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Н.В. Васильева