Решение по делу № 4Г-729/2011 [44Г-35/2011] от 17.08.2011

44Г-35/2011

44Г-35/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

05 октября 2011 года г.Петрозаводск

Президиум Верховного суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Шмотиковой С.А.

судей: Кабанен Н.И., Касым Л.Я., Савастьянова Г.С., Стракатовой З.Е.,

рассмотрел гражданское дело по надзорной жалобе Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 19 апреля 2011 года по делу по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

Заслушав доклад судьи Тарасовой Р.П., объяснения представителей Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Манцырова С.С. и Бочинского О.А., действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы надзорной жалобы, прокурора Габриэляна К.К., возражавшего по доводам надзорной жалобы, Президиум

у с т а н о в и л :

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии РК и Администрации Эссойльского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки.

Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в квартале ... выдел ... ... участкового лесничества ГУ РК «...» была установлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Ввиду того, что наличие несанкционированной свалки влечет загрязнение природной среды и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать Министерство по природопользованию и экологии РК и Администрацию Эссойльского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 февраля 2011 года требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворены. Суд постановил: обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрацию Эссойльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале ... выдел ... ... участкового лесничества ГУ РК «...»; взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Эссойльского сельского поселения в бюджет Петрозаводского городского округа госпошлину по ... рублей с каждого.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 19 апреля 2011 года решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 февраля 2011 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные постановления, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Указывает, что приказом Министерства природных ресурсов России от 06.04.2007 года № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» ОАО «...» был представлен проект освоения лесов, который утвержден экспертной комиссий (заключение № 88, утверждено Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 19.03.2010 года).

Санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке, переданном в аренду, осуществляются арендатором лесного участка, на момент рассмотрения данного дела, в соответствии с проектом освоения лесов, им являлось ОАО «...».

В настоящее время территория, на которой расположена несанкционированная свалка, передана в аренду ОАО «...» на основании договора № ... переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от ... года. Заявитель полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в кв.... выдел ... ... участкового лесничества ГУ РК «...», должна быть возложена на арендатора лесного участка. Также указывает, что федеральным законодательством не предусмотрено финансирование работ Министерства по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории лесных участков. Считает необходимым привлечь к участию в деле в качестве соответчика арендатора – ОАО «...».

Определением судьи Верховного суда Республики Карелия Тарасовой Р.П. от 19 сентября 2011 года дело передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции в связи с существенными нарушениями судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, Президиум не находит оснований для её удовлетворения.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в процессе проведения Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в квартале ... выдел ... ... участкового лесничества ГУ РК «... ...» было установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов.

Суды первой и кассационной инстанций, установив данные обстоятельства, пришли к выводу, что Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия и Администрация Эссойльского сельского поселения являются надлежащими ответчиками по делу и обязали их принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов. Указанной статьей предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе, радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п.4 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии с п.п.7 п.9 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии РК, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 года № 206-П, указанное ведомство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов и охрану лесов (в том числе, осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе, создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

С учетом установленных обстоятельств по делу, а также анализа приведенного законодательства обязанность принять меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки, по решению суда обоснованно возложена на Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия и Администрацию Эссойльского сельского поселения.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или правом безвозмездного срочного пользования лесным участком.

На основании ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется ряд мер санитарной безопасности, в частности, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В силу ст. 55 ч.2 Лесного кодекса РФ указанные в п.4 ч.1 этой же статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленные в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Аналогичная обязанность арендатора лесного участка закреплена в п.4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, законом установлена обязанность арендатора по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах в полном объеме.

... года между Министерством лесного комплекса Республики Карелия («Арендодатель») и ОАО «... («Арендатор») был заключен договор аренды лесного участка № .... Данным договором был переоформлен заключенный ... года Договор аренды участка лесного фонда между Министерством лесного комплекса РК и ОАО «...». ... года между ОАО «... ...» («Арендатор») и ООО «...» («Новым арендатором») был заключен договор № ... переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности. По настоящему договору Арендатор обязался передать Новому арендатору свои права и обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка № ... от ... года.

Согласно п.... Договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование (аренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, определенную в п.... настоящего договора (в том числе, квартал ... выдел ... ... участкового лесничества ГУ РК «... ...»).

В п.... Договора закреплена обязанность Арендатора принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине Арендатора.

Между тем, согласно пункта ... Договора аренды лесного участка № ... от ... года срок действия договора установлен с момента подписания и по ... года. В соответствии с пунктом ... Договор аренды участков лесного фонда в предыдущей редакции утрачивает силу с момента государственной регистрации права аренды земельных участков по настоящему договору.

Доказательств, подтверждающих действие названного договора после ... года, заявителем не представлено. Также не может быть принято во внимание заключение Договора № ... от ... года переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка между ОАО «...» и ООО «...», поскольку не подтверждено право ОАО «...» на заключение данного договора.

Довод надзорной жалобы в той части, что федеральным законодательством не предусмотрено финансирование работ Министерства по природопользованию и экологии РК по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, не имеет по данному делу правового значения.

На основании изложенного доводы надзорной жалобы не могут быть приняты во внимание.

Поскольку судом первой и кассационной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, судебные постановления по данному делу следует оставить без изменения, а надзорную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 386, п.1 ч.1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум

постановил:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 08 февраля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 19 апреля 2011 года по делу по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки оставить без изменения, а надзорную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                       С.А.Шмотикова

4Г-729/2011 [44Г-35/2011]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Карельский Межрайонный природоохранный прокурор дейст. в инт. неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство по природопользованию и экологии РК, Администрация Эссойльского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Тарасова Раиса Петровна
05.10.2011
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее