Дело № 2-478/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт.Промышленная 20 августа 2012 года
Судья Промышленновского районного суда <.....> Сурнина С.В.,
при секретаре Лысак Т.Н., с участием представителя истца – помощника прокурора <.....> Антонова А.В., представителей ответчика - главы Администрации Тарасовского сельского поселения Сереброва В.Е. и начальника юридического отдела <.....> Хасановой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <.....> к Администрации Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
<.....> обратился в суд с иском к Администрации Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к действиям. Свои исковые требования мотивировал следующим.
<.....> проверено исполнение органами местного самоуправления района и Тарасовского сельского поселения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В результате проверки выявлен факт незаконного бездействия органа местного самоуправления администрации Тарасовского сельского поселения (далее - ответчик), выразившийся в неисполнении федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения в границах сельского поселения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти требования Закона нашли отражение в уставе поселения (п. 5 ч.1 ст. 4).
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п.8 ст. 6 Федерального закона от <.....> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, в соответствии с ч.2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также сохранности автомобильных дорог.
Во исполнение ст. 13 Федерального законов «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей утверждение органами местного самоуправления поселения перечня автомобильных дорог местного значения поселения, а также ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной <.....> Минавтодором РСФСР, и в целях рационального планирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, органы местного самоуправления должны составить перечни автомобильных дорог общего пользования муниципального образования, а также произвести паспортизацию автомобильных дорог, то есть составить технический паспорт дороги. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности.
Как установлено проверкой, в нарушение указанных выше требований Закона, администрацией Тарасовского сельского поселения перечень дорог местного значения не утвержден, дороги не приняты на баланс муниципального образования, технические паспорта отсутствуют, транспортно-эксплуатационные характеристики дорог не обследуются.
В соответствии с ч.2 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.3 названной статьи Закона нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
При отсутствии данных о состоянии автомобильных дорог органами местного самоуправления нормативы финансовых затрат на дорожное хозяйство не утверждены, правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели отсутствуют, а финансирование осуществляется по «остаточному» принципу. От соответствия автомобильных дорог техническим требованиям напрямую зависит безопасность дорожного движения.
Принимая во внимание, что безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, и иных граждан, являющихся участниками дорожного движения, круг которых определить невозможно, просит суд бездействие Администрации Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района, выразившееся в не утверждении перечня автомобильных дорог местного значения, не составлении технических паспортов на автомобильные дороги местного значения признать незаконным и обязать администрацию Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения и произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения поселения.
В судебном заседании помощник прокурора <.....> Антонов А.В. поддержал исковые требования, продублировал доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил установить срок для выполнения обязанностей до <.....>.
Представители ответчика – главы Администрации Тарасовского сельского поселения Серебров В.Е. и начальник юридического отдела <.....> Хасанова С.С., в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме и просили предоставить срок для утверждения перечня и производства паспортизации автомобильных дорог местного значения поселения до <.....>.
Заслушав стороны и изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, в силу следующих обстоятельств:
В судебном заседании установлен факт незаконного бездействия органа местного самоуправления администрации Тарасовского сельского поселения (далее - ответчик), выразившийся в неисполнении федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения в границах сельского поселения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти требования Закона нашли отражение в уставе поселения (п. 5 ч.1 ст. 4).
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п.8 ст. 6 Федерального закона от <.....> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, в соответствии с ч.2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также сохранности автомобильных дорог.
Во исполнение ст. 13 Федерального законов «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей утверждение органами местного самоуправления поселения перечня автомобильных дорог местного значения поселения, а также ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной <.....> Минавтодором РСФСР, и в целях рационального планирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, органы местного самоуправления должны составить перечни автомобильных дорог общего пользования муниципального образования, а также произвести паспортизацию автомобильных дорог, то есть составить технический паспорт дороги. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности.
Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных выше требований Закона, администрацией Тарасовского сельского поселения перечень дорог местного значения не утвержден, дороги не приняты на баланс муниципального образования, технические паспорта отсутствуют, транспортно-эксплуатационные характеристики дорог не обследуются.
В соответствии с ч.2 ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.3 названной статьи Закона нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
При отсутствии данных о состоянии автомобильных дорог органами местного самоуправления нормативы финансовых затрат на дорожное хозяйство не утверждены, правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели отсутствуют, а финансирование осуществляется по «остаточному» принципу. От соответствия автомобильных дорог техническим требованиям напрямую зависит безопасность дорожного движения.
Таким образом, судом установлено, что бездействие Администрации Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района, выразившееся в не утверждении перечня автомобильных дорог местного значения, не составлении технических паспортов на автомобильные дороги местного значения, незаконно. Данное бездействие влечет нарушение законных прав и интересов жителей Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <.....> к Администрации Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о понуждении к действиям - удовлетворить полностью.
Бездействие Администрации Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района, выразившееся в не утверждении перечня автомобильных дорог местного значения, не составлении технических паспортов на автомобильные дороги местного значения, признать незаконным.
Обязать Администрацию Тарасовского сельского поселения Промышленновского муниципального района утвердить перечень автомобильных дорог местного значения поселения и произвести паспортизацию автомобильных дорог местного значения поселения, в срок до <.....>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд в течение месяца со дня его оглашения.
Судья С.В. Сурнина