Дело № 2-274/2015 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2015 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края – Погореловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчикам Администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края о возложении обязанности по обустройству тротуара,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Пермского района Пермского края, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился к ответчику Администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края с исковым заявлением о возложении обязанности по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги по улице Романа Кашина села Култаево Култаевского сельского поселения Пермского района в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в срок до 01 января 2016 года.
В обоснование данного требования истец указал, что в ходе проверки установлено, что Администрация Култаевского сельского поселения не исполняет надлежащим образом полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения, так как автомобильная дорога по улице Романа Кашина села Култаево не имеет тротуара, что является причиной гибели пешеходов и причинения им ранений в результате дорожно-транспортных происшествий. Согласно сообщению Администрации Култаевского сельского поселения указанная дорога находится в муниципальной собственности Култаевского сельского поселения. В соответствии с пунктами 5 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории поселения и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 15 «Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. На основании статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. В силу пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны. Таким образом, полномочия по обустройству тротуара вдоль автомобильной дороги по улице Романа Кашина села Култаево возложены на Администрацию Култаевского сельского поселения, данный орган местного самоуправления обязан принять меры по обустройству тротуара. Ответчик не принял надлежащих мер к обустройству тротуара на указанном участке автомобильной дороги. Неисполнение ответчиком требований закона в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права неопределённого круга лиц на безопасное передвижение по территории поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Погорелова Е.А. просила об удовлетворении предъявленного требований по доводам, изложенным в иске, уточнила исковые требования в части установления срока исполнения ответчиком обязанности, указав, что обязанность по обустройству тротуара подлежит исполнению ответчиком в срок до 01 июня 2017 года.
Ответчик Администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела без участия её представителя и письменные возражения на иск.
Согласно данным возражениям исковые требования не подлежат удовлетворению. В силу Правил дорожного движения при отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам. Следовательно, Правила дорожного движения допускают отсутствие тротуара как элемента дороги, для обеспечения безопасности дорожного движения необходимо соблюдать указанные Правила. Методические рекомендации по разработке норм и правил по обустройству территории муниципальных образований носят рекомендательный характер. Согласно ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и указанным рекомендациям тротуары обязательны на всех участках дорог I – III категорий независимо от интенсивности пешеходного движения, на других дорогах наличие тротуаров зависит от интенсивности пешеходного движения. В иске не указано о том, к какой категории относится дорога, не приведены результаты обследования интенсивности пешеходного движения. Для обустройства тротуара необходимы выделение земельного участка, разработка проекта планировки и проектной документации, экспертиза проектной документации, проведение конкурса для определения исполнителя данных работ, планирование затрат (денежных средств) на указанные работы в бюджете Култаевского сельского поселения. Следовательно, при необходимости исполнения требований Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок исполнения обязанности по обустройству тротуара должен быть установлен не ранее 01 января 2018 года.
Выслушав пояснения помощника прокурора Пермского района, изучив гражданское дело, суд установил следующие обстоятельства.
На основании статей 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу частей 1 и 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
На основании статьи 35 Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Администрация Култаевского сельского поселения обладает правами юридического лица и является муниципальным казённым учреждением (л.д.23-59).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 5 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся:
дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», вступившим в силу с 01 января 2015 года, за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в статьях 5 и 36 Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение».
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» в состав поселения входит территория населённого пункта: село Култаево.
Из пункта 1.2 Правил дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 17.05.2014) «О Правилах дорожного движения» следует, что:
«Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
«Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В силу пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Учитывая изложенное, суд находит, что организация содержания и обустройства тротуаров на участках автомобильной дороги, проходящей через населенный пункт – село Култаево, является обязанностью Администрации Култаевского сельского поселения.
Автомобильная дорога, расположенная по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, село Култаево, улица Романа Кашина, находится в муниципальной собственности Култаевского сельского поселения, данная дорога частично оборудована тротуарами, что следует из сообщений Администрации Култаевского сельского поселения и выписки из реестра муниципальной собственности (л.д. 9-12).
Согласно акту выездной проверки, составленному 29 октября 2014 года инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Отдела МВД России по Пермскому району и помощником прокурора Пермского района, автомобильная дорога, проходящая по улице Романа Кашина села Култаево, имеет асфальтовое покрытие; тротуар на всём протяжении данной автомобильной дороги, отсутствует (л.д.8).
В силу абзаца 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Анализируя представленные доказательства, суд установил, что автомобильная дорога, расположенная по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское сельское поселение, село Култаево, улица Романа Кашина, имеет твёрдое покрытие и проходит через населённый пункт.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком.
Суд считает, что в силу закона тротуары (пешеходные дорожки) должны быть устроены на любых дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, вне зависимости от отнесения конкретной дороги к определённой категории и интенсивности движения пешеходов.
При таком положении суд не может согласиться с возражениями ответчика.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик Администрация Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края не представила документы, подтверждающие наличие тротуара вдоль (на всём протяжении) автомобильной дороги по улице Романа Кашина села Култаево, то есть документы, подтверждающие отсутствие необходимости в обустройстве данного тротуара.
Документы, представленные ответчиком, не указывают на надлежащее исполнение обязанности по организации обустройства тротуара как элемента указанной дороги.
Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог противоречит содержанию местного самоуправления, обязанного при осуществлении полномочий соблюдать права человека и гражданина, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Отсутствие в бюджете, смете (на балансе) указанных органов средств для проведения работ по обустройству тротуаров не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей возложенных на них законом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются правомерными, на ответчика подлежит возложению обязанность по организации обустройства тротуара вдоль автомобильной дороги по улице Романа Кашина села Култаево в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В соответствии со статьёй 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд находит, что срок до 01 июня 2017 года, в течение которого ответчик Администрация Култаевского сельского поселения должна исполнить обязанность по организации обустройства тротуара, являются разумным и достаточными для надлежащего исполнения ответчиком данной обязанности, в том числе достаточным для определения подрядчика для выполнения необходимых работ по результатам конкурса и заключения с ним соответствующего договора в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края обязанность по организации в срок до 01 июня 2017 года обустройства тротуара вдоль автомобильной дороги по улице Романа Кашина села Култаево Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
На решение может быть поданы апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
Справка
Решение принято в окончательной форме 20 февраля 2015 года
<данные изъяты>
Судья Гладких Н.В.