Дело № 2 - 954/15 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2015 года г.Тверь
Московский районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Багаевой В.Н.
при секретаре Сергеевой А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Твери в интересах Воронцовой Р.С. к Смирновой Ж.В., Смирновой О.В. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Прокурор Московского района г.Твери в интересах Воронцовой Р.С. обратился в суд с иском к Смирновой Ж.В., Смирновой О.В. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение. В обоснование иска указано, что прокуратурой Московского района г.Твери по обращению Воронцовой Р.С. проведена проверка законности заключения договора купли-продажи <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Воронцовой Р.С. (продавец) и Смирновой Ж.В., Смирновой О.В. (покупатели) заключен договор купли-продажи указанной квартиры, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП за ответчиками зарегистрировано право общей долевой собственности на спорную квартиру по 1/2 доле в праве за каждым. При заключении договора купли-продажи квартиры Воронцова Р.С. заблуждалась относительно природы сделки, думала, что заключает договор пожизненного содержания с иждивением. Данное обстоятельство подтверждается указанной в договоре ценой квартиры в размере 800000 рублей, рыночная стоимость жилого помещения на момент продажи составляла 3300000 рублей. Ответчики соглашались содержать Воронцову Р.С., оплачивать коммунальные услуги. Ответчики приобрели квартиру с зарегистрированными в ней гражданами, на протяжении более 2,5 лет не приняли мер для их выселения. Воронцова Р.С. является инвалидом <адрес> группы, имеет признаки легкой умственной отсталости и отставания умственного развития с детского возраста, не может самостоятельно защищать в суде свои права. Истец просит признать недействительным договор купли-продажи <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; применить последствия недействительности сделки, вернуть стороны в первоначальное положение; прекратить право собственности ответчиков на <адрес> в <адрес>; признать за истцом право собственности на <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Московского района г.Твери Тимофеева А.В. подержала исковые требования, возражала против применения исковой давности.
Истец Воронцова Р.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что при заключении сделки полагала, что ответчики будут за ней ухаживать, водить в больницу, покупать за ее счет и приносить продукты. После заключения договора ничего не изменилось, истец осталась проживать в квартире, сама оплачивает коммунальные услуги, ответчики ничего после сделки не делали. Истец подписала договор в учреждении юстиции, принесла домой и положила в сейф; сомнения в совершенной сделке возникли в октябре 2013 года, когда соседи прочитали договор и сказали, что сделка не такая, на какую она рассчитывала. В ноябре 2013 года истец обратилась в суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной, ее интересы представлял адвокат, назначенный ТОСЗН. Истец не смогла пояснить, почему пропущен срок исковой давности.
Ответчики Смирнова Ж.В., Смирнова О.В. в судебном заседании не признали исковые требования, просили применить исковую давность.
Ответчик Смирнова Ж.В. пояснила, что с истцом были соседями по деревне, поддерживали дружеские отношения, помогали истцу. Воронцова Р.С. предложила ответчикам купить у нее квартиру. Сторонами стоимость квартиры определена в размере 800000 рублей, так как договорились, что истец останется проживать в квартире и будет сама оплачивать коммунальные услуги. Ответчики периодически помогали истцу, привозили продукты, помогали отвезти куда-либо. Через год после сделки истец позвонила ответчикам и сказала, что ей нужны деньги. Договор купли-продажи составлялся в произвольной форме, подписан в учреждении юстиции, перед подписанием регистратор огласил содержание договора. Деньги переданы истцу в машине до подписания договора, расписки не писали, поскольку между ними были практически родственные отношения.
Третье лицо ФИО7 в судебном заседании подержала исковые требования, возражала против применения срока исковой давности, пояснила, что ответчики их обманули, деньги за квартиру не передавали. ФИО7 со своей матерью продолжает проживать в спорной квартире.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
На основании ст. 178 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Воронцовой Р.С. (продавец) и Смирновой Ж.В., Смирновой О.В. (покупатели) заключен договор купли-продажи <адрес> в <адрес>.
По условиям договора продавец продал, а покупатели купили в равную долевую собственность указанную квартиру, определили цену квартиры в размере 800000 рублей и оплату в наличной денежной форме; расчеты между сторонами произведены до момента заключения договора.
Какие-либо иные условия, не относящиеся к условиям договора купли-продажи и не вытекающие из природы договора купли-продажи, договор не содержит.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП за ответчиками зарегистрировано право общей долевой собственности на указанную квартиру по 1/2 доле в праве за каждым.
В судебном заседании истец не смогла пояснить, в чем выразилось ее заблуждение при совершении сделки.
Кроме того, из исследованных в судебном заседании материалов архивного гражданского дела по иску Воронцовой Р.С. к Смирновой Ж.В., Смирновой О.В. о признании договора купли-продажи недействительным и применении последствий недействительности сделки и проведенной по делу судебной психиатрической экспертизы следует, что в момент заключения сделки Воронцова Р.С. находилась в таком состоянии, которое позволяло ей понимать значение своих действий и руководить ими, обнаруживала признаки легкой умственной отсталости и умственного развития с детского возраста, однако отсутствуют данные о тотальном нарушении адаптации; у Воронцовой Р.С. сохранялась практическая ориентировка; Воронцова Р.С. целенаправленно вела себя в различных, в том числе достаточно сложных жизненных ситуациях, связанных с окружающими людьми и юридическими лицами, со сделкой; у Воронцовой Р.С. сохранялась достаточная личностная активность и ориентировка в жизненных ситуациях и бытовых вопросах, дифференцированное отношение к разным людям.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец, лично участвуя при заключении договора купли-продажи квартиры и оформлении документов для регистрации договора, выразила свою волю именно на заключение и государственную регистрацию договора купли-продажи, при этом не действовала под влиянием заблуждения.
Ответчиками заявлено ходатайство о применении исковой давности, срок которой ответчики полагают исчислять с момента, когда истец осознала, что она заблуждается и в ноябре 2013 года обратилась в суд с иском.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании ст. 181 ч. 2 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
В соответствии со ст. 205 ГК в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
В судебном заседании установлено, что оспариваемая сделка совершена ДД.ММ.ГГГГ. После совершения сделки не произошли события, на которые, как указала истец, она рассчитывала; в октябре 2013 года с участием соседей истец прочитала договор, обратилась в соответствующие организации для оказания ей помощи.
Адвокатом, назначенным территориальным отделом социальной защиты населения, составлено исковое заявление о признании договора купли-продажи недействительным, как заключенного под влиянием заблуждения, и применении последствий недействительности сделки, ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление подано в суд, в суде интересы истца представлял адвокат.
ДД.ММ.ГГГГ истцом изменено основание признания сделки недействительной, как совершенной лицом, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.
Рассматриваемое исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку после совершения сделки не произошли события, на которые, как указала истец, она рассчитывала, то все действия по защите своих прав истец имела возможность совершить в течение года после заключения договора. Истец, как следует из заключения экспертизы, достаточно ориентировалась в сложных жизненных ситуациях, целенаправленно вела себя в ситуациях с окружающими людьми и юридическими лицами.
Кроме того, и с указанного истцом момента, когда она узнала о нарушении своих прав – октября 2013 года, с учетом срока защиты права в судебном порядке – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истек срок исковой давности для защиты права.
Истцом не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока исковой давности. Неграмотность истца, признаки легкой умственной отсталости и умственного развития с детского возраста не препятствовали ей в 2013 году обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения для оказания ей квалифицированной юридической помощи.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При наличии установленных обстоятельств суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Московского района г.Твери в интересах Воронцовой Р.С. к Смирновой Ж.В., Смирновой О.В. о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.Н.Багаева.