Дело № 2-220/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Усть-Мая 07 ноября 2018 года
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Семенова К.А. единолично, при секретаре судебного заседания Вако Л.Р.,
с участием помощника прокурора Усть-Майского района Докторовой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» к Ерохину В.Б. о выселении с предоставлением другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО «Поселок Усть-Мая» обратилась в суд с иском к Ерохину В.Б. о выселении с занимаемой жилой площади по адресу: <данные изъяты> с предоставлением другого жилого помещения согласно адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 года № 193, по адресу: <данные изъяты>, мотивируя требования тем, что Ерохин В.Б. проживал в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты> на основании договора социального найма №233 от 08 декабря 2011 года и был зарегистрирован по данному адресу, что следует из копии паспорта ответчика. Многоквартирный жилой дом, в котором находится квартира ответчика, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается актом о признании дома аварийным.
Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилого фонда, путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В целях реализации мероприятий по переселению граждан из многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>, признанным непригодным для проживания и подлежащим переселению и в соответствии ст.17 Федерального закона от 21 июля 2007 года многоквартирный жилой дом был включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденную Постановлением правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года №193, что следует из приложения №1 к настоящей Программе.
Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ установлено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (ст.ст.86-89 ЖК РФ). Жилое помещение, предоставляемое гражданам, при переселении в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находится по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с главой 3 адресной программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы постановления Правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года № 193, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормами Жилищного законодательства РФ и ч.3 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ путем предоставления участникам Программы жилых помещений.
Собственникам взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, может быть предоставлено жилое помещение из числа приобретенных жилых помещений с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом выкупная цена формируется согласно ст.32 ЖК РФ. Администрацией МО «Поселок Усть-Мая» на средства, выделенные по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонд 2013-2017г.г.», построен многоквартирный жилой дом по адресу: <данные изъяты> что подтверждается муниципальным контрактом №0316300005916000014_119882 от 01 августа 2016 года. Ответчику, как жильцу многоквартирного жилого дома была по адресу: <данные изъяты> признанного непригодным для проживания и подлежащего переселению, на основании п.1 ч.2 ст.57 и ст.ст.87, 89 ЖК РФ предоставлена квартира по адресу <данные изъяты> в новом жилом доме, что следует из постановления №232/1 П от 17 сентября 2017 года. Предоставленная истцом ответчику квартира является собственностью истца, благоустроена применительно к условиям п.Усть-Мая, является большей площадью, ранее занимаемой ответчиком, отвечает установленным требованиям и находится в черте населенного пункта, в котором проживал ответчик. В то же время, по состоянию на август 2018 года ответчик не заселился в предоставленную ему квартиру и не заключил с истцом договор социального найма. При этом ответчик также не представил истцу письменный мотивированный отказ от вселения в предоставленную квартиру и заключения договора социального найма. Также ответчик не поставил в известность истца о том, что он больше не нуждается в жилом помещении по причине проживания в другом жилом помещении соответствующего установленным требованиям.
Жилое помещение, предоставленное ответчику, было приобретено истцом по программе «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда», подлежит передаче только участникам данной программы, то есть гражданам, проживавшим в жилых домах признанных аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем, не может быть выделено другому гражданину (гл.3 программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» и ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ). Своими недобросовестными действиями ответчик создает препятствия истцу в реализации его обязанностей, установленных ЖК РФ, Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ и адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением правительства РС(Я) от 11 июня 2013 года № 193, а также лишает возможности истца передать жилое помещение другим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками адресной программы, а в случае их отсутствия, другим из числа граждан согласно ст. 57 ЖК РФ, что является нарушением ст. ст. 1,2 и 4 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ и нарушает права других граждан (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Обязанность обеспечивать жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
В судебное заседание стороны извещенные надлежащим образом, о месте, дате и времени судебного заседания, не явились.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ с учетом мнения прокурора, полагавшей о возможности судебного разбирательства по делу в отсутствие сторон, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие сторон, поскольку суд вправе рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Помощник прокурора Докторова В.П. дала заключение об удовлетворении иска, поскольку из материалов дела препятствий для этого не имеется.
Выслушав заключение прокурора, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу ч.2 ст.1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя и вытекающие из жилищных отношении обязанностей, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Из материалов дела и в судебном заседании установлено, что ответчик Ерохин В.Б. согласно договору социального найма №233 от 08 декабря 2011 года, вселен в жилое помещение в общежития общей площадью 18,6 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
01 января 2007 года составлен акт №40 обследования помещения расположенного по адресу: <данные изъяты> в соответствии с которым установлен износ 100%, заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения – не пригодна для проживания.
По заключению межведомственной комиссии от 01 января 2007 года №40, назначенной постановлением главы МО «Поселок Усть-Мая» от 01 января 2007 года, <данные изъяты> признан непригодным для проживания.
В соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы МО «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)» основной целью является полная ликвидация аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 01 января 2012 года, финансовое, организационное обеспечение переселение граждан МО «Поселок Усть-Мая» из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
01 августа 2016 года между администрацией МО «Поселок Усть-Мая» и индивидуальным предпринимателем Сугяном Р.Р. заключен муниципальный контракт № 0316300005916000014_119882 на приобретение 42 (сорока двух) жилых помещений в домах малоэтажной застройки в строящихся домах по адресам: <данные изъяты> в собственность МО «Поселок Усть-Мая» в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского района Республики Саза (Якутия) из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы».
Постановлением администрации МО «Поселок Усть-Мая» №292/1-п от 17 сентября 2017 года в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» предоставлены гражданам по договорам социального найма 42 (сорок два) жилых помещения, в том числе ответчику Ерохину В.Б. предоставлена квартира по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 21,6 кв.м.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, <данные изъяты> имеет кадастровый номер <данные изъяты>, площадь – 21,6 кв.м., назначение – жилое помещение, вид жилого помещения – квартира, правообладателем является муниципальное образование «Поселок Усть-Мая».
Из сведений миграционного пункта Отд МВД России по Усть-Майскому району от 12 сентября 2018 года следует, что ответчик Ерохин В.Б. зарегистрирован с 29 июня 2005 года по адресу: <данные изъяты>
Из положений ст. 85 ЖК РФ, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 ЖК РФ, т.е. жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что не ухудшаются жилищные условия ответчика при переселении его в другое жилое помещение, по адресу: пос. Усть-Мая, ул.Новая, д.3, кв.7, поскольку согласно ст. 89 ЖК РФ при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве критерия равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.
В соответствии с преамбулой Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Из содержания определения Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года № 376-О-П следует, что п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений, по договорам социального найма во внеочередном порядке, ели на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Суд считает, что требования, указанные в ст.89 ЖК РФ, по предоставлению ответчику другого благоустроенного жилого помещения в связи с признанием жилого <данные изъяты> непригодным для проживания истцом были выполнены, предоставленное ответчику жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям п.Усть-Мая, кроме того, оно больше по общей площади, чем ранее занимаемое Ерохиным В.Б. жилое помещение (комната в общежитии), является 1-комнатной квартирой, что подтверждается имеющимися материалами дела, тем самым, отказ ответчика в добровольном порядке выехать из принадлежащего истцу жилого помещения нарушает права последнего.
При таких данных требования истца о выселении Ерохина В.Б. из жилого помещения квартиры <данные изъяты> общей площадью 18,6 кв.м. <данные изъяты> с предоставлением благоустроенного жилого помещения – квартиры <данные изъяты> общей площадью 21,6 кв.м., расположенной в <данные изъяты> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При подаче настоящего искового заявления истец - администрация МО «Поселок Усть-Мая» в силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ была освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таком положении на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в порядке абзаца 2 п.2 ст.333.18 НК РФ в размере 300 руб. в доход бюджета МР «Усть-Майский улус (район)».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» к Ерохину В.Б. о выселении с предоставлением другого жилого помещения – удовлетворить.
Выселить Ерохина В.Б., <данные изъяты>, с занимаемого жилого помещения, расположенной по адресу: <данные изъяты>, с предоставлением другого жилого помещения, расположенной по адресу: <данные изъяты>, по договору социального найма.
Взыскать с Ерохина В.Б. государственную пошлину в размере 300(триста) рублей 00 копеек в доход бюджета МР «Усть-Майский улус (район)» Республики Саха (Якутия).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мотивированное решение составлено 07 ноября 2018 года.
Председательствующий: К.А. Семенов