Решение по делу № 2а-1475/2017 от 28.07.2017

Дело №2а-1475/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Казакова Р.А.,

при секретаре Ворончихиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чайковском административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю к Шохиреву А.Ю. о взыскании страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю 24.07.2017г. обратилась в суд с административным иском к Шохиреву А.Ю. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, указывая, что административный ответчик в период с 13.08.2009г. по 18.01.2016г. был зарегистрирован в статусе индивидуального предпринимателя. За ним, как предпринимателем, числится недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, подлежащих уплате за период 2014-2016г.г. в сумме 258131,19 руб., за период 2015-2016г.г. – 19547,40 руб., на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ОМС в ФФОМС) за 2015-2016г.г. в сумме 3834,30 руб. В связи с просрочкой в уплате указанных страховых взносов административному ответчику начислены пени на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 21820,09 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1075,24 руб., на сумму задолженности по страховым взносам на ОМС в ФФОМС в размере 654,87 руб. Административному ответчику направлялись требования об уплате обозначенной недоимки, но они оставлены без исполнения. Обратившись в суд, административный истец просит взыскать с административного ответчика указанные суммы задолженности. Одновременно истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ранее направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель привлеченного к участию в деле в статусе заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чайковском Пермского края Рахманова О.В. о слушании дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, административный иск поддержала.

Административный ответчик Шохирев А.Ю. извещен судом надлежащим образом – посредством направления заказной корреспонденции с уведомлением как по подтвержденному органом миграционного учета (л.д. 67) месту жительства – <адрес>, так и по заявленному им при отмене судебного приказа фактическому месту жительства – <адрес>. Однако, как следует из представленных суду уведомлений о вручении (л.д. 77, 78) в отделение почтовой связи за получением судебной корреспонденции административный ответчик не явился.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Кроме того, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п.п. 63, 67 Постановления пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года № 25).

Исходя из мнения об исчерпывающем характере принятых судом мер к извещению административного ответчика о времени и месте разбирательства по настоящему административному делу, отсутствия оснований полагать, что его неявка обусловлена уважительными причинами, судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

    Оценив совокупность установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

    

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункта 2 статьи 14 этого же Закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

    Согласно ст. 28 Закона (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 года №243-ФЗ) страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 1).

    Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 2).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых вносов, с 1 января 2010 года по 31.12.2016 г. регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования».

С 01.01.2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), в частности, гл. 34 НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 г. взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что Шохирев А.Ю. 13.08.2009 года был зарегистрирован налоговым органом в статусе индивидуального предпринимателя.    18.01.2016г. произведена государственная регистрация прекращения указанным физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленной суду выпиской из ЕГРИП (л.д.43-44).

Административный ответчик, являясь плательщиком налога на доходы физических лиц, в налоговый орган налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014-2016 года не представил. Обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью административным ответчиком в полном объеме не исполнена. Так, согласно справкам о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации от 20.02.2016 г., 26.02.2016г., 12.05.2016г. за административным ответчиком числится недоимка по страховым взносам за 2014 г. на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 121299,36 рублей (л.д.7); за 2015г. на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 18610,80 рублей, на ОМС в ФОМС в сумме – 3650,58 рублей (л.д. 8), за 2015г. на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 130275,60 рублей (л.д.9), за 2016г. на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 936,60 рублей, на ОМС в ФОМС в сумме – 183,72 рублей (л.д. 10), за 2016г. на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6556,23 рублей (л.д. 11).

29.02.2016 года Управлением ПФР в г.Чайковском Пермского края Шохиреву А.Ю. выставлены требования:

- №203S01160058551 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период 2014г. в размере 121299,36 руб., а также начисленных пени на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2014 год за период с 02.04.2015г. по 29.02.2016г. – 11808,50 руб. (л.д.12-13);

- №203S01160058554 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период 2015г. в размере 18610,80 руб., на ОМС в ФОМС за период 2015г. – 3650,58 руб., а также начисленных пени на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год за период с 01.01.2016г. по 29.02.2016г. – 409,44 руб., на ОМС в ФОМС – 80, 31 руб. (л.д. 15-16).

19.05.2016 года Управлением ПФР в г.Чайковском Пермского края Шохиреву А.Ю. выставлены требования:

- №203S01160213071 об уплате начисленных пени на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2013-2014г.г. за период с 31.01.2015г. по 19.05.2016г. – 4146,47 рублей; на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за 2013г. за период с 31.01.2015г. по 19.05.2016г. – 1075,24 рублей, на сумму задолженности по страховым взносам в ФФОМС за 2013-2014г.г. за период с 31.01.2015г. по 19.05.2016г. – 567,28 рублей (л.д. 19-20);

- №203S01160213062 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период 2016г. в размере 936,60 руб., на ОМС в ФОМС за период 2016г. – 183,72 руб., а также начисленных пени на сумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2016 год за период с 02.02.2016г. по 19.05.2016г. – 37,09 руб., на ОМС в ФОМС – 7,28 руб. (л.д. 24-25).

Представленные расчеты сумм недоимки и пени (л.д. 14, 17-18, 21-23, 26-27, 30-31, 34-35) судом по результатам проверки расценены в качестве правильных, административным ответчиком доводов за их недостоверность не заявлено.

Судом установлено, что 07.09.2016 г. Управление ПФ РФ в г. Чайковском обратилось к мировому судье судебного участка №6 Чайковского судебного района Пермского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание обозначенной в указанных требованиях недоимки. Судебный приказ по указанному заявлению был выдан 27.09.2016 г.

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Чайковского судебного района Пермского края судебный приказ № 2а-1366/2016 от 27.09.2016г. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам с Шохирева А.Ю. был отменен 03.10.2016г. в связи с поступлением от административного ответчика возражений.

22.03.2017 г. Управление ПФ РФ в г. Чайковском обратилось в Чайковский городской суд с аналогичным административным иском к Шохиреву А.Ю. 18.05.2017 г. производство по данному иску было прекращено в связи с отказом Управления ПФ РФ в г. Чайковском от заявленных требований.

28.07.2017г. административный истец обратился в Чайковский городской суд с административным иском к Шохиреву А.Ю. о взыскании страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные, по своей сути положения закреплены в п. 2 ст. 48 НК РФ - заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).

Из представленных суду материалов, включая материалы приказного производства по делу №2а-1366/16, рассмотренному мировым судьей судебного участка №6 Чайковского судебного района Пермского края, следует, что установленный приведенными нормами КАС РФ и НК РФ шестимесячный срок обращения в суд с настоящим административным иском истек 03.04.2017 года. Однако, в суд МИФНС №18 по Пермскому краю, как уже ранее указано, обратилась 28.07.2017 года, то есть с пропуском установленного срока.

В ходатайстве о восстановлении срока административный истец в качестве уважительной причины его пропуска приводит единственный довод - после отмены судебного приказа Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском документы, подтверждающие наличие недоимки по страховым взносам и пени у Шохирева А.Ю. и иные имеющие значение документы переданы административному истцу только 19.05.2017г., за пределами анализируемого шестимесячного срока, в связи с чем, у МИФНС № 18 по Пермскому краю отсутствовала объективная возможность взыскания задолженности по страховым взносам в установленный законом срок.

Оценивая заявленные МИФНС №18 по Пермскому краю доводы об уважительности указанной причины пропуска срока обращения с административным иском, суд приходит к выводам об их несостоятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Законодатель в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ закрепил, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению суда, как МИФНС №18 по Пермскому краю, так и Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Чайковскому Пермского края, являясь профессиональными участниками публичных правоотношений, связанных с администрированием и контролем за уплатой страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, обязаны своевременно анализировать изменения, вносимые в действующее в обозначенной сфере законодательство, учитывать в своей деятельности актуальные правила обращения в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций. Непринятие Управлением Пенсионного Фонда РФ по г. Чайковскому Пермского края во внимание изменений, внесенных Федеральными законами от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ, от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ, приведшее к ненадлежащему осуществлению информационного обмена данной структуры с налоговым органом, недопустимо расценивать в качестве уважительной причины пропуска предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ срока.

Кроме того, суду административным истцом никаким образом не обоснованы причины, по которым у налогового органа объективно отсутствовала возможность обратиться в суд с административным иском в период с 19.05.2017 г. по 28.07.2017 г.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь установленными обстоятельствами, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Пермскому краю в удовлетворении предъявленного к Шохиреву А.Ю. административного искового заявления о взыскании страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия.

Судья:

2а-1475/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС № 18 по Пермскому краю
Ответчики
Шохирев А.Ю.
Другие
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чайковском Пермского края
Суд
Чайковский городской суд Пермского края
Дело на странице суда
chaikov.perm.sudrf.ru
28.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017[Адм.] Судебное заседание
09.10.2017[Адм.] Судебное заседание
09.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее