Решение по делу № 33-4421/2018 от 11.04.2018

Судья: Гречановская О.В.

Докладчик: Ларионова С.Г. Дело № 33-4421

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Гордиенко А.Л.

судей Ларионовой С.Г., Кандаковой Л.Ю.

при секретаре Гилевой К.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Денисовой А.А. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 08 февраля 2018 года по делу по иску Сергеевой Марины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Сергеева М.В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения № от 11.10.2017 об отказе в назначении пенсии, обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию досрочно с момента обращения за её назначением, то есть с 09.10.2017 года

Заявленные требования мотивированы тем, что 29.09.2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 29.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец предоставила ответчику все необходимые документы, подтверждающие её право на назначение пенсии как опекуну ребёнка-инвалида, воспитавшего его до достижения 8 лет.

Решением Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 11.10.2017 года в досрочном назначении пенсии по старости отказано в связи с тем, что истец не достигла возраста, предусмотренного для назначения пенсии лицам, замещающим должности государственной и муниципальной службы.

Решение ответчика мотивировано положениями Федерального закона №143-Ф3 от 23.05.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым предусмотрено изменение условий (повышение пенсионного возраста) назначения страховой пенсии по старости и одновременного установления дополнительной к страховой пенсии выплате - пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности РФ и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов РФ, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы РФ и должности муниципальной службы.

Поскольку истец на момент обращения за назначением пенсии замещала должность государственной гражданской службы РФ в Управлении ФНС России по Кемеровской области и не достигла возраста 50 лет 6 месяцев, в назначении пенсии ей было отказано.

Истец считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и нарушающим её права на пенсионное обеспечение, поскольку она не обращалась за назначением ей дополнительной доплаты - пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной и муниципальной службы, просила назначить ей пенсию по иным основаниям, предусмотренным законом. Истец считает, что характер её деятельности (замещение должности государственной гражданской службы РФ) на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости как опекуну ребёнка-инвалида, не может влиять на получение гарантированную государством льготу, установленную для опекуна ребёнка-инвалида.

В связи с этим просила суд признать решение Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 11.10.2017 года об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика назначить Сергеевой М.В. страховую пенсию досрочно с момента обращения за назначением пенсии, по достижении истцом возраста 50 лет, с 09.10.2017 года.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 08 февраля 2018 года постановлено: «Требования Сергеевой Марины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 11.10.2017 года об отказе в назначении Сергеевой Марине Владимировне пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) назначить Сергеевой Марине Владимировне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09.10.2017 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в пользу Сергеевой Марины Владимировны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Денисова А.А. решение просит отменить и отказать в удовлетворении требований, указывая, что судом не были приняты во внимание изменения, внесенные 01.01.2017 года в Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно положения ч. 1.1 ст. 8, согласно которым истец должна была достигнуть возраста не менее 50 лет 06 месяцев.

Относительно апелляционной жалобы Сергеевой М.В. принесены возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Старикову М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав Сергееву М.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Сергеева М.В. является опекуном ребёнка-инвалида с 2005 года по настоящий момент.

29.09.017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ, приложив к заявлению необходимые документы.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 11.10.2017 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с тем, что истец, как лицо, замещающее должность государственной службы, не достигла требуемого возраста для назначения досрочной страховой пенсии по старости 50 лет 6 месяцев.

Как следует из трудовой книжки истца, на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, истец являлась лицом, замещающим должность государственной гражданской службы РФ - работала в должности главного государственного налогового инспектора правового отдела Управления ФНС России по Кемеровской области с 2005 года, где и продолжает работать по сегодняшний день.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец обращалась за назначением досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, указанным в п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ, будучи опекуном ребёнка-инвалида. При этом, по мнению суда первой инстанции, за назначением досрочной страховой пенсии по старости и установлением дополнительной к страховой пенсии выплате - пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности РФ и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов РФ, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы РФ и должности муниципальной службы истец не обращалась.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку выводы суда связаны с неправильным толкованием норм материального права.

В соответствии с положениями п. 1.ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу страховая пенсия назначается по достижении мужчинам 60 лет, а женщинам - 55 лет.

Вместе с тем, федеральным законом от 23.05.2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.1, касающейся увеличения возраста выхода на пенсию лицам, замещающим на постоянной основе должности государственной (муниципальной) службы. Изменения вступили в силу с 01.01.2017 года.

Обозначенным законом установлено увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен на 5 лет, женщинам на 8 лет, при этом независимо от того, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1. статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01.01.2017 до 2032, независимо от того на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

Возраст определяется в соответствии с Приложением 5 к Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", где возраст, по достижении которого гражданину была бы назначена страховая пенсия по старости, не замещай он должности, указанные в части 1.1. статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определен как "V" и в цифровом выражении индивидуален для каждого субъекта пенсионных отношений.

Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.

На момент обращения истца с заявлением в отделение Пенсионного фонда России данный возраст был установлен в размере 55 лет 06 месяцев.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в соответствии с положениями п. 1.ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец как опекун ребенка-инвалида имеет право на уменьшение возраста, необходимого для назначения ей страховой пенсии по старости на 5 лет, ее право на подачу соответствующего заявления в отделение Пенсионного фонда России возникает не ранее достижения истцом возраста в 50 лет 06 месяцев, то есть, с 09.04.2018 года.

Следовательно, поскольку на момент вынесения ответчиком решения об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости она указанного возраста не достигла, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для признания такого решения незаконным, в связи с этим в удовлетворении исковых требований следовало отказать в полном объеме, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене. С вынесением нового решения об отказе Сергеевой М.В. в иске о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 11.10.17 об отказе в установлении пенсии и обязании ответчика назначить страховую пенсию досрочно с 09.10.2017 года.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 08 февраля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Сергеевой Марины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонное) от 11.10.17 об отказе в назначении пенсии, и в обязании назначить досрочную страховую пенсию с 09.10.2017 года, отказать.

Апелляционную жалобу представителя УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Денисовой А.А. удовлетворить.

Председательствующий:                    Гордиенко А.Л.

Судьи:                                Ларионова С.Г.

                                        Кандакова Л.Ю.

33-4421/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сергеева Марина Владимировна
Ответчики
ГУ УПФ г.Кемерово и Кем.район
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Ларионова Сатык Геворковна
15.05.2018Судебное заседание
16.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее