АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-8926/2012
07 августа 2012 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары Чувашской Республик к индивидуальному предпринимателю Петрову Владимиру Аркадьевичу, г. Чебоксары Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя – старшего специалиста Игнатьевой О.В., по доверенности от 28.05.2012 №01-1649,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Петрова Владимира Аркадьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Так, по результатам плановой документарной проверки выявлено, что индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не пройдено ежегодное обучение по 20-ти часовой программе повышения квалификации, поскольку отсутствуют документы о прохождении указанных курсов в 2011 и 2012 годах. Индивидуальным предпринимателем также не пройдена стажировка на маршруте, поскольку отсутствует стажировочный лист с заключением о допуске к самостоятельной работе. Нарушается режим труда и отдыха, не проводятся сверки с ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях водителями Правил дорожного движения.
Кроме этого нарушается порядок заполнения путевых листов, не организована планово-предупредительная система технического обслуживания автобуса с государственным регистрационным знаком АЕ 785 21 RUS. Не соблюдается порядок хранения и использования билетов и билетно-учетных листов.
По указанным обстоятельствам 06.07.2012 должностным лицом УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора с участием индивидуального предпринимателя Петрова В.А. составлен протокол № 000187 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании требования о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Петрова В.А. поддержала.
Индивидуальный предприниматель Петров В.А. в предварительное судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя, отраженным в протоколе об административном правонарушении от 06.07.2012 № 000187, с выявленными нарушениями Петров В.А. согласен.
В порядке части 4 статьи 137, статей 123 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить дело по существу в отсутствие неявившегося участника процесса, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя заявителя, проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Петров В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и внесен Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305212819200012.
На осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 15.06.2009 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011233.
На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 08.06.2012 № 728/л проведена плановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Петрова В.А. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий. По её результатам составлены акт проверки от 06.07.2012 № 343/л и протокол от 06.07.2012 № 000187 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона и пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, являются, в том числе:
- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
На основании абзацев четвертого и шестого части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 № 554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
В разделе 2 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР № СВ-13/76 от 07.04.1980, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом № 82-ц от 13.09.1983 Минавтотранса РСФСР. При этом по окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдавать свидетельства в установленной форме согласно приложению к указанному Положению.
Индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не представлены доказательства прохождения ежегодной 20-тичасовой программы повышения профессионального мастерства.
В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.
Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, составляет не более трех в зависимости от категории водителя и типа маршрута.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя
(пункт 3.2.4).
Индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не представлены доказательства прохождения стажировки под руководством водителя – наставника.
В абзаце третьем части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, среди прочего, относится соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Согласно пунктам 9-11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 № 6094), при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, однако работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Пункт 25 указанного Положения устанавливает, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не соблюдается режим труда и отдыха, поскольку 27.06.2012 по путевому листу № 81 он отработал 12 час. 50 мин., 28.06.2012 по путевому листу № 82 он отработал 12 час. 22 мин., 05.06.2012 по путевому листу № 71 он отработал 12 час. 54 мин., 06.06.2012 по путевому листу № 72 он отработал 13 час. 10 мин. При этом междусменный отдых индивидуального предпринимателя Петрова В.А. c05.06.2012 на 06.06.2012 по путевым листам № 71 и № 72 составил 09 час. 48 мин., а с 27.06.2012 на 28.06.2012 по путевым листам № 81 и № 82 междусменный отдых составил 10 час. 48 мин.
Согласно абзацу пятому части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не организовано проведение ежемесячных сверок с ГИБДД МВД по Чувашии о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения, что необходимо в целях анализа и устранения причин ДТП и нарушений ПДД. В нарушение приказа Минтранса России от 02.04.1996 № 22 индивидуальным предпринимателем не ведется журнал учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12414) установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.
При этом сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (подпункт 2 пункта 5). Сведения о водителе включают: 1) фамилию, имя, отчество водителя; 2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7).
Однако в нарушение данных норм в путевых листах №№ 72, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82 не указаны имена и отчества индивидуального предпринимателя и водителя, а также не указаны адрес и телефон индивидуального предпринимателя.
Кроме этого индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не соблюдается требование пункта 12 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 о проставлении в заголовочной части путевых листов №№ 72, 74, 75, 76, 77, 78, 81, 82 своих печати или штампа.
Статьей 18 Федерального закон «О безопасности дорожного движения» установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами
(пункт 3).
Индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. не организована планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автобуса с государственным регистрационным знаком АЕ 785 21 RUS, не ведется учет пробега автотранспорта для постановки на ТО, отсутствуют документы о проведении ТО.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
Данные нормы индивидуальным предпринимателем также не соблюдаются, поскольку у него отсутствует документация по организации хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, не производится снятие показаний номеров и серий билетов на контрольных пунктах маршрута.
На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Петров В.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Петровым В.А. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что она при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Петрова В.А. к административной ответственности и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Петрова В.А. к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Петрова Владимира Аркадьевича, 07.11.1967 года рождения, уроженца г. Чебоксары Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: г. Чебоксары, ул. М.Павлова, дом 43, кв. 64 (ОГРН – 305212819200012, ИНН – 212910005292), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Казначейства России по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ
г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040046000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов