дело № 2-36/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Депутатский 08 апреля 2019 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новожилова Е.Я., при секретаре Кадырове Н.Г., с участием представителя истца Б.., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г. к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег» о признании пострадавшим от чрезвычайной ситуации – наводнения, и обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости
УСТАНОВИЛ:
Б., действуя по доверенности в интересах Г.., обратилась в суд с указанным выше иском к администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», ссылаясь на то, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшей на территории Усть-Янского национального наслега 31.05.2018 года, домовладение, расположенное по (адрес), оказалось в зоне подтопления, имущество первой необходимости оказалось полностью утраченным. Г. проживает в с. Усть-Янск со своими детьми Г1 и Г2., но прописана в п. Депутатский по (адрес), данную квартиру выделили ее мужу как ветерану тыла. Сын истицы Г1 обратился в администрацию МО «Усть-Янский национальный наслег» с заявлением о включении в списки лиц совместно проживающих членов семьи, в том числе и истца, на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, однако во включении их в списки было отказано в связи с тем, что на момент чрезвычайной ситуации Г. не имела регистрации в домовладении, подвергнувшемуся подтоплению.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства не явился, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Б.. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Представитель администрации МО «Усть-Янский национальный наслег», извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, что в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
В адресованном суду письменном сообщении исх. № от ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Усть-Янский национальный наслег» Г3. указал, что возражений на исковые требования не имеет, иск признает (л.д. 34).
Третье лицо – Министерство охраны природы РС (Я) о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, причины неявки представителя суду не сообщило, что не является препятствием к рассмотрению дела в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 №511-III «О защите населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ (ч. 2 ст. 18).
Согласно п.п. «г», «д» п. 2 постановления Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности оказание гражданам единовременной материальной помощи и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В соответствии с п. 2 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости осуществляется в случае постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с «Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-624, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предусмотрена выплата единовременной материальной помощи и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Согласно п. 6 указанного Положения бюджетные ассигнования из резервного фонда для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляются гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера.
Списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введен режим чрезвычайной ситуации на основании заявлений граждан, составленных по утвержденной форме и поданных в срок до истечения одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации (п. 6.1, 6.3 Положения).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, необходимо обращение граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации в орган местного самоуправления с заявлением установленной формы не позднее месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации, постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в котором он зарегистрирован по месту жительства, подтверждение факта утраты имущества первой необходимости.
Перечень имущества первой необходимости указан в п. 1 (1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийны бедствий, а также в методических рекомендациях МЧС России от 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, согласно которым "имущество первой необходимости" – это минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Как установлено в судебном заседании, 31.05.2018 г. распоряжением главы Муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег» № 50-ОД в связи с повышением уровня воды р. Яна выше критической отметки до 1023 см. и подтоплением жилых домов с. Усть-Янск, с 31 мая 2018 года на территории МО «Усть-Янский национальный наслег» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» (л.д. 5).
05.06.2018 года Г1 как лицо, пострадавшее от чрезвычайной ситуации, обратился с заявлением установленной формы к главе МО «Усть-Янский национальный наслег» о включении его совместно с членами семьи Г. (мать), Г2 (брат) в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (л.д. 8).
Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по (адрес) и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате весеннего половодья с. Усть-Янск Усть-Янского улуса РС (Я) от 05.06.2018 г., жилое помещение (дом) с общей площадью 96,0 кв. м. имеет следующие повреждения: жилой дом затоплен до чернового пола, высота сваи дома 100 см., уровень подтопления 140 см., утеплитель чернового пола (шлак) размыт, балки полов пропитаны водой, внутри дома – доски пола, линолеум пропитаны водой и грязью, имущество не утрачено. Размер единовременной материальной помощи пострадавшему составляет .......... руб.
Данный акт составлен членами комиссии, подписан Г1, утвержден главой поселка и сторонами не оспаривается (л.д. 9).
По результату рассмотрения указанного заявления Г1 администрацией МО «Усть-Янский национальный наслег» было отказано во включении его матери Г. в списки пострадавших на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в жилом помещении, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, то есть по (адрес) (л.д. 11).
В силу положений ст.20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации», местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Местом пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1, граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства, а сам регистрационный учет осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства абз. 1 ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации».
При отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение Конституционного суда РФ от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
Согласно копии паспорта, Г. зарегистрирована с 11.04.2012 по (адрес). (л.д. 6).
Факт проживания Г. по (адрес), подтверждается справками Главы МО «Усть-Янский национальный наслег» Г3., заместителя Главы Г4. согласно которым Г. с 1987 года фактически проживает по (адрес) (л.д. 30, 35).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации истец фактически проживал в доме по (адрес), расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате подтопления в связи с критическим повышением уровня воды реки Яна, из-за чего пострадал жилой дом истца, имущество первой необходимости не утрачено. С заявлением о включении в список лиц на оказание материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истец обратился своевременно, то есть до истечении месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по (адрес) и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате весеннего половодья с. Усть-Янск Усть-Янского улуса РС (Я) от 05.06.2018 г., имущество проживающих в указанном жилом помещении лиц не утрачено (л.д. 9), исковые требования в части включения в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости удовлетворению не подлежат.
В остальной части исковые требования суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Г. к администрации Мо «Усть-Янский национальный наслег» - удовлетворить частично.
Признать Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку .........., пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации 31.05.2018 года на территории муниципального образования «Усть-Янский национальный наслег».
Обязать администрацию МО «Усть-Янский национальный наслег» включить Г. в список лиц на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи жалобы через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий Е.Я. Новожилов