Копия
Председательствующий по делу Курушин Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33А – 875
город Москва |
4 июля 2013 года |
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - |
Караблина А.А., |
судей: |
Серазитдинова Э.Т. и Павленка С.В., |
при секретаре Саакяне А.А., с участием заявителя ФИО1, её представителя ФИО5 и представителя военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО6 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению военного прокурора 42 военной прокуратуры на решение Московского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2013 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах старшего сержанта ФИО1 об оспаривании действий начальника 1-го отдела ФГУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения МО РФ», связанных с исключением из списков нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и отказом в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Павленка С.В., объяснения представителя 42 военной прокуратуры гарнизона в обоснование апелляционного представления, поддержавших его заявителя и её представителя. судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Как видно из решения суда и материалов дела, 6 мая 2011 года супругу ФИО10 на состав семьи 3 человека распределено жилое помещение с учетом его права на дополнительную площадь по адресу: <адрес>, ш<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. До заключения договора социального найма муж ФИО10 умер. Начальник 1-го отдела ФГУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – 1 отдел) 13 марта 2013 года отказал в предоставлении жилого помещения, так как ФИО10 не сдал ранее предоставленное ему Министерством обороны РФ жилое помещение в городе Твери, которое приватизировала и в настоящее время там проживает его бывшая семья. Кроме того, начальник 1 отдела принял решение о снятии ФИО10 и членов семьи с жилищного учета и указал, что члены семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняют право на получение жилого помещения, которое они приобрели как члены семьи военнослужащего до его смерти, по нормам, установленным Жилищным кодексом РФ, без учета нормы предоставления общей площади жилого помещения на погибшего члена семьи.
Полагая права ФИО10 нарушенными, военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1-го отдела от 13 марта 2013 года об отказе в предоставлении ФИО10 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> по договору социального найма и решение этого же должностного лица о снятии ФИО10 и членов семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, просил обязать начальника 1-го отдела обеспечить ФИО10, а также членов ее семьи жилым помещением во внеочередном порядке на основаниях и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели ее супруга ФИО7
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия начальника 1-го отдела, связанные с исключением ФИО10 и ее дочери из списков нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, и обязал должностное лицо отменить решение от 13 марта 2013 года в части снятия ФИО10 и ее дочери с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, восстановив ее на данном учете.
В удовлетворении заявления в части признания незаконным отказа в предоставлении и незаключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес>. <адрес>, снятии с жилищного учета умершего и в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке в соответствии с законодательством суд отказал.
Выражая несогласие с решением суда в части неудовлетворенных требований, военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование представления он указывает, что 6 мая 2011 года ДЖО МО РФ распределил ФИО10 с учетом права на дополнительную жилую площадь трехкомнатную квартиру на состав семьи 3 человека, с получением которой 4 июля 2011 года ФИО10 согласился и направил, в соответствии с п. 13 приказа министра обороны РФ от 30 октября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее – приказ) свое согласие.
Считает, что в адрес ответчика были предоставлены все необходимые документы в соответствии с п. 13 приказа для заключения договора социального найма, однако до настоящего времени разрешение на вселение в вышеуказанное жилое помещение вдове ФИО10 не дано.
Обращает внимание, что в соответствии с п. 16 приказа решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма принимаются уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов семей на жилые помещения на всей территории РФ при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия, но начальником 1-го отдела в нарушение вышеуказанных норм права, договор социального найма с ФИО10 своевременно заключен не был.
Отмечает, что в материалах дела имеется справка о сдаче ФИО10 жилого помещения, которая была предоставлена и в 1-й отдел в установленные сроки, в связи с чем, с ним должен быть заключен договор социального найма на жилое помещение.
Полагает, что суд пришел к неверному выводу о не сдаче ФИО10 ранее предоставленного жилого помещения, так как справка о сдаче жилья была выдана на основании вступившего в законную силу решения Тверского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2010 года, которое обязательно для всех без исключения органов государственной власти и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
По мнению автора представления, суд не принял во внимание, что постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 года № 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» установлено, что членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, предоставляются жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
В заключение автор представления указывает, что Московский гарнизонный военный суд при принятии решения от 9 апреля 2013 года нарушил нормы материального права, то есть не применил закон подлежащий применению.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, введенной в действие приказом министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее - Инструкция), с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 года № 451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (далее - Постановление) Министерству обороны Российской Федерации предписано предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Согласно справки о сдаче жилого помещения от 21 января 2011 года серия АА № 143175 ФИО7 ранее предоставленную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не сдал, а оставил родственникам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что названная справка указывает лишь на убытие ФИО10 из ранее предоставленной ему Министерством обороны РФ квартиры, а не фактическую её сдачу жилищным органам ведомства, что фактически исключает повторное обеспечение его жилым помещением до сдачи ранее предоставленного.
Теми же материалами дела подтверждается, что решением начальника 1 отдела от 13 марта 2013 года членам семьи умершего ФИО7 отказано в предоставлении по договору социального найма трехкомнатной квартиры общей площадью 77,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в связи с непредоставлением справки о сдаче жилого помещения. Также из указанного решения усматривается, что умерший ФИО7 и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что по смыслу приведенных нормативных положений за членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшего на учете на получение жилой площади, сохраняется право на получение жилой площади с учетом даты нахождения на данном учете погибшего (умершего) военнослужащего. При этом, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовая основа обеспечения жильем умерших граждан.
С учетом изложенного, гарнизонный военный суд верно посчитал, что права на получение трехкомнатной квартиры общей площадью 77,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ФИО10 и её дочь не имеют, так как не приобрел такого права и сам ФИО10.
Кроме того, обоснованным является и вывод суда об отсутствии у ФИО10 права на жилое помещение с учетом права на дополнительную площадь, на которую имел бы право ФИО10, так как его реализация возможно только при предоставлении квартиры, что в при отсутствии фактической сдачи жилого помещения в городе Твери невозможно.
Также обоснованно отказал суд первой инстанции и в требовании ФИО10 о признании незаконным решения начальника 1-го отдела о снятии умершего ФИО7 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку оснований для оставления в очереди на получение жилого помещения умершего человека действующим законодательством не предусмотрено.
Поскольку за ФИО10, как военнослужащей, проходящей военную службу по контракту, сохранено самостоятельное право на обеспечение жилым помещением, то в соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ она не относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению вне очереди, поскольку, как указано выше, ФИО10 прав на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 77,7 кв.м. не приобрел.
Вопреки доводам в представлении нарушение срока принятия решения о предоставлении квартиры не может служить безусловным основанием к приобретению права на это жильё.
Ссылки на сообщение ДЖО МО РФ о распределении жилого помещения являются беспредметными, так как для его предоставления военнослужащему необходимо направить установленные действующим законодательством документы, что в данном случае выполнено не было, так как справка о сдаче жилого помещения, указывающая на фактическую сдачу ранее предоставленного жилого помещения в 1 отдел представлена не была.
Иная оценка военного прокурора обстоятельств дела и толкование правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, по вышеизложенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327, 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Московского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2013 года по заявлению военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в интересах старшего сержанта ФИО1 оставить без изменения, а апелляционное представление военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Судья Московского
окружного военного суда С.В. Павленок