Судья: Бобылева Е.В. Гр. дело № 33-4063/2020
Номер дела в суде первой инстанции № 2-133/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Чемерисовой О.В., Хаировой А.Х.,
при секретаре - Нугайбековой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кутилкина К.Г. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 09 января 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кутилкина К.Г. к ГУ УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары о взыскании суммы причиненного вреда и процентов за пользование чужими денежными средствами, отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Кутилкин К.Г. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районе г. Самары о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что 09 февраля 2015 года обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о назначении пенсии по старости. В связи с утерей трудовой книжки он написал заявление об оказании содействия в установлении факта работы в должности стропальщика 4 разряда в период с ноября 1988 года по февраль 1998 года на станции «<данные изъяты>» и истребовании документов из <данные изъяты>, а также в период с 24 февраля 1998 года по 01 января 2005 года в качестве индивидуального предпринимателя. Однако указанные документы ответчиком истребованы не были, что повлекло нарушение прав истца на получение досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ – УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара № от 14 мая 2015 года истцу отказано в назначении пенсии. Причиной отказа является отсутствие ответа из Управления Пенсионного фонда РФ в городе <данные изъяты> о подтверждении факта льготной работы в период с ноября 1988 года по январь 2005 года.
В дальнейшем истец самостоятельно обратился в архив <данные изъяты> где получил требуемые документы и предоставил их в пенсионный орган. Решением ГУ – УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара № от 31 июля 2017 года истцу назначена выплата страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом периода льготной работы с ноября 1988 года по февраль 1998 года на станции «<данные изъяты>» в должности стропальщика 4 разряда.
Неисполнение должностных обязанностей сотрудниками ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара, выразившееся в неполучении ответов, подтверждающих или не подтверждающих работу истца в спорные периоды, повлекло нарушение прав истца на досрочное назначение пенсии с 09 февраля 2015 года.
26 июля 2019 года истцом подано заявление о доначислении неполученной пенсии в связи с допущенными должностными лицами ответчика нарушениями, в ответе от 20 августа 2019 года ответчик подтвердил факт нарушения, однако в выплате пенсии с 2015 по 2017 г. отказал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кутилкин К.Г. просил взыскать с ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара сумму причиненного вреда в размере 342 230, 99 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 17 марта 2015 года по 25 сентября 2019 года в размере 102 638,97 руб., обязать производить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ с даты вынесения решения и по день фактического исполнения, исходя из суммы долга 342 230,99 рублей, взыскать госпошлину в размере 7 649 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Кутилкин К.Г. просит отменить решение суда, указав, что отказ в своевременном назначении пенсии стал возможен по вине пенсионного органа, сотрудники которого не приняли меры по истребованию информации из архива администрации <данные изъяты>.
В заседании суда апелляционной инстанции Кутилкин К.Г., его представитель Прокопова А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском и Промышленном районах г. Самары Гоголева Е.Ю. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
С 01 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 01 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на дату обращения истца за назначением пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 167-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14).
Согласно пункту 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 №1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
-периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными муниципальными органами;
-периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждении периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п.11).
Обязанность по предоставлению документов о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке возложена на застрахованное лицо (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии (ч. 3).
Согласно пункту 6 Приказа Министерства труда России от 28 ноября 2014 года N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545); б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
В случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы до регистрации в качестве заинтересованного лица, принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 12 указанного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением пенсии в соответствии со ст. 30-32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" должны быть приложены документы, подтверждающие период работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости.
Пунктом 31 Приказа Минтруда России от 17 ноября 2014г. №884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 №35498) предусмотрено, что в случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе предоставить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25-28 настоящих правил.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы до регистрации в качестве застрахованного лица, принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которой можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, из анализа выше указанных положений следует, что заявление, поданное заявителем, принимается при условии одновременного предоставления им необходимых документов, либо не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения.
Из материалов дела следует, что 18 июня 2014 года Кутилкин К.Е. обратился в ГУ - УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением об оказании содействия в истребовании справки о его работе в <данные изъяты> за период с 1988 по 2002 годы на базе «<данные изъяты>) в качестве стропальщика 4 разряда.
Установлено, что 9 февраля 2015 года истец обратился в ГУ - УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Из текста заявления, написанного собственноручно истцом, усматривается, что он претендует на назначение пенсии за выработанный стаж в Районах Крайнего Севера, при этом уведомлен, что периоды работы необходимо подтвердить документально уточняющими справками. Кроме того, поставлен в известность, что отделом оценки пенсионных прав направлены запросы в пенсионный орган <данные изъяты> и по истечении 3х месяцев пенсия будет назначена по имеющимся документам.
Установлено, что специалистами Пенсионного фонда с целью подтверждения факта работы истца на станции «<данные изъяты> с 1988 по 2002 г. подготовлены и направлены запросы: № от ДД.ММ.ГГГГ; № от 02 июля 2014 года; № от 20 января 2015 года в Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты>; № от 20 января 2015 года; № от 27 марта 2015 года в филиал ООО «<данные изъяты>; № от 27 февраля 2015 года в Отделение Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты>.
ГУ - УПФ РФ в <данные изъяты> запросы не исполнены, в адрес ответчика направлены ответы о переадресации запросов по принадлежности (22 июля 2014 года и 03 февраля 2015 года).
Таким образом, по истечении трехмесячного срока, установленного ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, необходимые документы, подтверждающие стаж истца, в пенсионный орган не поступили.
Решением ГУ-УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара № от 14 мая 2015 года Кутилкину К.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого «северного» стажа не менее 11 лет 00 месяцев в районах Крайнего Севера.
Согласно протоколу от 14 мая 2015 года Кутилкину К.Г. не засчитан в страховой и специальный «северный» стаж период работы с 1988 по 2002 годы на станции «<данные изъяты>» в должности стропальщика 4 разряда. Трудовая книжка утеряна.
06 марта 2017 года Кутилкин К.Г. повторно обратился в ГУ - УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ с предоставлением архивных справок, подтверждающих период работы на базе «<данные изъяты>» с 22 ноября 1988 г. по 1 апреля 1998 г.
В соответствии с архивной справкой отдела по делам архивов (муниципальный архив) Администрации <данные изъяты> от 03 февраля 2017 года №, в документах Базы производственно технического обслуживания и комплектации на станции <данные изъяты>, личной карточке формы Т-2, значится Кутилкин К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который принят на работу 22 ноября 1988 года на основании приказа №-к, грузчиком, уволен 01 апреля 1998 года приказом от 16 марта 1998 года №-к. Предприятие находилось на территории <данные изъяты>. Фонд 82, опись 1 дело 1232, лист 34.
Архивной справкой от 03 февраля 2017 года № отдела по делам архивов (муниципальный архив) Администрации <данные изъяты> от 03 февраля 2017 года даны сведения в отношении работодателя Базы производственно технического обслуживания и комплектации на станции <данные изъяты>.
Решением ГУ - УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара от 16 июня 2017 года истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости, размер которой корректировался в дальнейшем после поступления дополнительных документов о стаже.
Принимая во внимание, что при обращении Кутилкина К.Г. к ответчику 09 февраля 2015 года не были представлены документы, подтверждающие стаж истца, в том числе льготный, в то время как обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии, законом возложено на лицо, претендующее на ее назначение, а также учитывая, что истец повторно обратился в Пенсионный фонд за пределами установленного трехмесячного срока с момента разъяснения ему о необходимости их предоставления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав истца при назначении пенсии, об отсутствии правовых оснований для ее назначения с даты первоначального обращения, а, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Суд верно указал, что пенсия истцу назначена с 6 марта 2017 года в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 го № 400-ФЗ, согласно которым страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Закона. Такие документы представлены истцом только 6 марта 2017 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность истребовать необходимые документы возложена на работников пенсионного органа, основаны на ошибочном толковании норм материального права. По смыслу закона Пенсионный фонд оказывает гражданам содействие в получении необходимых документов, что в данном случае имело место, Управлением неоднократно были направлены запросы, однако документы, подтверждающие право истца на досрочное назначение пенсии не поступили, в связи с чем решением Управления законно и обоснованно отказано истцу в назначении досрочной пенсии с 9 февраля 2015 г. Решение об отказе в назначении пенсии от 14 мая 2015 года истцом в установленном законом порядке обжаловано не было.
Ссылка истца на положения ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной, данная норма к спорным правоотношениям не может быть применена, поскольку Пенсионный фонд к государственным органам, органам местного самоуправления либо должностным лицам этих органов не отнесен.
Иные доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 09 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кутилкина К.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через районный суд.
Председательствующий:
Судьи: