РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2017 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Бугровой О.С.,
с участием истца Антоновой Е.В.,
третьего лица Антоновой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/17 по иску Антоновой Е.В. к администрации м.о. Шварцевское Киреевского района, администрации м.о. Киреевский район об обязании приобрести квартиру для переселения,
у с т а н о в и л:
на основании договора передачи от 05.10.2009 года № Антонова Е.В. является собственником <адрес>. Право собственности зарегистрировано 29.12.2009 года.
В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают истец, ее дочь Антонова В.Д., а также дочь Бульба О.Л. и зять собственника Бульба Н.А.
Постановлением администрации м.о. Киреевский район Тульской области №787 от 10.09.2001 года утвержден список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учетом физического износа, среди них жилой дом истца.
Постановлением администрации м.о. Шварцевское Киреевского района Тульской области № от 07.06.2014 года Антонова В.Д. с составом семьи один человек принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На территории Тульской области реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного фонда в Тульской области на 2013-2017гг» в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Программа сформирована на основании муниципальных адресных программ, в том числе, программы м.о.Шварцевское Киреевского района. В настоящее время действует муниципальная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в м.о. Шварцевское на 2013-2017гг», утвержденная постановлением главы администрации №35 от 09.04.2014 года. В программу включены многоквартирные жилые дома, признанные в установленном порядке до 01.01.2012 года аварийными и подлежащими сносу, в том числе, жилой <адрес>. В последующем в указанную программу неоднократно вносились изменения. На момент рассмотрения спора <адрес> остается включенным в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению в рамках Программы.
18.11.2014 года администрацией м.о. Шварцевское было зарегистрировано заявление истца, в котором она выразила согласие на переселение со ст. Присады в другое поселение – Новая Тула.
До настоящего времени жилое помещение взамен ранее занимаемому истцу в рамках данной программы не предоставлено.
Антонова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации м.о.Шварцевское Киреевского района Тульской области, администрации м.о. Киреевский район Тульской области, в котором просила обязать ответчиков приобрести квартиру для ее семьи в микрорайоне Новая Тула (Нижняя Китаевка), где ответчики приобрели квартиры ее соседям. Указала, что администрация м.о. Шварцевское внесла ее семью без ее согласия в списки на переселение в г.Киреевск. Они проживают в 2 км от г.Тулы, работают в Туле, г.Киреевск расположен от них в 60 км, переселение туда резко ухудшает их жизнь. Впоследствии на сходах граждан главы муниципальных образований разъясняли им возможность переселения в Скуратово, а также ст. Присады, а впоследствии сообщали о невозможности переселения в указанные населенные пункты. 13.11.2014 года она обратилась в администрацию м.о. Шварцевское с заявлением о переселении в Новую Тулу, то есть, еще до заключения договора с застройщиком. Считает, что предоставляемое взамен ранее занимаемого жилое помещение должно быть равнозначно ранее занимаемому и находиться в том же населенном пункте. Сослалась на положения ст.ст. 17, 31, 87, 89 ЖК РФ. Ее семья категорически не согласна переселяться в г.Киреевск. Тем самым, нарушены ее основные права: на выбор места жительства, получение информации, сохранение здоровья.
В судебном заседании истец свои требования поддержала, уточнив, что предъявляет их преимущественно к администрации м.о. Киреевский район. Пояснила, что соглашение с ответчиками на переселение ею не заключалось.
Третье лицо Антонова В.Д. в суде поддержала заявленные требований, пояснив, что, по ее мнению, ответчиками был нарушен порядок переселения, в результате чего их семья оказалась без жилья.
Ответчики администрация м.о.Киреевский район Тульской области, администрация м.о. Шварцевское Киреевского района, в суд представителей не направили, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений не представлено.
Третьи лица Бульба Н.А. и Бульба О.Л. в суд не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены, заявлений не представлено.
На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, а именно, путем выкупа изымаемого жилого помещения либо путем предоставления собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилья с зачетом его стоимости.
Проанализировав предмет и основания иска, суд приходит к выводу, что в рамках данного дела истец заявляет требования о предоставлении жилого помещения в рамках муниципальной адресной программы, в связи с чем при разрешении спора полагает необходимым руководствоваться нормами Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и муниципальной адресной программой.
Согласно подпункту «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Таким образом, если признанный аварийным жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу положений Федерального закона №185-ФЗ имеет право на предоставление ему другого жилого помещения либо выкуп принадлежащего ему на праве собственности жилья. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора одного из названных способов обеспечения прав.
Так, письмом администрации м.о. Киреевский район от 05.08.2016 года № истцу разъяснено, что ее дом, признанный аварийным, включен во всероссийский реестр муниципального жилья и муниципальную программу, дом подлежит обязательному расселению и сносу. Согласно заключенному контракту, строительство осуществляется в г.Киреевске, где для жителей дома истца предусмотрена жилая площадь не менее ранее занимаемой.
Аналогичного характера ответы ранее давались ей администрацией м.о. Шварцевское, прокуратурой, иными органами.
В суде истец настаивала на предоставлении ей жилого помещения в Туле.
Однако ее заявление от 13.11.2014 года (принятое 18.11.2014 года) о согласии на переселение в г.Тулу подтверждает лишь ее согласие на участие в Программе и предоставление в рамках программы жилого помещения в другом населенном пункте. Это заявление само по себе, вне рамок адресной программы, не порождает самостоятельных обязательств органа местного самоуправления обеспечить истца жилым помещением именно в г.Туле.
Как указано выше, согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим ФЗ из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Отобрав подобное заявление, ответчик не обязался предоставить истцу квартиру в г.Туле независимо от сроков и финансирования реализации действующей муниципальной программы переселения.
Сама Программа не содержит норм жилищного права, издана с целью разработки нормативной правовой базы для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, формирования финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем, привлечения областной финансовой поддержки для консолидации с бюджетными средствами муниципального образования. Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом бюджетного финансирования всех уровней.
По таким основаниям заявленные требования суд находит необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении иска Антоновой Е.В. к администрации м.о. Шварцевское Киреевского района, администрации м.о. Киреевский район об обязании приобрести квартиру для переселения - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий