АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело № А05-7555/2010
27 июля 2010 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе
председательствующего Полуяновой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тетериной О.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении к административной ответственности предпринимателя Суханова Владимира Викторовича
по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа – Юркина Е.В.
от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – не явился (извещен)
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, заявитель, УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Суханова Владимира Викторовича (далее – предприниматель, ИП Суханов В.В.) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по автобусному маршруту с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель административного органа заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
ИП Суханов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено судом в отсутствие предпринимателя, в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Суханов Владимир Викторович зарегистрирован в качестве предпринимателя, о чем межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 03.03.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290515500065 и на основании лицензии, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, регистрационный номер АСС 29 202445, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Лицензия выдана на период с 26.02.2006 по 25.02.2011.
На основании приказа от 21 мая 2010 года № 66-АТК с 22 по 24 июня 2010 года старшим специалистом 3 разряда УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Агалаковой Н.М. проведена плановая проверка предпринимателя Суханова В.В., о чем составлен Акт проверки № 53/128-К от 24.06.2010.
В ходе проверки было установлено, что предпринимателем не выполняются требования следующих нормативно-правовых актов:
а) Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, а именно:
- пункта 2.2, так как не разработан ежегодный план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на 2010 год, не осуществляется учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, не проводится сверка данных ДТП с ОГИБДД, при приеме на работу не проведена предмаршрутная стажировка водителя Куприянина А.Е. в соответствии с требованиями,
- пункта 3.1.2, так как не организовано ведение учета данных о квалификации водителя Купиянина А.Е., общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования и других данных (личная карточка отсутствует),
- пункта 3.4.1, так как не организовано проведение и учет инструктажей по обеспечению безопасности дорожного движения с водителем, журналы инструктажей отсутствуют,
- пункта 3.4.2, так как не организовано проведение ежегодных занятий с водительским составом по повышению профессионального мастерства по 20-ти часовой программе с принятием зачетов и занесений сведений в личное дело водителя;
б) пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ; Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, а именно
- пункта 4, так как не составляются ежемесячно на каждый день графики работы на линии водителей,
- пункта 7, так как нормальная продолжительность рабочего времени по путевым листам превышает 40 часов в неделю и составляет у Суханова В.В. 45 час. 30 мин, у Капиянина А.Е. 45 час.,
- пункта 8, так как суммированный учет рабочего времени у водителя Суханова В.В. за учетный период (месяц) составляет 195 часов,
- пункта 13, так как продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня без учета времени для отдыха и питания составляет более двух часов,
- пункта 17, так как при ежедневной работе суммированная продолжительность времени управления автомобилем водителя Суханова В.В. за две недели подряд превышает 90 часов (продолжительность рабочего времени 91 час);
- пункта 25, так как продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя Купиянина А.Е. составляет менее 12 часов и составляет 9 часов.
24 июня 2010 года по результатам проверки старшим специалистом 3 разряда УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Агалаковой Н.М. на основании части 4 статьи 28.3 КоАП РФ в отношении предпринимателя Суханова В.В. в его присутствии составлен протокол № 42-к об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. В протоколе отражены выявленные в ходе проверки нарушения.
Протоколом установлено, что предприниматель нарушил подпункты «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
При составлении протокола об административном правонарушении предпринимателю разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём сделана запись в протоколе и имеется подпись предпринимателя.
Предпринимателю была предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В своих объяснениях, данных при составлении протокола об административном правонарушении, предприниматель не оспаривает вменяемое правонарушение.
Копия указанного протокола была получена Сухановым В.В. лично, о чем сделана отметка на представленном в материалы дела экземпляре протокола.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёх до четырёх тысяч рублей.
Подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктами «б» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения определены в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), которое является обязательным для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей (пункт 1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения).
Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предусмотрено, что основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются: проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.
В соответствии с 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Согласно 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Как указано в пункте 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее- Положение).
Пункт 3 этого Положения содержит императивную норму, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные названным Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учётом норм Положения.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Требования к нормальной продолжительности рабочего времени водителей установлены в разделе II Положения.
В соответствии с пунктом 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Согласно пункту 8 Положения в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктом 13 Положения определено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Согласно пункту 17 Положения при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
В соответствии с пунктом 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Несоблюдение установленного режима труда и отдыха водителей является нарушением п.1 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Материалами административной проверки подтверждается (копии путевых листов, реестры путевых листов, акт проверки, протокол об административном правонарушении) и по существу не оспаривается факт совершения предпринимателем Сухановым В.В. вменяемого правонарушения и его вина. Доказательства соблюдения предпринимателем лицензионных условий в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом не установлены нарушения требований законодательства при проведении проверки в отношении предпринимателя, а также при возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола. Предприниматель на наличие таких нарушений не ссылался.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров. Использование транспортных средств связано с повышенной опасностью для окружающих. Поэтому нормы Федерального закона № 196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» исходят из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за соблюдение безопасности дорожного движения.
При назначении административного наказания в соответствии с правилами статьи 4.1 КоАП РФ суд учёл характер совершенного ответчиком административного правонарушения, личность виновного, проверил наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что предприниматель Суханов В.В. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Привлечь предпринимателя Суханова Владимира Викторовича, 05.04.1960 года рождения, место рождения Архангельская область, г. Коряжма, проживающего по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, ул. Архангельская, дом 29, кв. 30, зарегистрированного 03.06.2004 межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за основным государственным регистрационным номером 304290515500065, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Предпринимателю Суханову Владимиру Викторовичу внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа: Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, ИНН 2901043148, КПП 290101001, БИК 041117001, ОКАТО 11401000000, КБК 10611690040040000140.
Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М. Полуянова