Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2012 г. г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Стулевой Е.Н.,
при секретаре Ивановой Н.Г.,
с участием представителя ответчика Управления ПФР в Селенгинском районе – филиала Отделения ПФР по Республике Бурятия по доверенности Ниязовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шишлянниковой М.В. к УПФ РФ в Селенгинском районе – филиал ОПФР по РБ о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Шишлянникова М.В. обратилась в суд с иском, в котором просит восстановить пропущенный срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, указывая, 21.02.2011 г. умер её отец ФИО1 После его смерти остались средства пенсионных накоплений, которые она, как правопреемник, не приняла в установленный 6 месячный срок, уведомление Пенсионного фонда о наличии накоплений получила 26.06.2012 г. Других наследников не имеется. Просит восстановить срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
В судебном заседании истец Шишлянникова М.В. отсутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, направила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, выслушав мнение представителя ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Шишлянниковой М.В.
Представитель ответчика ОПФ РФ (ГУ) по РБ по доверенности Ниязова Т.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что пропуск срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений не может быть оправдан отсутствием правового регулирования, в связи с чем каждый конкретный случай в судебном заседании должен рассматриваться в индивидуальном порядке. Законодательство не содержит какого-либо перечня уважительных причин, дающих право восстановить пропущенный срок на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений. Считает причину пропуска срока истицы, заключающуюся в незнании закона, неуважительной причиной для восстановления срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего ФИО1 Просит в иске отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает исковые требования Шишлянниковой М.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельству о смерти № выданному 28.02.2011 г., ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.12 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае смерти застрахованного лица, наступившей до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части названной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п.6 ст.16 данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п.12 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Согласно уведомлению Пенсионного Фонда, ответу Пенсионного фонда, у умершего застрахованного лица имеются средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, заявлений о распределении средств пенсионных накоплений между конкретными лицами не имеется.
Из материалов дела следует, что истец Шишлянникова М.В. является дочерью умершего.
В соответствии с п. 2 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 №741, дети относятся к правопреемникам первой очереди.
Как следует из ответов нотариусов Селенгинского нотариального округа от 27.07.2012 г. №349, №588 наследственные права к имуществу умершего ФИО1 не заявлялись, наследственное дело не оформлялось.
На основании разъяснений Верховного суда РФ, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2008 года, подлежат выяснению причины пропуска срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуально лицевого счета умерших застрахованных лиц, их уважительность.
Доводы истицы о незнании до июня 2012 года о наличии средств пенсионных накоплений у отца принимаются во внимание судом. Суд находит, что указанное обстоятельство является уважительной причиной пропуска установленного срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой данных средств, по следующим основаниям. Средства пенсионных накоплений не носили для правопреемника застрахованного лица очевидного характера принадлежности к умершему, поскольку они являются собственностью РФ (ст.5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"), данные средства, учтенные в лицевом счете, поступают к гражданам от государства, а не от умершего. Право на получение средств пенсионных накоплений умершего у его наследников наступает при определенных условиях – при отсутствии заявления застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений.
Кроме того в силу ст. 37 указанного Федерального закона сведения о наличии средств пенсионных накоплений не являются общедоступными, поскольку законом установлен режим защиты персональных данных.
Судом признается, что правопреемник Шишлянникова М.В. после смерти застрахованного лица не могла знать о суммах пенсионных накоплений у умершего, в силу чего она не обращалась в Пенсионный Фонд за получением данных сумм. Кроме того, как следует уведомлению, истица узнала о наличии средств пенсионных накоплений из сообщения пенсионного фонда только в июне 2012 г.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шишлянниковой М.В. удовлетворить.
Восстановить Шишлянниковой М.В. срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО1, <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Стулева Е.Н.