Дело №2-1637/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2016 года
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,
при секретаре Алешиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГЗФ, АФФ к <данные изъяты> о признании неправомерным отказа <данные изъяты> в предоставлении земельного участка в собственность за плату, и возложении обязанности по заключению договора выкупа земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ГЗФ., АФФ. обратились в суд с иском к <данные изъяты> о признании неправомерным отказа <данные изъяты> в предоставлении земельного участка в собственность за плату, а также обязать <данные изъяты> подготовить и направить в адрес истца договор предоставления земельного участка в собственность за плату.
В обоснование иска истцы указали, что им на праве долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. литер А. Основанием принадлежности права собственности на доли в праве у ГЗФ <данные изъяты> доли в праве является свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное нотариусом <данные изъяты> ЕАС и 1/3 доли в праве договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, всего ГЗФ. принадлежит <данные изъяты> доли в праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности серии 04АГ664534 от 16.03.2012 года.
ГФФ принадлежит 1/3 доля в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону ДД.ММ.ГГГГ, за №, выданного нотариусом г.Уфы СЕА., что подтверждается свидетельством о праве на наследство серии <адрес> от <данные изъяты>.
Ранее весь жилой дом принадлежал отцу истцов - АФС на основании договора купли –продажи, удостоверенного МВН. зам.ст. нотариуса Первой Уфимской государственной нотариальной конторы от ДД.ММ.ГГГГ по реестру№, зарегистрированном в Уфимском Филиале БТИ ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее указанный жилой дом был приобретен отцом истцов у СНА. СНА. жилой дом принадлежал на основании исполнительного листа № нарсуда 3 участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Архивной выпиской из Протокола заседания исполнительного комитета Ждановского районного Совета депутатов трудящихся г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №г от ДД.ММ.ГГГГ.
С целю оформления права собственности на земельный участок истицы обратились в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Письмом <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ истицам был выдан отказ в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных линий, а согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии- линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Кроме того, в данном отказе содержится также и то основание, что согласно решению Совета городского округа г.Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ года «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с п.п.13 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд города.
Не согласившись с данным отказом, истцы обратились в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании, представитель истцов ФЛЭВО27 действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в суд не явился, о времени, дате и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, поскольку в материалах дела имеется письменное уведомление.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд находит исковые требования ГЗФ., АФФ. подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Положением «О резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, а также в Федеральной Земельной –кадастровой палате РБ.
Соответственно п.1 ст.4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
Согласно п.8 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п.9 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно статье 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Также в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Исходя из статьи 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 3910 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 3910 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения.
Во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и расположенном на земельном участке зданием, строением, сооружением, у нового собственника возникает право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ.
Исходя из статьи 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьи. Соответствии с п.6 части 2 указанной статьи ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного Кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Однако в нарушение требований ст. 56 и ст. 57 Гражданского Процессуального кодекса РФ, ответчик суду данных о государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО г. Уфа не представил. Также не представлены соответствующие градостроительные регламенты (п. З ст. 85 ЗК РФ), градостроительное зонирование (п.2 ст. 85 ЗК РФ), генеральный план реконструкции квартала (абз. 4 п. 4 ст. 85 ЗК РФ).
Выбор титула владения земельного участка, собственность или аренда, принадлежит собственнику зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
<данные изъяты> доказательств о нахождении на части земельного участка объектов общего пользования не представляется, а также сведений о резервации данного земельного участка.
Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Исходя из ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из п. 2 ст. 42 Градостроительного Кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2)положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания, необходимых для развития территории.
В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ запрещается предоставление в частную собственность земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами.
Наличие на земельном участке красных линий не может быть основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность, так как п. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, водными объектами, пляжами и другими местами общего пользования.
Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка не имеется.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 30.08.2013 N 388
"О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", В соответствии с п. «а» п. 2 Постановления Правительства РБ от 30.08.2013 N 388 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:
а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов;
Судом установлено, что истцам на праве долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 32.8 кв.м. литер А. Основанием принадлежности права собственности на доли в праве у ГЗФ 1/3 доли в праве является свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное нотариусом г.Уфы Е.А. Селезневой и 1/3 доли в праве договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, всего ГЗФ. принадлежит 2/3 доли в праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ГФФ принадлежит <данные изъяты> доля в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону ДД.ММ.ГГГГ, за №, выданного нотариусом г.Уфы СЕА., что подтверждается свидетельством о праве на наследство серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее весь жилой дом принадлежал отцу истцов - АФС на основании договора купли –продажи, удостоверенного МВН. зам.ст. нотариуса Первой Уфимской государственной нотариальной конторы от ДД.ММ.ГГГГ по реестру№, зарегистрированном в Уфимском Филиале БТИ ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее указанный жилой дом был приобретен отцом истцов у СНА. СНА. жилой дом принадлежал на основании исполнительного листа № нарсуда 3 участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается Архивной выпиской из Протокола заседания исполнительного комитета Ждановского районного Совета депутатов трудящихся г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целю оформления права собственности на земельный участок истицы обратились в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Письмом Администрации ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ года истицам был выдан отказ в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных линий, а согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии- линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Кроме того, в данном отказе содержится также и то основание, что согласно решению Совета городского округа г.Уфы РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд», испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с п.п.13 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для муниципальных нужд города.
Не согласившись с данным отказом, истцы обратились в суд с настоящим заявлением.
Учитывая, что истец имеет в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем жилым домом и надворными постройками, которые являются его собственностью, указанный земельный участок в установленном законом (ст.287 ГК РФ, ст.45 ЗК РФ) порядке у истцов не изымался, соответственно он имеет право приобрести его в собственность в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░–░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░