№2-417/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 30 сентября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сыктывдинская тепловая компания» о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сыктывдинская тепловая компания» с заявлением о возложении обязанности в срок до 01.01.2016 получить санитарно-эпидемиологические заключения в отношении подземных источников водоснабжения – скважин, расположенных в с.Палевицы, д.Гавриловка, д.М.Слуда, ст.Язель, п.Мандач, с.Слудка. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на установленные проверкой факты использования водных объектов в виде скважин в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В связи с изложенным прокурор просит обязать ответчика получить санитарно-эпидемиологические заключения в отношении 16 скважин, расположенных в с.Палевицы, д.Гавриловка, д.М.Слуда, ст.Язель, п.Мандач, с.Слудка.
В последующем прокурором неоднократно уточнялись исковые требования в связи с их добровольным исполнением ответчиком в ходе рассмотрения дела в отношении водных объектов в части, и окончательно сформулированы как требования о возложении обязанности в срок до 01.03.2016 получить санитарно-эпидемиологические заключения в отношении 4 подземных источников водоснабжения – скважины № расположенной в с.Палевицы, скважины №, расположенной д.Гавриловка сельского поселения «Палевицы», скважин № расположенных в п.Мандач.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15.06.2015 и 14.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.
В судебном заседании Нестерова М.А., участвующая в рассмотрении дела от имени прокурора, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Сыктывдинская тепловая компания» Москвин А.А., уполномоченный соответствующей доверенностью, возражал исковым требованиям, ссылаясь на принадлежность данного имущества администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», в связи с чем, возникшей обязанности, о возложении которой заявлено прокурором, именно у органа местного самоуправления, передавшего спорное имущество ответчику на праве аренды, не соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дополнительно пояснил, что в отношении скважин №, расположенной в с.Палевицы, №, расположенной д.Гавриловка сельского поселения «Палевицы», № расположенных в п.Мандач, фактически используемых ответчиком в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения, ведутся работы по получению требуемого для использования санитарно-эпидемиологического заключения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Казанцев Д.С., уполномоченный соответствующей доверенностью, и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Козлова Г.П., действующая на основании доверенности, требования прокурора поддержали в полном объеме, полагая возникшей обязанность получения требуемого заключения у лица, используемого водный объект.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно преамбуле которого названный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (ч. 2 ст. 18 Закона №52-ФЗ).
На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиН).
Согласно п. 1.1 СанПиН санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
Названная нормаосуществляет регулирование водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах.
Положения приведенной статьи устанавливают круг субъектов, ответственных за проведение мероприятий в сфере использования водных объектов, в числе которых органы государственной власти, органы местного самоуправления, лица, обладающие правом водопользования на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В ходе судебного разбирательства установлено, что скважины № расположенной в с.Палевицы, №, расположенной д.Гавриловка сельского поселения «Палевицы», №, расположенных в п.Мандач, являются имуществом коммунального назначения и находятся в составе казны муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Названные водные объекты в числе прочих администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по договору аренды от 15.09.2015 переданы во временное пользование ООО «Сыктывдинская тепловая компания» для оказания коммунальных услуг населению муниципального района «Сыктывдинский», о чем также свидетельствует акт приема-передачи к договору от 15.09.2015.
Вместе с тем, как следует из материалов прокурорской проверки, в нарушение требований ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой пригодность поверхностных водных объектов и подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений, п.п. 1, 3 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ООО «Сыктывдинская тепловая компания» использует водные объекты в виде обозначенных выше скважин в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Разрешая заявленный спор по существу, суд приходит к выводу о том, что отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения по скважине № расположенной в с.Палевицы, скважине № расположенной д.Гавриловка сельского поселения «Палевицы», скважине №, расположенной в п.Мандач, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на ООО «Сыктывдинская тепловая компания», как лицо, использующее данные источники водоснабжения по назначению на основании действующего договора о предоставлении водного объекта в пользование, вопреки доводам представителя ответчика, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.
Несоблюдение ответчиком при использовании подземных источников водоснабжения приведенных выше правовых норм законодательства об охране окружающей среды и водного законодательства влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания и окружающую среду, а также к реальной угрозе ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, заболеваний населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения, который полагает разумным в рассматриваемом случае установить до 01.03.2016.
Руководствуясь ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сыктывдинская тепловая компания» удовлетворить.
Возложить обязанность на ООО «Сыктывдинская тепловая компания» в срок до 01.03.2016 получить санитарно-эпидемиологические заключения в отношении 4 подземных источников водоснабжения: скважины № расположенной в с.Палевицы, скважины № расположенной д.Гавриловка сельского поселения «Палевицы», скважин №, расположенных в п.Мандач.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д.А. Колесникова