Дело № 2-241/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2015 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Менц О.П.
при секретаре - Ванифатовой А.А.,
с участием прокурора в лице помощника Углегорского городского прокурора Петренко А.А., представителя администрации Углегорского муниципального района Гурнова И.Н., действующего на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Углегорского городского прокурора в интересах Хикматуллиной НА к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Углегорском муниципальном районе,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Углегорский городской прокурор обратился в Углегорский городской суд с исковым заявлением к администрации Углегорского муниципального района о возложении обязанности включить Хикматуллину Н.А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2015 году.
В обоснование искового требование указано, что Хикматуллина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, поскольку решением Углегорского городского суда от 01.04.1985 её мать Хикматуллина Л.И. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери. В этой связи, Хикматуллина Н.А. проживала в Доме ребенка г. Южно-Сахалинска, в Кировском детском доме. Решением исполнительного комитета Углегорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №№ на базе семьи Гилевой О.Д. открыт семейный детский дом для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором проживала Хикматуллина Н.А. В соответствии с приказом отдела народного образования администрации Углегорского района от ДД.ММ.ГГГГ, семейный детский дом, созданный на базе семьи Гилевых, закрыт с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением мэра Углегорского района № № от ДД.ММ.ГГГГ над Хикматуллиной Н.А. оформлена опека со стороны Гилевой О.Д. В нарушение положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Сахалинской области от 08.12.2010 №115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Сахалинской области», Закона Сахалинской области от 03.08.2009 №80-ЗО «О наделении органов местного самоуправлении государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству», за Хикматуллиной Н.А. жилое помещение не закреплялось, вопрос о постановке её в список на обеспечение жилым помещением не решался, нуждающейся в жилом помещении она не признавалась, до настоящего времени жильем не обеспечена.
ДД.ММ.ГГГГ Углегорским городским прокурором представлено заявление об уточнении искового требования, согласно которому прокурор просит возложить на администрацию Углегорского муниципального района обязанность включить Хикматуллину НА, имеющую статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Углегорском муниципальном районе.
Определением Углегорского городского суда от 23.04.2015 (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Министерство образования Сахалинской области.
ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление Углегорского городского прокурора поступили возражения Министерства образования Сахалинской области, в которых, со ссылкой на нормы Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывается, что Хикматуллина Н.А. в силу достигнутого возраста не относится ни к одной из категорий лиц, которым в соответствии с указанным законом предоставляются предусмотренные законом гарантии. В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент достижения Хикматуллиной Н.А. возраста 23 лет) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ссылаясь на положения ч. 1, п.2 ч. 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, указывается, что дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. По мнению третьего лица, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Полагает, что, несмотря на то, что Хикматуллина Н.А. до 23 лет (до 04.02.2008) имела статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и не была обеспечена жильем в установленном порядке, право на обеспечение жилым помещением она не приобрела в связи с тем, что не была своевременно признана нуждающейся в жилом помещении и не поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном порядке. Поскольку истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в возрасте до 23 лет, просит суд отказать в удовлетворении искового требования.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ответчика – администрации Углегорского муниципального района Гурновым И.Н., действующим на основании доверенности, представлен отзыв на исковое заявление, в котором выражено несогласие с заявленным Углегорском городским прокурором в интересах Хикматуллиной Н.А. исковым требованием, мотивируя это тем, что право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений. Именно в возрасте от 18 до 23 лет, по смыслу и содержанию Федерального закона №159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально не защищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характера этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона, независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Представитель полагает, что только до достижения 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе № 159-ФЗ. Указывает, что Хикматуллина Н.А. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Углегорского района, не включена. В возрасте с 18 лет до настоящего времени в орган местного самоуправления либо в орган опеки и попечительства для реализации права на жилое помещение Хикматуллина Н.А. не обращалась. Полагает, что доказательств, подтверждающих объективные и исключительные причины, препятствующее Хикматуллиной Н.А. обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренные законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период её возраста с 18 до 23 лет не предоставлено. Считает, что истец не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с предоставлением необходимых документов. Просит отказать в удовлетворении заявленного искового требования.
В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокурор, участвующий в деле, Рыбалка М.А. исковое требование поддержала. Дополнительно пояснила, что после лишения матери истца в 1985 году родительских прав, за несовершеннолетней Хикматуллиной Н.А., которая на тот момент достигла двухмесячного возраста, жилое помещение не закреплялось в связи с отсутствием такового. При этом органом опеки и попечительства, которому на основании судебного решения несовершеннолетняя Хикматуллина Н.А. была передана для определения её дальнейшей судьбы, не было принято мер, направленных на защиту её жилищных прав, то есть не был решен вопрос о признании её нуждающейся в жилом помещении, что и повлекло нарушение прав несовершеннолетней. Кроме этого, специалистами органа опеки и попечительства не разъяснялось Хикматуллиной Н.А. о распространении на неё дополнительных гарантий, в том числе обеспечение жильем, предусмотренных Федеральным законом №159-ФЗ. В связи с чем, Хикматуллина Н.А. не знала о том, что имеет право на жилое помещение, и не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением. Также со стороны опекуна Хикматуллиной Н.А. – Гилевой О.Д. не было принято мер к тому, чтобы решить вопрос о предоставлении Хикматуллиной Н.А. жилого помещения либо о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. По мнению прокурора, бездействие как со стороны органа опеки и попечительства, так и со стороны опекуна, не позволили Хикматуллиной Н.А. реализовать свое право на жилье. В связи с этим, полагает, что Хикматуллина Н.А. по уважительной причине не обратилась до достижения ею 23-летнего возраста к ответчику за предоставлением жилого помещения, имеет право на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением
В судебном заседании 23.04.2015 представитель администрации Углегорского муниципального района Мелешина О.А., действующая по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требования не согласилась, поддержав позицию представителя Гурнова И.Н. Дополнительно пояснила, что действительно, сведений о том, что за несовершеннолетней Хикматуллиной Н.А. закреплялось жилое помещение, не имеется, опекун Гилева О.Д. по вопросу обеспечения Хикматуллиной Н.А. жильем не обращалась, по окончании учебного заведения Хикматуллина Н.А. жильем не была обеспечена. Подтвердила, что в декабре 2014 года Хикматуллина Н.А. обратилась в орган опеки с просьбой оказать содействие по вселению в квартиру опекуна. По мнению представителя, реализация права детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет. Документы, подтверждающие обращение истца с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет, отсутствуют. Полагает, что поскольку истец до достижения ею 23 лет не реализовала свое право на получение жилья, то она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, следовательно, не может быть включена в список таких лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В судебное заседание не явилось третье лицо на стороне ответчика Министерство образования Сахалинской области, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, не ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения участников судебного заседания, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Прокурор, участвующий в деле, Петренко А.А. в судебном заседании исковое требование с учетом его уточнения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что ни нанимателем по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя, ни собственником жилого помещения Хикматуллина Н.А. не является. Учитывая наличие уважительных причин, по которым Хикматуллина Н.А. не реализовала своё право на обеспечение жилым помещением, настаивает на удовлетворении искового требования.
В судебном заседании истец Хикматуллина Н.А. требование прокурора с учетом его уточнения поддержала, настаивала на его удовлетворении, дополнительно пояснила, что окончив учебное заведение, по достижении 18 лет опекун выгнал её из дома. Жила, где придется. Ни опекун, ни специалисты отдела опеки и попечительства не разъясняли ей о возможности получения жилья по достижении совершеннолетия, а также то, в каком порядке ей надлежит это сделать. О своём праве на предоставление отдельного жилого помещения она не знала, полая, что имеет право пользования жилым помещением опекуна, поскольку жилое помещение опекуну было предоставлено, в том числе и с её учетом. Поэтому в декабре 2014 года она обратилась в орган опеки с вопросом вселения в жилое помещение опекуна. В настоящее время с годовалым ребенком проживает временно в приюте «Дом милосердия» в г. Южно-Сахалинске, иного жилого помещения на праве собственности не имеет. Имеет регистрацию по адресу: <адрес>, в жилом помещении опекуна.
Представитель администрации Углегорского муниципального района Гурнов И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения искового требования с учетом его уточнения возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что на момент обращения в суд Хикматуллина Н.А. достигла 30 лет. До достижения ею 23-летнего возраста она не обращалась с вопросом о предоставлении ей жилого помещения. В связи с чем, полагает, что Хикматуллина Н.А. утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а потому, исковое требование не подлежит удовлетворению.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась в п.п. 2 п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Свидетельством о рождении, выданным ДД.ММ.ГГГГ гор. ЗАГС г. Углегорска Сахалинской области, подтверждается, что истец Хикматуллина Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. <данные изъяты> Сахалинской области.
В свидетельстве о рождении родителями Хикматуллиной Н.А. указаны отец – Хикматуллин А.Л., мать – Хикматуллина Л.И. При этом сведения об отце в свидетельстве о рождении Хикматуллиной Н.А. записаны со слов матери.
Решением Углегорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Хикматуллина Л.И. лишена родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей, в том числе Хикматуллиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, органу опеки и попечительства при Углегорском гороно поручено решить дальнейшую судьбу детей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Хикматуллина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что по существу не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Постановлением мэра Углегорского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Хикматуллиной Н.А. установлена опека, опекуном назначена Гилева О.Д.
Как пояснила в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ 1., допрошенная в качестве свидетеля, при оформлении опеки над Хикматуллиной Н.А. никаких документов, свидетельствующих о закреплении за несовершеннолетней жилья, ей не передавалось. Работниками органа опеки и попечительства было разъяснено, что по достижении совершеннолетия Хикматуллина Н.А. будет жить в квартире матери. Что это за жилое помещение, где оно расположено, кому принадлежит, она не знает и этим не интересовалась. В связи с этим, в течение всего периода времени, пока Хикматуллина Н.А. находилась под опекой, она не обращалась в орган опеки и попечительства в целях обеспечения её жилым помещением либо включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, иных мер к решению жилищного вопроса несовершеннолетней не принимала, в судебные инстанции с этим вопросом не обращалась.
Материалами дела подтверждается, что в 2003 году истец окончила обучение в Профессиональном училище №№ (далее – ПУ №№) г. Углегорска Сахалинской области, о чем свидетельствует диплом Д №№, выданный ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, представленной директором Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский горный техникум» от ДД.ММ.ГГГГ, при ликвидации ПУ №№ (август 2005 года) передавались документы обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в указанный период не закончивших обучение в ПУ №№ и продолжавших обучение в ПУ №№. Сведения и документы учащихся этой категории, закончивших обучение в ПУ №№ ранее августа 2005 года не поступали.
В представленном стороной ответчика материале по созданию семейного детского дома на базе семьи Гилевых имеется справка, выданная Краснопольским сельским Советом депутатов трудящихся Углегорского района, согласно которой Хикматуллина Л.И. (мать истца Хикматуллиной Н.А.) прописана по <адрес>
По запросу суда об истребовании поквартирной карточки формы Б на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, от МУП «Углегорское ЖКХ» получена информация, из которой следует, что Хикматуллина Н.А. в с. Краснополье никогда не была зарегистрирована и никогда не проживала, дома <адрес> нет.
Согласно справке МУП «ЕРКЦ» от 24.03.2015, Хикматуллина Н.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено семье Гилевых.
Из уведомления об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хикматуллина Н.А. жилых помещений на праве собственности не имеет.
Согласно информации, предоставленной Министерством образования Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, в архивный фонд министерства образования области личное дело воспитанницы Кировского детского дома Хикматуллиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не поступало. В алфавитной книге регистрации воспитанников Кировского детского дома значится: Хикматуллина НА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыла ДД.ММ.ГГГГ, мать лишена родительских прав, отца – нет, проживала в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ определена в семейный дом г. Углегорска.
Сведений о том, что за несовершеннолетней Хикматуллиной Н.А. закреплялось жилое помещение суду не представлено. В материале по созданию семейного детского дома на базе семьи Гилевых, представленном стороной ответчика, такие не содержатся.
Таким образом, по состоянию на 2003 год (год окончания истцом учебного заведения) Хикматуллина Н.А., относившаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имевшая закрепленного жилого помещения, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) после окончания пребывания в учреждении профессионального образования, имела право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Доказательств тому, что после окончания истцом обучения в учебном заведении, она была обеспечена жильем, суду не представлено.
Согласно п. 1.1 Положения об отделе опеки и попечительства администрации Углегорского муниципального района, утвержденного распоряжением администрации Углегорского муниципального района от 28.02.2013 №28-р (далее – Положение), отел опеки и попечительства администрации Углегорского муниципального района (далее – Отдел), является структурным подразделением администрации Углегорского муниципального района (далее – Администрация) и образован для реализации государственных полномочий Сахалинской области по опеке и попечительству на территории Углегорского муниципального района. Основной задачей Отдела, в соответствии с п. 2.1 Положения является реализация на территории Углегорского муниципального района единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В силу п. 3.34 Положения, к функциям Отдела отнесено обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленных жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7, п.п. 4, 8, 11, 13 ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся: осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей; представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей; оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
Судом достоверно установлено, что до достижения Хикматуллиной Н.А. совершеннолетия в период её нахождения под опекой, ни опекун, ни отдел по опеке и попечительству, имея сведения о том, что за истцом не закреплялось жилое помещение, обязанность по постановке истца на учёт нуждающихся в жилье не исполнили, что послужило причиной, ограничившей Хикматуллину Н.А. в праве на реализацию предусмотренных законом гарантий по обеспечению жильём. Со стороны отдела опеки и попечительства не было принято необходимых мер для защиты жилищных прав Хикматуллиной Н.А., несмотря на то, что последняя, до исполнения ей 18 лет, обращалась в данный орган с вопросом воспрепятствования со стороны опекуна в проживании в жилом помещении. Отдел опеки и попечительства располагал информацией о том, что за несовершеннолетней Хикматуллиной Н.А. не закреплялось жилое помещение, в котором она смогла бы проживать по достижении ею совершеннолетия. Учитывая, что Хикматуллина Н.А. осталась без попечения родителей в малолетнем возрасте (на день вынесения судебного решения о лишении родительских прав её матери ей исполнилось 2 месяца), на органе опеки и попечительства лежала обязанность осуществлять защиту жилищных прав несовершеннолетней, а также оказывать помощь опекуну несовершеннолетней в реализации и защите её прав.
Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что в нарушение норм Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ, отдел опеки и попечительства администрации Углегорского муниципального района (в период 2003-2008 годы), не оказал Хикматуллиной Н.А., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какой-либо помощи в реализации и защите её жилищных прав.
Кроме того, установив, что у Хикматуллиной Н.А. еще в 2003 году, возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, однако она не была поставлена в очередь на получение жилья, и в нарушение закона жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено, суд приходит к убеждению о нарушении жилищных прав Хикматуллиной Н.А.
На протяжении всего времени, когда Хикматуллина Н.А. была несовершеннолетней, органы опеки и иные учреждения, в которых обучалась и воспитывалась истец, не принимали мер по обеспечению её жильем, не разъясняли её права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего, об этом праве Хикматуллиной Н.А. стало известно за пределами того возраста, когда она могла реализовать это право, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями обязанностей по защите прав Хикматуллиной Н.А.
При таких обстоятельствах, само по себе достижение Хикматуллиной Н.А., оставшейся без попечения родителей, возраста 23 лет, по мнению суда, не может служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленного прокурором в её интересах искового требования, поскольку имелись независящие от неё причины, в силу которых истец своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе и в Федеральный закон №159-ФЗ, в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были внесены изменения.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
Судом установлено, что дополнительная гарантия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренная ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на обеспечение жилым помещением, Хикматуллиной Н.А. не была реализована до 01.01.2013.
По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. При этом суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению. Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным. Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлось, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
По мнению суда, отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшему в связи с невыполнением должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории граждан, не может являться основанием для лишения истца гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было получено, не освобождает соответствующие органы от обязанности включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Хикматуллина Н.А., относящаяся к категории лиц, имеющие право на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, до 01.01.2013 (до введения нового правового регулирования в отношении указанной категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки) не реализовала свое право на обеспечение жилым помещением по не зависящим от неё причинам. Истец не была своевременно поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, а по окончании учебного заведения не была во внеочередном порядке обеспечена жилым помещением в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по защите их жилищных прав опекуном и органом опеки и попечительства.
Согласно п. 18 части 1 статьи 4 Закон Сахалинской области от 03.08.2009 № 80-ЗО (ред. от 02.03.2015) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» (принят Сахалинской областной Думой 30.07.2009), органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних: осуществление в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, защиты личных неимущественных и имущественных (в том числе жилищных) прав и интересов подопечных, находящихся в семьях граждан либо в соответствующих образовательных, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, в иных аналогичных организациях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 3 Закон Сахалинской области от 03.08.2009 № 80-ЗО (ред. от 02.03.2015) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
Судом установлено, что Хикматуллина Н.А. не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Углегорским муниципальном районе.
В соответствии с ч. 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, фактически означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также для определения потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций муниципальным образованиями в связи с передачей полномочий), выделяемого на данные цели.
Целью формирования списка является заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, регламентирован Законом Сахалинской области от 27.06.2013 № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области» (принят Сахалинской областной Думой 20.06.2013), в частности, частями 1, 2, 3 статьи 3 данного Закона предусмотрено, что лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, достигшие возраста 14 лет, подлежат включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список). Список формируется органами местного самоуправления в соответствии с Законом Сахалинской области от 3 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» (далее - Закон Сахалинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству»). Список формируется по месту жительства лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, а в случае отсутствия сведений о месте их жительства - по месту их выявления и первичного устройства под опеку (попечительство), в приемные семьи либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 4 статьи 3 Закона Сахалинской области от 27.06.2013 № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области», включению в Список дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат лица, если они не были в установленном порядке включены в Список до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности предоставить вне очереди по социальному найму жилое помещение ребёнку-сироте, не может являться основанием для лишения в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
При таких обстоятельствах в силу закона на ответчике лежит обязанность по включению Хикматуллиной Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Довод стороны ответчика о том, что Хикматуллина Н.А. лично не обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, суд находит не состоятельным, поскольку в соответствии с законодательством, действовавшим на момент окончания истцом учебного заведения (2003 год), на органы местного самоуправления возлагалась обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд находит требование прокурора, заявленное в интересах Хикматулиной Н.А., обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требование Углегорского городского прокурора, заявленное в интересах Хикматуллиной НА, - удовлетворить.
Возложить на администрацию Углегорского муниципального района обязанность включить Хикматуллину ФИО14 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Углегорском муниципальном районе.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - О.П. Менц
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2015 года.
Председательствующий - О.П. Менц