Решение по делу № 2-1119/2015 от 27.07.2015

Дело № 2 – 1119/2015

Решение

                Именем Российской Федерации

05 ноября 2015 года                         г. Вышний Волочёк

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Завьяловой Е.Ю.,

с участием старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Немолькина А.А..

представителя ответчика, сельскохозяйственного производственного кооператива «Тверца», Занегина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданному в порядке ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Тверца» о запрете производить работы по расчистке земельного участка от многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности, обязании провести работы по ликвидации последствий захламления земель,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Тверца» (далее по тексту – ответчик, СПК «Тверца»), в котором просит запретить ответчику осуществлять на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <№> работы по расчистке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности до разработки проекта мелиорации, а также возложить на СПК «Тверца» обязанность произвести работы по ликвидации последствий захламления территории земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <№>, путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом, безопасным для окружающей природной среды, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании иска указано, что на основании обращения руководителя ГКУ Тверской области «Фировское лесничество Тверской области» Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения СПК «Тверца» земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения.

В ходе проверки установлено, что на основании постановления администрации Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> <№> «О закреплении земельных угодий за акционерным обществом закрытого типа «Тверца», ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные угодия, общей площадью <данные изъяты> га, в том числе сельскохозяйственные - <данные изъяты> га., что согласно п. 2 указанного постановления возлагает на Общество обязанность по исполнению требований земельного законодательства, в том числе в части эффективного использования земли в соответствии с целевым назначением, осуществления комплекса мероприятий по охране земель. СПК «Тверца» использует земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <№>, расположенный в границах Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области.

В ходе осмотра указанного земельного участка, проведенного <дата> главным специалистом Комитета по управлению имуществом, земельным отношениям, архитектуре и градостроительству администрации Вышневолоцкого района установлено, что на земельном участке проводились работы по вырубке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности, вырубалась древесина хвойных пород. Срубленная древесина складирована возле мест рубок, образовавшиеся отходы деревозаготовки (макушки, ветки, сучья, кора) не убраны, размещены на почве, порубочные остатки, отпиленные макушки хвойных деревьев оставлены на местах рубки и примыкают к сырорастущим деревьям. Отходы деревозаготовки (порубочные остатки), оставленные на земельном участке, создают благоприятную среду для развития вредителей и болезней леса, а также угрозу возникновения и распространения лесных пожаров. В ходе проверки также установлено, что проект мелиорации указанных земель СПК «Тверца» не разрабатывался, планирование мелиорации этих земель не осуществлялось, что свидетельствует о том, что виды и масштабы применения мелиорации земель землепользователем указанной территории не определены. Согласованный проект мелиорации у СПК «Тверца» отсутствует, вырубка лесных насаждений производится без учета действующих стандартов, норм и правил, что создает угрозу окружающей среде.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

В судебном заседании старший помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Немолькин А.А. исковые требования поддержал по изложенным основаниям, указав, что согласно ст. 25 ФЗ от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится па основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Изложенные положения возлагают обязанность по установлению порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» таким органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. На настоящий момент Минсельхоз России принял только Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель <данные изъяты>, утв. Минсельхозом России <дата> Однако порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель не принят, что не способствует развитию мелиорации. Вырубка лесных насаждений производится землепользователем СПК «Тверца» без учёта установленных норм и правил, что является угрозой для благоприятной окружающей среды. <дата> межрайонным прокурором в Вышневолоцкий городской суд предъявлено исковое заявление в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ с аналогичными исковыми требованиями к СПК «Тверца» и ФИО1. в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> га с кадастровыми номерами <№>, <№>. Решением Вышневолоцкого городского суда от <дата> по делу <№> указанный иск удовлетворен частично, судом постановлено: запретить СПК «Тверца» и ФИО1 осуществлять на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <№> работы по расчистке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности до разработки проекта мелиорации; запретить сельскохозяйственному производственному кооперативу «Тверца» осуществлять на территории указанного земельного участка работы по расчистке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности до разработки проекта мелиорации; обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Тверца» и ФИО1 провести работы по ликвидации последствий захламления территории указанного земельного участка путём сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом, безопасным для окружающей природной среды, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать СПК «Тверца» провести работы по ликвидации последствий захламления территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номера <№>, <№> путём сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом, безопасным для окружающей природной среды, в течение месяца со дня вступления; в остальной части иска отказать. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда указанное решение оставлено без изменения.

Представитель ответчика, СПК «Тверца», Занегин Д.А. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая их незаконными и необоснованными по основаниям, изложенным в возражениях на иск, пояснив, что проект кутуртехнической мелиорации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, разработан до начала работ по расчистке земельного участка от древесно –кустарниковой растительности. Работы производятся в соответствии с разработанным проектом. В связи с отсутствием в гражданском и лесном законодательстве четкого определения понятия «лесов», нет оснований считать растительность, произрастающую на спорном земельном участке, лесом, процедура лесоустройства в отношении него не проводилась. Отражение в акте обследования земельного участка от <дата> терминов «многолетние лесные насаждения» не характеризует соответствующую растительность как лес, поскольку этот вывод сделан неуполномоченным лицом и не может рассматриваться, как установленный факт.

Довод прокурора о том, что отходы деревозаготовки на данном земельном участке создают благоприятную среду для развития болезней леса, угрозу возникновения и распространения лесных пожаров не соответствует действительности, поскольку пиломатериалы, складируемые на участке, представляют собой мертвую древесину, на которой развитие паразитов исключено. А соответствующее заключение, изложенное в акте обследования земельного участка, сделано не компетентным лицом и не может рассматриваться, как обоснованное. Федеральными органами исполнительной власти проводятся мероприятия по планированию мелиорации, а не составлению конкретных проектов. Порядок согласования проектов культуртехнической мелиорации не утвержден, что свидетельствует об отсутствии необходимости их какого-либо согласования. В ст. 51 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены запрещенные способы утилизации отходов, применение которых ответчиком на спорном земельном участке не выявлено. Доказательств, подтверждающих нанесение вреда окружающей среде избранным ответчиком способом утилизации отходов, не представлено. В п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Россельхоз надзора №337 от 01.08.2011 г. (далее Правила) определены условия заготовки древесины и порядок осуществления очистки мест рубок от порубочных остатков. В соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 г. при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки).Указанный вид утилизации порубочных остатков предусмотрен проектной документацией СПК «Тверца». В частности, п. 8.3.3 Проекта среди мероприятий по защите окружающей среды от отходов производства и потребления предусмотрено, что порубочные остатки от лесоразработок, отходов корчевания пней складируются путем сбора в валы в соответствии с требованиями подзаконных актов, что подтверждается фотографиями. Проект мелиорации был разработан заблаговременно и все работы по очистке мест рубок осуществляются на его основе. Полагает, что избранный ответчиком способ утилизации отходов соответствует положениям действующего законодательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен, против удовлетворения иска не возражает.

Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Вышневолоцкого района Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, ранее в судебных заседаниях представитель полагал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддержав исковые требования и указав, что они основаны на положениях действующего природоохранного и иного законодательства.

Представитель третьего лица, ГКУ Тверской области «Фировское лесничество Тверской области», в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено. Ранее в судебном заседании представитель ГКУ Тверской области «Фировское лесничество Тверской области», Дроздов Н.И. пояснил, что проект мелиорации необходим для очистки территории при рубке леса. На обозначенном участке проводится вырубка лесных насаждений, при этом очистка территории от захламления не ведется. Земельный участок расположен в непосредственной близости от земель лесного фонда, что создает опасность возникновения пожаров.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, то СПК «Тверца» является владельцем на праве бессрочного (постоянно) пользования 6630 га земель, в том числе 1310 га – сельскохозяйственные угодия.

Из постановления Главы администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата> «О закреплении земельных угодий за АОЗТ «Тверца» усматривается, что за АО ЗТ «Тверца» закреплены земельные угодия общей площадью <данные изъяты> га, в том числе сельскохозяйственные угодия – <данные изъяты> га, по составу угодий: пашня – <данные изъяты> га, сенокосы – <данные изъяты> га, пастбища – <данные изъяты> га, леса – <данные изъяты> га, кустарник – <данные изъяты> га, болото – <данные изъяты> га, под водой – <данные изъяты> га, под дорогами – <данные изъяты> га, под постройками – <данные изъяты> га, прочие угодия – <данные изъяты> га.

В обосновании заявленных требований прокурор указывает, что на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <№>, землепользователь СПК «Тверца» в отсутствие требуемого проекта мелиорации осуществляет работы по расчистке земель от многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности в нарушением требований действующего природоохранного законодательства.

В результате проведённой Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки выявлены следующие нарушения земельного законодательства со стороны СПК «Тверца» в отношении использования земельного участка с кадастровым номером <№>. Установлено, что на территории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании СПК «Тверца», на участке местности <адрес>, осуществляются работы по вырубке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности, древесины хвойных пород. Срубленная древесина складируется возле мест рубок, образовавшиеся отходы деревозаготовки (макушки, ветки, сучья, кора) не убираются, размещается на почве, порубочные остатки, отпиленные макушки хвойных деревьев оставлены на местах рубки и примыкают к сырорастущим деревьям. Отходы деревозаготовки (порубочные остатки), оставленные на земельном участке, создают благоприятную среду для развития вредителей и болезней леса, а также угрозу возникновения и распространения лесных пожаров. Проверкой также установлено, что проект мелиорации указанных земель СПК «Тверца» не разрабатывался, планирование мелиорации этих земель не осуществлялось, вырубка лесных насаждений производится без учета стандартов, норм и правил, что является угрозой для благоприятной окружающей среды.

Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка <№> от <дата> и фототаблицей к нем, схемой расположения земельного участка с кадастровым номером <№>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СПК «Тверца» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано МИ ФНС <№> по Тверской области с присвоением ОГРН <№>

Судом установлено, что СПК «Тверца» проводит работы по расчистке земельных участков от многолетних лесных насаждений на участке с кадастровым номером <№>, что подтверждается письмом ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» от <дата>

Указанный участок сформирован и является объектом кадастрового учета, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от <дата>.

СПК «Тверца» право пользования спорным земельным участком не зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>.

Из указанных документов следует, что на земельном участке, принадлежащем СПК «Тверца», общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <№>, расположенным в границах Сорокинского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области производится рубка многолетних лесных насаждений. В результате производственных рубок указанный земельный участок захламлен отходами заготовки древесины.

В ходе судебного заседания прокурор пояснил, что работы по рубке многолетних лесных насаждений проводятся СПК «Тверца» на земельном участке с кадастровым номером <№>, расположенном на местности <адрес>, в отсутствие согласованного проекта мелиорации. Нахождение указанных земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесами, в постоянном пользовании ответчика не освобождает его от обязанности соблюдать природоохранное законодательство.

В опровержение доводов прокурора представитель ответчика ссылается на наличие разработанного и согласованного проекта мелиорации спорного земельного участка, принадлежащего СПК «Тверца».

Из представленного ответчиком проекта культуртехнической мелиорации на 4-х участках <адрес> общей площадью <данные изъяты> га на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих СПК «Тверца», разработанного ООО «<данные изъяты>», имеющего допуск к осуществлению работ по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды, следует, что СПК «Тверца», являясь землепользователем спорного земельного участка, заказало проект мелиорации, согласно которому работы по рубке лесных насаждений должны осуществляться посредством валки деревьев бензомоторными пилами, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины, сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием в пожаробезопасный период, спиленные деревья трелюются вместе с кроной для разделки на хлысты, затем последовательно выполняются операции корчевки, перетряхивания и укладки в кучи пней для ликвидации или утилизации.

Факт наличия проекта мелиорации спорного земельного участка, подготовленного специализированной организацией по заказу ответчика СПК «Тверца», прокурором не оспаривается.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Суд полагает установленным, что проверка результаты которой оформлены актом от <дата>, проводилась в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащем СПК «Тверца». На момент проверки ответчиком доказательств осуществления работ по рубке лесных насаждении на обозначенном участке с соблюдением требований природоохранного законодательства при наличии проекта мелиорации не представлено, что явилось основанием для обращения прокурора в суд.

В соответствии со статьёй 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации и статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.

В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определённые категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определение полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель, устанавливает Федеральный закон от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее – ФЗ «О мелиорации земель»).

В соответствии со статьёй 2 ФЗ «О мелиорации земель», мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Согласно статье 8 ФЗ «О мелиорации земель», культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, к которым относится, в том числе и расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

В силу статьи 24 ФЗ «О мелиорации земель», планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

Согласно статье 25 ФЗ «О мелиорации земель», мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

Проектирование и строительство мелиоративных систем, в процессе функционирования которых используются водные объекты, осуществляются в соответствии с водным законодательством.

Проведение агролесомелиорации земель осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и лесным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Материалами дела установлено, что СПК «Тверца» осуществляет работы по расчистке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности на территории участка с кадастровым номером <№> при наличии разработанного проекта мелиорации.

Проектом мелиорации определены виды и масштабы применения мелиорации земель, установлено, что вырубка лесных насаждений производится с учетом установленных стандартов, норм и правил, с соблюдением требований природоохранного законодательства.

Доказательств, опровергающих осуществление ответчиком работ по вырубке лесных насаждений с соответствии с установленными действующим законодательством требованиями, прокурором не представлено.

В соответствии со статьёй 1 Земельного кодекса Российской Федерации, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В пункте 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники, землепользователи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и (или) негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В судебном заседании прокурор подтвердил, что на момент рассмотрения дела Министерством сельского хозяйства РФ приняты Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйственных земель РД-АПК 300.01.003-01, утв. Минсельхозом России 24 января 2003 г. Однако порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель нормативно не установлен, что исключает возможность определения точных критериев необходимого согласования и утверждения проектов мелиорации.

Ответчиком представлен проект культуртехнической мелиорации на 4-х участках <адрес> общей площадью <данные изъяты> га на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих СПК «Тверца», доказательств его несоответствия требуемым нормативам и положениям природоохранного законодательства в области мелиорации земель не выявлено.

При наличии у СПК «Тверца» разработанного проекта мелиорации спорного земельного участка, в отсутствие законодательно закрепленных нормативов его согласования и утверждения, суд полагает исполненной ответчиком, предусмотренную ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, обязанность по расчистке многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности в соответствии с действующим проектом мелиорации, учитывающим строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила, и разработанным в целях охраны земель и соблюдения требований природоохранного законодательства.

В соответствии с пунктом 14.8 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденными постановлением администрации Тверской области от <дата> <№>-па, части деревьев, кустарников с территории должны были удаляться в течение трех суток со дня проведения вырубки.

Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьёй 43 ФЗ «Об охране окружающей среды», при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

В силу части 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Вышневолоцкий межрайонный прокурор просит возложить на ответчика обязанность произвести работы по ликвидации последствий захламления территории вышеуказанного земельного участка путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом, безопасным для окружающей природной среды.

В опровержение доводов об осуществлении захламления земельного участка, являющегося объектом исковых требований, представителем ответчика представлены фотографии спорной территории, из которых усматривается, что порубочные остатки многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности складируются путем сбора в кучи и валы в соответствии с разработанным проектом мелиорации.

Факт несоответствия совершаемых ответчиком действий по ликвидации последствий захламления земельного участка с кадастровым номером 69:06:0000011:720, установленным требованиям природоохранного законодательства, судом не установлен, доказательств несоответствия избранного способа сбора отходов деревозаготовки действующему законодательству и безусловного причинения вреда окружающей среде подобными действиями прокурором не представлено.

При наличии установленных судом обстоятельств, суд не может признать обоснованными требованиям прокурора, поскольку доказательств неправомерности действий ответчика в области природоохранного законодательства судом не выявлено и считает необходимым отказать Вышневолоцкому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Вышневолоцкому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Тверца» о запрете производить работы по расчистке земельного участка от многолетних лесных насаждений и кустарниковой растительности, обязании провести работы по ликвидации последствий захламления земель.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                              Р.Ю.Некрасов

2-1119/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Ответчики
СПК "Тверца"
Другие
Администрация Сорокинского сельского поселения
ГКУ Тверской области "Фировское лесничество Тверской области"
Администрация Вышневолоцкого района
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Дело на странице суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
27.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2015Передача материалов судье
31.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2015Предварительное судебное заседание
09.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Судебное заседание
12.10.2015Судебное заседание
05.11.2015Судебное заседание
05.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее