72RS0013-01-2019-007423-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 11 декабря 2019 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Кузминчука Ю.И.,
при секретаре Артюховой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средства аудиозаписи административное дело № 2а-5941/2019 по административному иску Прокурора города Тюмени, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муликаеву Линару Дисембаевичу о прекращении права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор г. Тюмени (далее по тексту Прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муликаеву Л.Д. о прекращении права на управление транспортными средствами. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления Прокуратурой города Тюмени надзора за соблюдением законодательства о безопасности дорожного движения было выявлено, что Муликаев Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет водительское удостоверение № от 08.02.2018 сроком действия до 08.02.2028, при этом по информации ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» административный ответчик состоит с июля 2018 года на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты>». Согласно перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением). В качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявление в результате медицинского освидетельствования наличия медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Управление транспортным средством лицом, имеющим медицинские противопоказания к осуществлению данного вида деятельности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и может повлечь причинение вреда их жизни, здоровью или имущественного ущерба. Учитывая вышеизложенное, Прокурор просит прекратить право Муликаева Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление транспортными средствами.
В судебном заседании Прокурор Масленникова Э.И. на удовлетворении административного иска настаивает по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Муликаев Л.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по месту его регистрации, как по месту жительства, однако судебное извещение вернулось по истечении срока его хранения, что в силу ст. 165.1. ГК РФ, а также пунктов 63 и 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», свидетельствует об извещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по Тюменской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав Прокурора, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 08 февраля 2018 года административному ответчику Муликаеву Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, было выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В, В1(AS), С, С1, М(ML)» со сроком действия данного документа до 08.02.2028 (л.д. 6).
Согласно материалам дела Муликаев Л.Д. состоит с 17.07.2018 по настоящее время на учете в ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты>», уклоняясь от лечения и нарушая режим наблюдения (л.д. 8, 24, 25). Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст. 23 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя медицинское освидетельствование, целью которого является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1, 4 ст. 23.1 Закона).
Согласно перечню медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 1604 от 29 декабря 2014 года, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения, в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (п. 7).
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377, для водителей авто, мототранспортных средств медицинскими психиатрическими противопоказаниями к деятельности, связанной с источником повышенной опасности являются алкоголизм, наркомания, токсикомания, в связи с чем, лицо не может быть допущено к деятельности, непосредственно связанной с движением транспорта.
Статьей 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в соответствии с которым при наличии психических расстройств и расстройства поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ с кодами заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19, противопоказано управление транспортным средством.
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) кодом F12 обозначаются психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиноидов, которые включают в себя острую интоксикацию (F12.0), пагубное употребление (F12.1), синдром зависимости (F12.2), абстинентное состояние (F12.3), абстинентное состояние с делирием (F12.4), психотическое расстройство (F12.5), амнестический синдром (F12.6), резидуальные и отсроченные психотические расстройства (F12.7), другие психические расстройства и расстройства поведения (F12.8), психическое расстройство и расстройство поведения неуточненное (F12.9).
В силу Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704, снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление); изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); в связи со смертью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с указанным Перечнем, наркомания является противопоказанием к вождению автомобиля (граждане с таким диагнозом допускаются к управлению транспортными средствами лишь при стойкой ремиссии).
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии со ст. 24 указанного нормативно-правового акта, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Учитывая, что у административного ответчика, имеющего водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, выявлена наркотическая зависимость, а также алкогольная зависимость, при этом административный ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, при наличии противопоказаний к управлению транспортными средствами, обладает правом на управление транспортными средствами, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное дорожное движение; доказательств о наличии у административного ответчика стойкой ремиссии в материалах дела не имеется; доказательства того, что административный ответчик снят с учета в ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», в деле отсутствуют, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Прокурором исковых требований.
При таких обстоятельствах, административный иск Прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению с прекращением права Муликаева Л.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление транспортными средствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между нормой права, содержащейся в ч. 1 ст. 114 КАС РФ, и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 61.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины – в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1. данного кодекса.
В силу п. 2 ст. 6.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Из вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в силу закона при подаче иска, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 КАС РФ взыскивается, в случае удовлетворения судом общей юрисдикции административного иска, с административного ответчика, не освобожденного от уплаты такой пошлины, в бюджет городского округа, а не в федеральный бюджет.
Поскольку административный иск Прокурора удовлетворен полностью, при этом Прокурор в силу закона освобожден от уплаты госпошлины за подачу административного иска, суд на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ признает необходимым взыскать с административного ответчика, не освобожденного в силу закона от уплаты такой пошлины, в бюджет муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 45, 46, 62, 84, 114, 175-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Прокурора города Тюмени, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муликаеву Линару Дисембаевичу о прекращении права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить право Муликаева Линара Дисембаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление транспортными средствами.
Взыскать с Муликаева Линара Дисембаевича, ДД.ММ.ГГГГ, в бюджет муниципального образования городской округ город Тюмень государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья Ю.И. Кузминчук
Мотивированное решение составлено 11.12.2019.