Решение по делу № 2а-346/2018 ~ 9-315/2018 от 24.04.2018

                             а-346/2018

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

г. Вилючинск, Камчатский край                         31 мая 2018 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Чернявского А.В.,

при секретаре судебного заседания Верховской А.В.,

с участием:

административного истца Липатьева И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Липатьева Ивана Николаевича к призывной комиссии г. Вилючинска Камчатского края о признании незаконным и отмене решения об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, возложении обязанности устранить нарушения путем вынесения заключения о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу,

установил:

Административный истец Липатьев И.Н. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указал, что 20 февраля 2018 года им в призывную комиссию Вилючинского городского округа Камчатского края было подано заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, поскольку военная служба противоречит его убеждениям (вероисповеданию). В заявлении, поданном в призывную комиссию, а затем на заседании комиссии он обосновал свой выбор, изложил причины и обстоятельства, побудившие его отказаться от военной службы в силу имеющихся у него убеждений и выбрать заменяющую ее гражданскую службу. Вместе с тем, на заседании призывной комиссии 18 апреля 2018 года ему было отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в связи с тем, что призывник является приверженцем организации свидетелей Иеговы, которая признана экстремисткой организацией на территории Российской Федерации. Ссылаясь на ст. 19, ст. 28, ст. 59 Конституции РФ, Федеральный закон № 113 от 25 июля 2002 года «Об альтернативной гражданской службе», ст. 9, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 18, ст. 26, ст. 27 международного пакта ООН о гражданских и политических правах, полагал, что оспариваемым решением были нарушены его права и законные интересы на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу и проявлена дискриминация по признаку религии.

В письменном отзыве представитель административного ответчика председатель основного состава призывной комиссии Вилючинского городского округа Ланин В.Н. полагал решение призывной комиссии от 18 апреля 2018 года законным и обоснованным, а требования Липатьева И.Н., содержащиеся в административном исковом заявлении не подлежащими удовлетворению.

В письменных возражениях, представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат по городу Вилючинск», военный комиссар города Вилючинска Швец И., полагал заявленные Липатьевым И.Н. требования не подлежащими удовлетворению, указав, что на заседании призывной комиссии 18 апреля 2018 года антивоенные взгляды Липатьева И.Н. основанные на религиозной убеждении оказались неубедительными, при этом, Липатьев И.Н. признал, что является приверженцем «религиозной общины Свидетелей Иеговы», запрещенной в Российской Федерации с 2017 года.

В судебном заседании административный истец Липатьев И.Н. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик призывная комиссия Вилючинского городского округа Камчатского края, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомилен.

Заинтересованное лицо ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился.

Заинтересованное лицо ФКУ «Военный комиссариат по городу Вилючинск», о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, а также материалы личного дела призывника, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 218 КАС РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.

Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее – Закон «Об альтернативной гражданской службе»), регламентирующим отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

Статьей 2 Закона «Об альтернативной гражданской службе» установлено, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона «Об альтернативной гражданской службе» на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принято соответствующее решение.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В силу п. 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Исключение из общего правила составляет порядок, предусмотренный в абзаце 4 п. 1 ст. 11 Закона "Об альтернативной гражданской службе" и п. 14 Положения, в соответствии с которыми граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки, т.е. независимо от сроков призыва на военную службу. Это обусловлено такими обстоятельствами, которые не позволяют гражданину заранее уведомить военный комиссариат о намерении воспользоваться правом на альтернативную гражданскую службу, а потому вопрос о прохождении военной службы должен решаться в ближайший по отношению к дате прекращения отсрочки призыв (весенний или осенний) либо в период текущего призыва.

В соответствии с п. 2 ст. 11 указанного Закона к заявлению о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин прикладывает автобиографию и характеристику с места работы или учебы, а также вправе приложить иные документы.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 12 Закона «Об альтернативной гражданской службе» заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (п.7 ст. 12 Закона «Об альтернативной гражданской службе»).

Одним из оснований, предусмотренных законом, в соответствии с которым гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, является условие, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (абзац 3 пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе").

Как установлено в судебном заседании, постановлением губернатора Камчатского края № 292-р от 27 марта 2018 года были созданы основные и резервные призывные комиссии для осуществления призыва на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 лет до 27 лет, не пребывающих в запасе.

Утвержден состав основной призывной комиссии Вилючинского городского округа, в который вошли: Ланин В.Н. – председатель призывной комиссии, Насонов О.В. – заместитель председателя призывной комиссии, а также члены комиссии в количестве 15 человек.

Из материалов личного дела призывника усматривается, что Липатьев И.Н., 11 июня 1998 года рождения, состоит на воинском учете с 19 января 2015 года.

В связи с обучением в КГБОК СПО «Камчатский индустриальный техникум» по специальности «Электрические станции, сети и системы» ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2017 года.

Согласно копии диплома о среднем профессиональном образовании Липатьев И.Н. освоил образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошел государственную итоговую аттестацию по профессии «Компьютерные сети», решением Государственной экзаменационной комиссии от 15 июня 2017 года ему присвоена квалификация «Техник», дата выдачи диплома 23 июня 2017 года.

Таким образом, по смыслу п. 1 ст. 11 Закона "Об альтернативной гражданской службе" с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу Липатьев И.Н. должен был обратиться до 01 октября 2017 года.

20 февраля 2018 года Липатьев И.Н. обратился в призывную комиссию с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, ссылаясь на то, что несение военной службы по призыву противоречит его убеждениям, основанным на Библии.

