Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Сухановой А.Г., при секретаре Поповой В.Н.,
с участием представителя истца Администрации Шадринского района Темнякова Т.М., действующего по доверенности от ... года,
представителя третьего лица прокурора Сунагатуллина Э.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Шадринске 30 сентября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации Шадринского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шадринского района Курганской области обратилась в суд с иском к УФССП по Курганской области и Шадринскому МРО СП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указала, что ... года судебным приставом-исполнителем Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области "СП" в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Шадринским районным судом по делу №. Решением суда на Администрацию Шадринского района возложена обязанность предоставить "НТ", являющейся лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилое помещение, на Правительство Курганской области возложена обязанность по финансированию предоставления жилого помещения истцу. Неисполнение решения суда произошло по причине отсутствия финансирования из областного бюджета, без финансирования предоставить по договору специализированного найма жилое помещение не представляется возможным, поскольку свободный жилой фонд в Шадринском районе отсутствует. Просит освободить от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству от ... года №-ИП.
Определением суда от ... года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансовое управление Курганской области, Управление Федерального казначейства по Курганской области.
В судебном заседании представитель истца Администрации Шадринского района Темняков Т.М. исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представители ответчиков УФССП России по Курганской области и Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Шадринской межрайонной прокуратуры Сунагатуллин Э.Р. в судебном заседании находил заявленные требования обоснованными.
Представитель третьего лица Управления Федерального Казначейства по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, представил отзыв, в котором решение оставлял на усмотрение суда, указал, что в представленных истцом документах нет никаких данных о том, представлял ли должник судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что иск Администрации Шадринского района Курганской области обоснован и подлежит удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от ... года удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах "НТ" к Правительству Курганской области и Администрации Шадринского района Курганской области об обязании Администрации Шадринского района Курганской области предоставить "НТ" по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории Шадринского района, обязании Правительства Курганской области профинансировать предоставление указанного жилья.
Апелляционным определением Курганского областного суда от 17 февраля 2015 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России от ... года на основании исполнительного листа, выданного по решению Шадринского районного суда Курганской области, вступившему в законную силу 17.02.2015 года, было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Администрации Шадринского района в пользу взыскателя "НТ" о предоставлении жилого помещения, должнику Администрации Шадринского района Курганской области установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области "СП" от ... года с должника Администрации Шадринского района Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Из переписки Администрации Шадринского района с Главным Управлением образования Курганской области усматривается, что Администрация Шадринского района неоднократно обращалась с просьбами о необходимости выделения денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которые даны ответы, что выделение денежных средств бюджету Шадринского района для обеспечения жилыми помещениями детей-cnpoт. возможно лишь в случае увеличения соответствующей финансовой помощи из федерального бюджета или перераспределения расходов в связи с их неисполнением другими муниципальными образованиями.
Согласно справке финансового отдела Администрации Шадринского района Курганской области № от ... года по состоянию на ... года денежные средства по целевым направлениям расходов на предоставления жилья детям-сиротам из областного бюджета на поступали. В связи с дефицитом бюджета Шадринского района произвести финансирование за счет собственных доходов бюджета па приобретение жилья "НТ" не представляется возможным.
Из справки КУМИ Администрации Шадринского района от ... года № следует, что в Шадринском районе в специализированном жилом фонде отсутствует свободное жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу п. 11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня. следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд. другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Согласно п. 13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.1, 2 ст. 112 Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения. а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.ч.6,7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подл. 7 п.1 ст. 7, п.1 ст.77 и п.1 ст.81 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области. Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст.ст.49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения -один из принципов юридической ответственности.
Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что Администрация Шадринского района Курганской области решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, не исполнила.
В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный 5-дневный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Шадринского района Курганской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Между тем, как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения Администрацией Шадринского района Курганской области возможно только после выделения необходимых денежных средств из федерального бюджета на приобретение жилых помещений.
Таким образом, решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Администрации Шадринского района Курганской области, и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии уважительных причин, не позволивших Администрации Шадринского района исполнить требования указанного исполнительного документа в пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда и необходимости освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Шадринского района Курганской области удовлетворить.
Освободить Администрацию Шадринского района Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ... года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца с подачей жалобы через Шадринский районный суд.
Судья А.Г.Суханова