Дело № 2а-1337/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 года г.Гусь–Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Петровой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Меркуловой А.Н., с участием административного истца – помощника прокурора Голубевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Уршельская средняя общеобразовательная школа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (далее – Администрация), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Уршельская средняя общеобразовательная школа № 1 (далее – МБОУ Уршельская СОШ) с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации и МБОУ Уршельская СОШ по не оснащению помещений медицинского назначения МБОУ Уршельская СОШ оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Просят обязать Администрацию выделить денежные средства, необходимые для оснащения помещений медицинского назначения МБОУ Уршельская СОШ оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Обязать МБОУ Уршельская СОШ оснастить помещение медицинского кабинета оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционные средствами в соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях и предоставить его на безвозмездной основе ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие предоставляемого помещения и оборудования требованиям, предъявляемым СанПин.
В обоснование требований указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите жизни и здоровья детей. При проверке укомплектованности кабинетов образовательных учреждений района выявлено, что медицинские помещения в МБОУ Уршельская СОШ не соответствуют стандарту оснащения, предусмотренному приложением № 3 приказа Минздрава России от 05.11.2013 № 822н, которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним. МБОУ Уршельская СОШ, в нарушение требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, помещение медицинского блока и медицинское оборудование необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи учащимся в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, учреждению здравоохранения ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» не представлено.
Таким образом, бездействие ответчиков противоречит требованиям закона, нарушает гарантированное законом право детей на получение образования в условиях, обеспечивающих защиту жизни здоровья.
Прокурор Голубева Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Административное ответчики представители администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район и МБОУ Урешельская СОШ в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Об отложении дела не просили, об уважительности причин неявки представителя суду не сообщили.
Представитель административного ответчика МБОУ Уршельская СОШ – Кутырев Н.Н. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил заявление. Дополнительно в суд представлены подтверждающие частичное исполнение требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Уршельская районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В заявлении исковые требования прокурора поддержали и просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица, поскольку их явка не признана обязательной.
Выслушав прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 7 Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Статьей 33 данного Федерального закона установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике,
лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию
здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Обязанность по организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений возложена законом на органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Возможность осуществления данной деятельности органами учреждения системы образования законодательством не предусмотрена.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
Статья 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений право на охрану жизни и здоровья.
В силу ч.1 и 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помои в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 №822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 4 данного Порядка, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пунктам 7, 8, 9, 11 Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета.
Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).
Согласно пункту 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Таким образом, действующее законодательство гарантирует оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений без каких-либо ограничений.Судом установлено, что медицинский блок в МБОУ Уршельская СОШ не укомплектован, в нарушение требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, медицинское оборудование необходимое для организации медицинских осмотров и оказания доврачебной помощи учащимся в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, учреждению здравоохранения ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» не представлено.
В силу п.2.3 Устава МБОУ Уршельская СОШ одним из видов деятельности школы является медицинское обслуживание учащихся (на основании договора с ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница»).
МБОУ Уршельская СОШ Гусь-Хрустального района является некоммерческой организацией, учреждено администрацией муниципального образования Гусь-Хрустальный район (управление образования администрации Гусь-Хрустального района), находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с положениями ч.1 и ч.2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой начальнику управления образования администрации МО Гусь-Хрустальный район внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о здравоохранении, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком не приняты меры к устранению нарушений.
Из письма начальника управления образования Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в 2017 году частично закуплено медицинское оборудование, в том числе в МБОУ Уршельская СОШ. Составлен график обследования помещений медицинских кабинетов, подлежащих лицензированию совместно с начальником ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе. Продолжается закупка необходимого оборудования, инвентаря и инструментария для оснащения медицинского блока в МБОУ Уршельская СОШ. Оформлены договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (помещения медицинских блоков) между КУМИГА администрации Гусь-Хрустального района, в МБОУ Уршельская СОШ и ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница». При этом указано, что приведение помещений в соответствие с установленными требованиями требует дополнительного бюджетного финансирования.
В соответствии с постановлением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на оснащение медицинского блока отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях, выделена субсидия в размере 918,0 тысяч рублей.
Вместе с тем как следует из пояснений представителя ответчика МБОУ Уршельская СОШ и материалов дела лицензия на осуществление медицинской деятельности в общеобразовательном учреждении в настоящее время отсутствует.
Таким образом, установлено, что до настоящего времени медицинские помещения в МБОУ Уршельская СОШ не соответствуют стандарту оснащения, предусмотренному приложением № 3 приказа Минздрава России от 05.11.2013 № 822н, которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним.
С учетом исследованных доказательств, приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещения. То есть, образовательное учреждение, а также учредитель указанного учреждения – Администрация в лице Управления образования администрации МО Гусь-Хрустального района, должны создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, а медицинское обслуживание несовершеннолетних должны обеспечить органы здравоохранения, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе, и помещения.
При указанных обстоятельствах бездействие органов самоуправления и учреждения противоречит требованиям закона, нарушает гарантированное законом право детей на получение образования в условиях, обеспечивающих защиту жизни и здоровья.
Учитывая, что условия для осуществления работниками медицинского учреждения медицинского обслуживания воспитанников в образовательном учреждении при отсутствии оснащенного в соответствии с требованиями стандартов медицинского кабинета, не созданы, в результате чего нарушаются права на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, суд находит исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
При этом, принимая во внимание, что процедура лицензирования медицинских кабинетов для осуществления медицинской деятельности в дошкольном учреждении требует определенных временных затрат, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого должны быть исполнены возложенные на административного ответчика МБОУ Уршельская СОШ обязанности, полагая, что достаточным и разумным будет исполнение возложенных обязанностей в течении трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь–Хрустального межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Уршельская средняя общеобразовательная школа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Уршельская средняя общеобразовательная школа по не оснащению помещений медицинского назначения МБОУ Уршельская СОШ оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Обязать администрацию муниципального образования Гусь-Хрустальный район выделить денежные средства, необходимые для оснащения помещений медицинского назначения МБОУ Уршельская СОШ оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
Обязать МБОУ Уршельская СОШ в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить помещение медицинского кабинета оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционные средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях и предоставить их на безвозмездной основе ГБУЗ ВО «Уршельская районная больница» по акту приема-передачи с приложением документов, подтверждающих соответствие предоставляемого помещения и оборудования требованиям, предъявляемым СанПин.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Петрова
Мотивированное решение суда изготовлено 04 сентября 2018 года.