Согласно выписке из книги протоколов заседания призывной комиссии г. Вилючинск Камчатского края (протокол № 1 от 18 апреля 2018 года), единогласным решением призывной комиссии Липатьеву И.Н. отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в связи с тем, что призывник является приверженцем религиозной организации свидетелей Иеговы, которая признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.

В судебном заседании Липатьев И.Н. пояснил, что ему была предоставлена возможность изложить свою позицию по заявлению о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, при выступлении на заседании призывной комиссии он с ходатайством о восстановлении срока обращения с соответствующим заявлением к призывной комиссии не обращался.

Помимо сроков подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, граждане обязаны соблюдать порядок подачи и рассмотрения названного заявления, определенный ст. 11 Закона "Об альтернативной гражданской службе" и п. п.15, 16 Положения, согласно которым граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

По смыслу п. 2 ст. 11 Закона "Об альтернативной гражданской службе», п. 16 Положения гражданин, претендующий на замену военной службы альтернативной гражданской службой, вправе ссылаться на лиц, которые могут подтвердить достоверность доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

При обращении в призывную комиссию с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, Липатьев И.Н. указал, что это связано с его вероисповеданием. В автобиографии указал, что отношение к военной службе сложилось от прочтения Библии.

При рассмотрении дела Липатьев И.Н. пояснил, что неприятие военной службы связано с его убеждениями, а не с вероисповеданием. При этом обоснование противоречия несения военной службы его убеждениям Липатьев И.Н. не изложил ни в ходе судебного заседания, ни в административном исковом заявлении.

Таким образом, Липатьев И.Н. как при обращении с заявлением в призывную комиссию, так и при обращении в суд с административным исковым заявлением не определился чему конкретно – его убеждениям или вероисповеданию - противоречит несение военной службы.

В автобиографии Липатьева И.Н. не указано, какое именно отношение сложилось у него к военной службе, имеется ссылка на то, что отношение к военной службе сложилось у последнего от прочтения Библии. Сведений о том, что административный истец вследствие убеждений этического, политического и религиозного характера, связанных с отрицанием насилия, исключает для себя возможность применения оружия либо участие в военных действиях, у суда не имеется. Характеристика с места учебы Липатьева И.Н. таких сведений также не содержит.

Вместе с тем, обязанность доказать наличие соответствующих убеждений, обязанность подтверждения достоверности доводов гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит непосредственно на гражданине, изъявившем желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой. Указанный процесс обоснования наличия убеждений вызван не принуждением гражданина, а его собственной инициативой – заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 1998 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 02 декабря 1998 года, Определение Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года № 447-О).

Таким образом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что неприятие военной службы мотивировано серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями Липатьева И.Н. либо глубоко и искренне исповедуемым им религиозными взглядами, Липатьевым И.Н. не представлено ни при рассмотрении его заявления призывной комиссией, ни в судебное заседание, в материалах дела и в материалах личного дела призывника такие доказательства отсутствуют.

Из письменного возражения военного комиссара г. Вилючинска на административное исковое заявление следует, что на заседании призывной комиссии 18 апреля 2018 года антивоенные взгляды Липатьева И.Н. основанные на религиозной убеждении оказались неубедительными, при этом, Липатьев И.Н. признал, что является приверженцем «религиозной общины Свидетелей Иеговы», запрещенной в Российской Федерации с 2017 года.

Указанные обстоятельства не опровергнуты Липатьевым И.Н. и представленными к административному исковому заявлению документами.

Между тем, согласно решению Верховного суда РФ от 20 апреля 2017 года № АКПИ17-238, с учетом апелляционного определения Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N АПЛ17-216, Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в её структуру местные религиозные организации, в том числе местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Вилючинск» (ОГРН 102400001023), ликвидирована, ввиду признания указанной организации экстремисткой.

Доводы административного истца о том, что его вероисповедание противоречит несению военной службы, свидетельствуют не о наличии у Липатьева И.Н. специфических убеждений, а о нежелании последнего испытывать временные трудности, связанные с прохождением военной службы, при этом, указанные доводы противоречат положениям статьи 59 Конституции РФ, в силу которой защита Отечества признается долгом и обязанностью гражданина РФ, а право гражданина на альтернативную службу связывается с наличием определенных условий и не гарантировано любому, кто заинтересован в том, чтобы избежать военной службы.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу подано Липатьевым И.Н. с нарушением срока, установленного 11 Закона «Об альтернативной гражданской службе», при рассмотрении указанного заявления на заседании призывной комиссии Липатьев И.Н. не ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, в судебном заседании на обстоятельства, свидетельствующие о том, что данный срок пропущен им по уважительным причинам, не ссылался, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, Липатьев И.Н. на рассмотрение призывной комиссии, а также в судебное заседание не представил, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии Вилючинского городского округа Камчатского края об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу является законным, поскольку принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия решения и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Липатьева И.Н. о признании решения призывной комиссии Вилючинского городского округа незаконным и возложении на призывную комиссию обязанности вынести заключение о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, у суда не имеется.

Административным истцом при подаче административного искового заявления в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком – ордером от 10 мая 2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку исковые требования Липатьева И.Н. удовлетворению не подлежат, основания для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов по оплате государственной пошлины отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 05 ░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░                  ░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-346/2018 ~ 9-315/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Липатьев И.Н.
Липатьев Иван Николаевич
Ответчики
Призывная комиссия ВГО
Другие
ФКУ «Военный комиссариат по г. Вилючинск»
ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края»
Суд
Вилючинский городской суд
Судья
Чернявский Андрей Викторович
24.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2018[Адм.] Судебное заседание
05.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее