Дело № †††<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Дальнереченского районного суда <адрес> Бондарь Н.В., с участием заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили результаты проведенной Дальнереченской межрайонной прокуратурой проверки, в ходе которой установлено несоответствие качества воды, подаваемой ООО «Дальводоканал» населению <адрес>, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Так, в соответствии с протоколом лабораторных исследований воды от ДД.ММ.ГГГГ №-В в сентябре 2018 г. проба воды (<адрес> на выходе ВОС) не соответствовала гигиеническим требованиям по показателям: железо общее 0,79 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3), цветности 21 градус (при нормативном показателе не более 20 градусов); пробы воды (<адрес>, пос. ЛДК на выходе ВОС) не соответствовала по показателям: железо общее 0,84 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3), цветности 33,6 градусов (при нормативном показателе не более 20 градусов); проба воды (<адрес>) не соответствовала по показателям: железо общее 0,62 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3), цветности 24,8 градусов (при нормативном показателе не более 20 градусов); проба воды (<адрес>, пос. ЛДК, <адрес>) не соответствовала по показателям: железо общее 0,52 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 0,3 мг/дм3), цветности 31,1 градусов (при нормативном показателе не более 20 градусов). В соответствии с протоколом лабораторных исследований воды от ДД.ММ.ГГГГ №-ВВ в сентябре 2018 г. проба воды (<адрес> на выходе ВОС) не соответствовала по показателям: мутности 2,73 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 1,5 мг/дм3); проба воды (<адрес>, пос. ЛДК на выходе ВОС) не соответствовала по показателям мутности 2,73 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 1,5 мг/дм3); проба воды (<адрес>) не соответствовала по показателям мутности 2,96 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 1,5 мг/дм3); проба воды (<адрес>, пос. ЛДК, <адрес>) не соответствовала по показателям мутности 2,34 мг/дм3 (при нормативном показателе не более 1,5 мг/дм3). Таким образом, ООО «Дальводоканал» нарушаются требовании ст.ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», а также требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенически требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-бытового и культурно-бытового водопользования», ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».
Дело об административном правонарушении направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> для рассмотрения по существу.
Постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Дзизенко И.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал» прекращено в связи с недоказанностью наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого административного правонарушения. В обоснование принятого решения указано, что протоколы лабораторных исследований воды питьевой централизованного водоснабжения, выполненные филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в рамках проведения мониторинга не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона (ст.ст. 26.4. 26.5, 27.10 КоАП РФ), в связи с чем не являются доказательствами, подтверждающими наличие в действиях юридического лица ООО «Дальводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в Лесозаводский районный суд <адрес> с протестом, в котором ставится вопрос об отмене постановления начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и возвращении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал» на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>. В обоснование протеста указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> неверно дана оценка протоколам лабораторных исследований воды, которые изготовлены сотрудниками аккредитованной организации и в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ являются иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке, подтверждающими вину должностного лица.
Определением судьи Лесозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протест Дальнереченского межрайонного прокурора на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № направлен по подведомственности в Дальнереченский районный суд, поскольку в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела. При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 и ст. 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В судебном заседании заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО3 доводы протеста поддержал в полном объеме, просил обжалуемое постановление отменить, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал» возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.
Законный представитель ООО «Дальводоканал» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения директор ООО «Дальводоканал» надлежащим образом извещен, каких-либо заявлений и ходатайств не представил.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежащим образом извещен, каких-либо заявлений и ходатайств не представил.
Заслушав прокурора, изучив доводы протеста, проверив представленные суду материалы, прихожу к следующему.
Статья 6.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. № 24 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При этом не имеет значение, на каком праве у эксплуатирующей организации находятся системы водоснабжения.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека; при этом норматив (предельно допустимая концентрация) содержания железа в воде не должен превышать 0,3 мг/л.
Согласно п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, которые составляют: по цветности - не более 20 градусов, по мутности – не более 1,5 мг/л.
Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 30.04.2003 г. № 78 утверждены Гигиенические нормативы ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», которые действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают предельные допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Настоящие Нормативы распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также питьевую воду и воду в системах горячего водоснабжения. Указанные Нормативы устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, при этом норматив (предельно допустимая концентрация) содержания железа в воде не должен превышать 0,3 мг/л.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дальводоканал» эксплуатирует водопроводные сети, используемые для оказания услуг водоснабжения, к которым присоединено наибольшее число абонентов, в связи с чем постановлением администрации Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Дальводоканал» определено на территории Дальнереченского городского округа гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
Согласно п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Согласно п. 4.8 СанПиН 2.1.4.1074-01 государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
Из материалов дела усматривается, что на основании информации «Кто крышует ООО «Дальводоканал» в Дальнереченске», размещенной в средствах массовой информации, Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> истребованы результаты мониторинга качества питьевой холодной воды, отобранной на территории Дальнереченского городского округа за период май, сентябрь и октябрь 2018 г. При изучении представленных документов (протоколов лабораторных исследований воды от ДД.ММ.ГГГГ №№-В, №-В) установлено несоответствие качества воды, подаваемой ООО «Дальводоканал» жителям Дальнереченского городского округа, нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенически требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-бытового и культурно-бытового водопользования» по содержанию железа, ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».
По результатам проведенной проверки постановлением заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений ст.ст. 26.4, 26.5 КоАП РФ назначение экспертизы, взятие проб и образцов является правом должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Безусловная обязанность совершения указанных действий законом не предусмотрена.
Результаты мониторинга качества воды (акты отбора проб воды от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы лабораторных исследований воды от ДД.ММ.ГГГГ №№-В, №-В) соответствуют требованиям ст. 26.7 КоАП РФ, являются иными доказательствами по делу и подлежат оценке в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Основания полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, отсутствуют.
Вместе с тем, при рассмотрении дела и при вынесении обжалуемого постановления начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> при оценке имеющихся в деле доказательств допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 – 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
отменить постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Дальводоканал».
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица «Дальводоканал» возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.В. Бондарь