29 ноября 2018 г. г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Попик А.А.,
с участием:
истца Кравченко Г.В.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Саниной О.И., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 № СМ-09/03 с полным объемом процессуальных прав сроком по 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2564/2018
по иску Кравченко Галины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска Кравченко Г.В. указала, что при обращении в УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью она получила отказ, который был мотивирован тем, что период работы с 10.03.1994 по 02.12.1999 не может быть включен в стаж на соответствующих видах работ, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию, не предусмотрено наименование учреждения «школа-гимназия-комплекс». Оспаривая обоснованность данного отказа, истец указала, что в спорный период она работала учителем начальных классов в школе-гимназии-комплексе № 9. В период ее трудовой деятельности наименование средней общеобразовательной школы № 9 неоднократно изменялось. При этом ее должностные обязанности не изменялись и соответствуют типовым, не изменялось и направление деятельности школы. Школа представляла и представляет собой среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей. Просит суд признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.09.2018 № 503 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным; включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с 10.03.1994 по 02.12.1999 в должности учителя начальных классов средней школы-гимназии-комплекса № 9; назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11.09.2018.
В судебном заседании истец Кравченко Г.В. подержала исковые требования по заявленным основаниям, дополнительно пояснила, что в связи с переименованием школы ее должностные обязанности не изменялись, она в течение всего рабочего дня была занята преподавательской деятельностью непосредственно с детьми, основная деятельность образовательного учреждения и организационно-правовая форма оставались прежними.
В судебном заседании представитель ответчика Санина О.И. исковые требования истца не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях от 29.11.2018, указав, что одним из основных условий при зачете педагогической деятельности в специальный страховой стаж является точное соответствие характера выполняемой работы той, которая предусмотрена соответствующими Списками. Истец в оспариваемый период работала в должности учителя начальных классов школы-гимназии-комплекса № 9. Указанное учреждение Списками № 781 от 29.10.2002, № 463 от 06.09.1991, № 1067 от 22.09.1999 не предусмотрено, а расширительному толкованию Списки не подлежат. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьями 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», применяются в части, не противоречащей указанным законам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечения» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определен порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Согласно Правилам пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФ РФ недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФ РФ, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении пенсии.
В судебном заседании из материалов исследованного пенсионного дела установлено, что Кравченко Г.В. 11.09.2018 обратилась в УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области с заявлением о назначении пенсии, что подтверждается представленным заявлением, принятым в УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области 11.09.2018 (л.д. 48-49).
В соответствии с решением УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 21.09.2018 № 503 Кравченко Г.В. отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа работы на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью (л.д. 12).
Кравченко Г.В. не засчитали в стаж на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью период работы с 10.03.1994 по 02.12.1999 в должности учителя начальных классов средней школы-гимназии-комплекса № 9, поскольку наименование учреждения в данный период не соответствует наименованию учреждения, предусмотренного Списком № 781 от 29.10.2002, и ранее действующими Списками № 463 от 06.09.1991 и № 1067 от 22.09.1999.
Согласно указанному решению страховой стаж на соответствующих видах работ в связи с педагогической деятельностью Кравченко Г.В. составил 19 лет 07 месяца 22 дня при требуемом стаже не менее 25 лет.
Согласно трудовой книжке серии № от 25.08.1992 Кравченко Г.В., .. .. .... года рождения, 25.08.1992 принята учителем начальных классов в Усть-Илимскую среднюю школу № 9 на основании приказа от 02.09.1992 № 73/3 (запись № 2), с 10.03.1994 средняя школа № 9 г. Усть-Илимска реорганизована в школу-гимназию-комплекс № 9 (запись № 4), с 22.11.1999 школа-гимназия-комплекс № 9 переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» (запись № 7) (л.д. 13-15).
Согласно Постановлению главы Администрации города Усть-Илимска от 05.06.1992 № 722 средняя школа № 9 была реорганизована с 01.07.1992 в школу-гимназию-комплекс - учреждение образования нового типа, повышенной общеобразовательной и профессиональной подготовки наиболее способных учащихся, центр научно-методической и экспериментальной работы развития образования (л.д. 17).
Распоряжением главы Администрации города Усть-Илимска от 10.03.1994 № 129-р школа-гимназия-комплекс № 9 была зарегистрирована с организационно-правовой формой муниципальное общеобразовательное учреждение (л.д. 16).
Приказом управления образования Администрации города Усть-Илимска от 22.11.1999 № 330 муниципальное учреждение школа-гимназия-комплекс № 9 переименовано в «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9» (л.д. 18).
Постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от 04.07.2001 № 979 постановление от 05.06.1992 года № 722 «О реорганизации школы № 9 в учебное заведение нового типа школу-гимназию-комплекс № 9» отменено (л.д. 19).
Доводы истца о том, что характер выполняемой ею работы в должности учителя начальных классов в школе-гимназии-комплексе № 9 полностью соответствовал характеру работы учителя начальных классов в общеобразовательной школе, суд находит обоснованными.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 от 08.11.2018 № 8 (л.д. 20-21), личной карточкой работника (л.д. 22-27).
В соответствии с общими принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в Федеральном Законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях во вредных или тяжелых условиях труда.
Факт того, что истец в течение всего рабочего времени была занята преподавательской деятельностью непосредственно с детьми представителем ответчика не оспаривается.
Анализ содержания распоряжения главы Администрации города Усть-Илимска от 10.03.1994 № 129-р «О регистрации учреждения «школы-гимназии-комплекса № 9», Устава учреждения школы-гимназии-комплекса № 9, утвержденного зам. главы администрации города по образованию, свидетельствует о том, что основная деятельность в указанных случаях была одна и та же - реализация образовательных программ на уровнях начального, основного и полного общего образования. Организационно-правовая форма в во всех случаях была одной и то же - муниципальное образовательное учреждение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеется полное соответствие характера выполняемых работ, то есть непосредственная педагогическая деятельность с детьми школьного возраста.
На основании изложенного период работы Кравченко Г.В. с 10.03.1994 по 02.12.1999 в должности учителя начальных классов в школе-гимназии-комплексе № 9 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
При условии включения спорного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у истца на 11.09.2018 имелся стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решение УПФР в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Кравченко Г.В. от 21.09.2018 № 503 по изложенным обстоятельствам является незаконным.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кравченко Галины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, понуждении к назначению пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 21.09.2018 № 503 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Кравченко Галине Владимировне.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить период работы Кравченко Галины Владимировны с 10.03.1994 по 02.12.1999 в должности учителя школы-гимназии-комплекса № 9 в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить Кравченко Галине Владимировне страховую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью с 11.09.2018.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья Н.С. Банщикова