Решение по делу № 33-13446/2017 от 29.09.2017

Судья: Панкратова Т.В. Гр. дело №33-13446/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Евдокименко А.А.,

судей – Черкуновой Л.В., Вачковой И.Г.,

при секретаре - Булановой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ Самарской области «Центр занятости населения м.р. Ставропольский» на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 июня 2017 года, которым, с учетом вынесенного в рамках ст. 200 ГПК РФ определения от 07 сентября 2017 г., постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения м.р. Ставропольский» назначить Матвеевой О.Ю. пособие по безработице в соответствии с пунктом 1 ст. 33 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» с 30.11.2016 года.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Самарской области «Центр населения м.р. Ставропольский» в пользу Матвеевой О.Ю. сумму невыплаченного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 749,22 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 790 рублей, а всего – 20 539,22 рублей».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия

установила:

Матвеева О.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Самарской области «Центр занятости населения м.р. Ставропольский» (далее ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский») об изменении порядка исчисления пособия по безработице.

В обоснование заявленных требований указала, что состоит на учете в ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский» в качестве безработного, сумма пособия по безработице определена ответчиком в минимальном размере – 850 рублей в месяц, как лицу, не работавшему до принятия на соответствующий учет. Между тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была трудоустроена в исправительном учреждении, где отбывала наказание в виде лишения свободы, получала заработную плату, что подтверждается выданной ей справкой. Из справки следует, что общий трудовой стаж истца в исправительном учреждении составляет 52 недели, средний месячный заработок, исчисленный за последние три месяца, предшествующих месяцу увольнения, составил 7 749 рублей 35 копеек. Истец полагает, что ответчиком неправильно определены основания для установления размера пособия по безработице.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Матвеева О.Ю. просила суд обязать ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский» назначить ей пособие по безработице, исходя из среднемесячного заработка по последнему месту работы в ФКУ ИК<данные изъяты> с момента постановки на учет в качестве безработного лица, взыскать с ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский» сумму невыплаченного пособия по безработице за период с момента постановки на учет в качестве безработного лица, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 749,22 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 790 руб.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский» просит решение суда отменить, как постановленное при неправильном применении норм материального права. Указывает, что оснований для определения выплачиваемого истцу размера пособия по безработице на основании п. 1 ст. 30 закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 не имелось, поскольку привлечение к труду осужденных не может рассматриваться в качестве трудовых отношений, а осужденные в качестве работников.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский» Шамшина И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Матвеева О.Ю. просила решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Из материалов дела следует, что Матвеева О.Ю. отбывала наказание в местах лишения свободы в ФКУ ИК<данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что Матвеева О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве безработного ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский», ей назначено пособие по безработице в размере 850 рублей в месяц на период 6 месяцев, в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ учета времени работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы, зачисляемого в общий стаж, выданной начальником ФКУ ИК, видно, что Матвеева О.Ю. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ года (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с условно-досрочным освобождением.

Из справки о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице, выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что среднемесячный заработок Матвеевой О.Ю. за последние три месяца составил 7 749 рублей 35 копеек, имеет 52 недели оплачиваемой работы за год, предшествующий увольнению на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на полный рабочий день (неделю).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание указанные обстоятельства и пришел к выводу о том, что Матвеева О.Ю. соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-I, поскольку осуществляла трудовую деятельность в период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, назначенного приговором суда, признана в установленном порядке безработным, относится к категории проработавших в течение года до обращения в службу занятости и получавших оплату за труд, не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), ее увольнение не связано с ее виновными действиями и было произведено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. При этом специфика трудовой деятельности (работа в период отбывания уголовного наказания, назначенного приговором суда), способ прекращения трудовой деятельности (увольнение в связи с условно-досрочным освобождением) не являются критериями (основаниями) дифференциации правил определения размера пособия по безработице.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Как указано в ст. 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

Согласно части 1 и 2 ст. 30 приведенного Закона, пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Согласно требованиям ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:

в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом;

во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Из приведенных законоположений следует, что пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, т.е. в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях и имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. Соответственно, во всех случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере.

Таким образом, для граждан, осуществлявших трудовую и иную общественно-полезную деятельность и признанных в установленном порядке безработными, законодателем установлены различные правила определения размера пособия по безработице в зависимости от того, к какой категории занятых граждан они относились до постановки их на учет в качестве безработных в органах службы занятости - к работавшим по трудовому договору (проходившим службу) либо к иным категориям.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Согласно ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как ч. 1 ст. 30 и ст. 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I распространяет свое действие на лиц, работавших до увольнения по найму (т.е. на основании трудового договора).

Поскольку трудовой договор с истцом не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре, судебная коллегия соглашается с позицией ГКУ СО «ЦЗН м.р. Ставропольский» о том, что размер пособия по безработице для указанной категории граждан следует определять в соответствии с п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Указания суда на то, что время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, не свидетельствуют об осуществлении истцом деятельности на основании трудового договора, а направлены на реализацию иных прав (пенсионных).

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным, оно постановлено с нарушением норм материального права и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Матвеевой О.Ю. в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30 июня 2017 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Матвеевой О.Ю. к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения м.р. Ставропольский» об изменении порядка и размера выплаты пособия по безработице – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-13446/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Матвеева О.Ю.
Ответчики
ГКУ СО Центр занятости населения м.р. Ставропольский
Суд
Самарский областной суд
Судья
Черкунова Л. В.
17.10.2017Судебное заседание
31.10.2017Судебное заседание
09.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее