<данные изъяты>
Дело № 12/1-870-2017
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 10 октября 2017 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Мерзлякова Н.А.,
при секретаре Расове Н.В.
с участием Огородова И.П. его защитника Кривощекова А.Г.
представителей Министерства финансов Пермского края Иванова В.Н., Томилиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Огородова И.П. на постановление заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Калясевой В.Н. от 20 июля 2017 года в отношении ранее занимавшего должность министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского каря Огородова Ивана Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего <адрес>, по ст.15.15.5 ч.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением Министерства финансов Пермского края Огородов Иван Петрович ранее занимавший должность министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ, а именно в том, что совершил нарушение бюджетного законодательства РФ, выразившегося в заключении 21 июля 2016 года двадцати соглашений о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям с нарушением условий их предоставления на общую сумму 4 483 725, 92 рубля.
За данное правонарушение Огородов И.П. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Огородов И.П. с данным постановлением не согласился, просит постановление заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края признать незаконным и отменить, указав, что при рассмотрении и вынесении решения должностным лицом не были объективно рассмотрены все обстоятельства на которые он ссылался в представленных им разногласиях на Акт проверки. В частности крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. Эта позиция подтверждена письмом Правового департамента Министерства сельского хозяйства РФ от 19.09.2016 года 14/232. В соответствии со ст.3 Закона № 264-ФЗ для признания крестьянского фермерского хозяйства сельскохозяйственным товаропроизводителям необходим факт регистрации в соответствии с Законом № 74-ФЗ, в связи с чем, считает, что включение в реестр крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в Акте проверки и в Постановление, а также выплаты им соответствующих мер поддержки, правомерным и обосновано. В соответствии с пунктом 3.8, 3.11, 3.12 Положения о реестре Орган местного самоуправления рассматривает представленные документы на их соответствие установленным настоящим Положением требованиям в течение 3 рабочих дней с момента поступления. В случае, если сельскохозяйственные товаропроизводители соответствуют требованиям Положения и представленные документы соответствуют перечню согласно приложения 2 к Положению, Орган местного самоуправления включает указанных сельскохозяйственных товаропроизводителей в заявку муниципального образования на включение в реестр получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на текущий год (далее - заявка) и направляет ее в Министерство для формирования Реестра в соответствующие сроки. Реестры на 2015, 2016 годы утверждены приказами Министерства и сформированы на основании заявок от Органов местного самоуправления и ответственность за достоверность предоставленных сведений закреплена, по его мнению, за Органами местного самоуправления в соответствии с Законом Пермского края от 07.06.2013 года №209-ПК. Должностным лицом, по мнению автора, не учтен тот факт, что все соглашения, которые он подписал 21.07.2016 года проходят процесс согласования с различными структурами, в том числе и с Минфином, все решения о предоставлении средств государственной поддержки осуществлялись на основании протокольных решений комиссии по отдельным вопросам государственной поддержки. Он в настоящее время и на момент составление протокола, освобожден от должности Министра, в связи с чем, считает некорректным возбуждать в отношении него дело об административном производстве. Также указывает на нарушение его прав, которые выразилось в рассмотрении и принятие решения должностным лицом в его отсутствие, при наличии ходатайства об отложении дела в виду нахождения на больничном листе.
В судебном заседании заявитель жалобы и его защитник на указанных доводов жалобы настаивали.
Представители Министерства финансов Пермского края, действующие на основании доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили постановление оставить без изменений.
Заслушав пояснения сторон, изучив жалобу, материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Из материалов дела видно, что Министерство финансов Пермского края на основании приказа от 05 августа 2016 года №СЭД-39-01-22-253 «О проведении поверки деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия пермского края и иных получателей средств бюджета Пермского края» в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств бюджета Пермского края, выделенных в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Пермского края « Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае».
По результатам проверки оформлен Акт проверки от 26 декабря 2016 года №, из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере именно в том, что Министерство допустило нарушение условий предоставления субсидий на общую сумму 35 231 606,82 рубля, при этом министром сельского хозяйства и продовольствия Пермского каря Огородовым И.П. было заключено 21 июля 2016 года двадцать Соглашений о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям с нарушением условий их предоставления на общую сумму 4 483 725 92 рубля. На основании служебной записки от 06.02.2017 года было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Огородова Ивана Петровича занимавшего должность министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, в дальнейшем в отношении Огородова И.П. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ и вынесено обжалуемое постанолвние.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализаций) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предоставление которых устанавливается законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, который должен определять, в том числе цели, условия и порядок их предоставления.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ закреплено применяемое в целях этого федерального закона понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя - организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6, часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно требованиям подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Из приведенных законоположений следует вывод о том, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления.
Вместе с тем такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Правительством Пермского края 03 октября 2013 года принято Постановление N 1320-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" (далее - Постановление N 1320-п)
В рамках реализации основного мероприятия из бюджета Пермского края предоставляются субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции растениеводства, порядок предоставления которых утвержден постановлением Правительства Пермского края от 25.03.2014 года № 187-п. (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 19.08.2014 N 826-п)
При проверке использования средств бюджета Пермского края выделенных в виде субсидий в рамках реализации подпрограммы 1 «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», утвержденной постановлением Правительства Пермского края 3 октября 2013 г. № 1320-п, выявлено нарушение условия предоставления субсидий в 2016 году.
Условия предоставления субсидий установлены пунктами 2.1, 2.1.4 раздела II «Условия и размеры предоставления субсидий» Порядка № 187-п, одними из которых являются:
а) соответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя
требованиям, установленным пунктами 1.3.1-1.3.3 данного Порядка, согласно
которым субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное
хозяйство, в том числе …. указанным в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года№ 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (пункт 1.3.1 Порядка № 187-п)…..
Министерством предоставлены субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям при несоответствии данных сельскохозяйственных товаропроизводителей требованию, установленному пунктом 1.3.1 Порядка № 187-п, в части статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а именно, требованию о доле дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, которая должна составлять не менее чем семьдесят процентов за календарный год в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг).
Так, неправомерно предоставлены субсидии на основании следующих соглашений от 21 июля 2016 г. о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции растениеводства на общую сумму 1 620 728,78 рублей:
№ на сумму 56 749,20 руб. (глава КФХ Гуляев СИ.);
№ на сумму 1 206 459,62 руб. (глава КФХ ФИО1);
№ на сумму 42 561,90 руб. (ИП ФИО2 (КФХ));
№ на сумму 127 685,70 руб. (ИП ФИО3);
№ на сумму 187 272,36 руб. (глава КФХ ФИО4).
Отсутствие обстоятельств, указанных в пунктах 1.4.1-1.4.3 данного
Порядка, исключающих предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в том числе…..не представившим отчет о своем финансово-экономическом состоянии по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и в сроки, установленные Министерством (пункт 1.4.3 Порядка
№-п).
Министерством предоставлены субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям при наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 1.4.3 Порядка № 187-п, а именно неправомерно предоставлены субсидии товаропроизводителям, не предоставившим отчет о своем финансово-экономическом состоянии, на основании следующих соглашений от 21 июля 2016 года о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции растениеводства на общую сумму 2 862 997,14 руб.:
№ на сумму 953 386,56 руб. (глава КФХ ФИО5);
№ на сумму 638 428,50 руб. (глава Абубакиров P.M.);
№ на сумму 22 699,68 руб. (глава КФХ ФИО6);
№ на сумму 158 897,76 руб. (глава КФХ ФИО7);
№ на сумму 9 931,11 руб. (глава КФХ Пименов P.P.);
№ на сумму 156 060,30 руб. (глава КФХ ФИО8);
№ на сумму 255 371,40 руб. (глава ФИО9);
№ на сумму 78 030,15 руб. (глава КФХ ФИО10);
№ на сумму 28 374,60 руб. (глава КФХ Сафин P.M.);
№ на сумму 43 980,63 руб. (глава КФХ ФИО11);
№ на сумму 43 980,63 руб. (глава КФХ ФИО12);
№ на сумму 124 848,24 (глава КФХ ФИО13);
№ на сумму 38 305,71 руб. (глава КФХ ФИО14);
№ на сумму 185 853,63 руб. (глава КФХ ФИО15);
№ на сумму 124 848,24 руб. (глава КФХ ФИО16).
Признавая Огородова И.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, должностное лицо исходил из того, что в ходе проведения проверки Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, выразившееся в неправомерном предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям заключив 21 июля 2016 года двадцать Соглашений с нарушением условий их предоставлений на общую сумму 4 483 725 рублей 92 копейки.
Согласно материалов дела, распоряжением губернатора Пермского края от 3 сентября 2013 г. № 44-рк со 02 сентября 2013 года на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края назначен Огородов И.П.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 21-п, Министерство возглавляет министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, который осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, аналогичные функции указаны и в пунктах 1.4, 5.1 должностного регламента министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, утв.председателем Правительства Пермского края от 10.12.2014 года.
Распоряжением губернатора Пермского края от 19 января 2017 года министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Огородов И.П. освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 23 января 2017 года.
Довод жалобы о том, что в настоящее время Огородов И.П. не занимает должность министра и не может быть привлечен к административной ответственности, не обоснован, поскольку на момент совершения указанного правонарушения он являлся распорядителем бюджетных средств и является субъектом правонарушения.
Факт совершения Огородовым И.П. правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса установлен и подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № от 18 июля 2017 года; Атом проверки № от 26.12.2016 года; Соглашениями о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции растениеводства от 21 июля 2016 года; платежными поручениями; копиями форм отчетности о финансово-экономической деятельности товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2015 год; копиями справок со списком товаропроизводителей агропромышленного комплекса предоставивших отчетность о финансово-экономическом состоянии; должностным регламентом министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, подписанным Огородовым И.П.
Оснований не доверять представленным доказательствам у судьи не имеется, поскольку они последовательны, не противоречивы, отвечают требованиям допустимости и достоверности и доказываю тот факт, что Огородов И.П. осуществляя полномочия руководителя Министерства, должностного лица, ответственного за осуществление функций главного распорядителя бюджетных средств, не принял все необходимые меры для соблюдения бюджетного законодательства, не проявив должной внимательности и предусмотрительности, заключил 21 июля 2016 года Соглашения о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям с нарушением условий их предоставления, тем самым допустил нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена частью1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Указанным доказательствам должностным лицом была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление достаточно мотивированно.
Материалы дела свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении рассмотрен с соблюдением положений ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе рассмотрения дела.
Довод жалобы о том, что должностным лицом необоснованно отказано в удовлетворении его ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с его нахождением на больничном, судьей во внимание приняты быть не могут, поскольку приложенная к жалобе справка от врача, из которой следует, что Огородов И.П. был на приеме у врача 20.07.2017 года, при этом проходил лечение амбулаторное, и данных, свидетельствующих о том, что Огородов И.П. не мог явится по состоянию здоровья к должностному лицу на рассмотрение протокола, назначенное на 20.07.2017 года, в материалах дела не содержится. Огородов И.П. не был лишен возможности явиться лично, либо направить своего защитника, который ранее был привлечен к участию в деле. При указанной ситуации, когда Огородов И.П. был извещен о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрение административного протокола в отсутствие Огородова И.П. соответствует положениям ст. 25.1 КоАП РФ и не нарушает его права на защиту.
Вопреки доводам жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, в действия Огородова И.П. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.5 ч.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела, должностным лицом все доводы Огородова И.П. были проверены и отклонены как необоснованные. Мотивы, по которым должностное лицо отклонил доводы лица, привлекаемого к административной ответственности подробно изложены в обжалуемом постановлении не вызывают сомнений и являются верными.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Огородова И.П. допущено не было. Размер назначенного штрафа соответствует санкции, предусмотренной ст. 15.15.5 ч.1 КоАП РФ, оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края Калясевой В.Н. от 20 июля 2017 года в отношении ранее занимавшего должность министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского каря Огородова Ивана Петровича оставить без изменения, жалобу Огородова И.П. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья – подпись-
Копия верна: Судья