<данные изъяты> Дело № 2а-2069/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2018 года город Казань
Кировский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи В.П. Морозова,
при секретаре Грушевой Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2069/2018 по административному иску Амельченко Максима Олеговича к призывной комиссии Республики Татарстан, Военному комиссариату Республики Татарстан по Кировскому и Московскому районам г.Казани об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани,
УСТАНОВИЛ:
Амельченко М.О. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Республики Татарстан, Военному комиссариату Республики Татарстан по Кировскому и Московскому районам г.Казани об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани. В обоснование административного иска указано, что он проживал в <адрес> состоял на воинском учете в военном комиссариата РТ по Кировскому и <адрес>м <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда обучался в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. В 2016 году он успешно закончил аспирантуру и защитил квалификационную работу (диссертацию), по результатам чего приказом Министерства образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ ему была присвоена степень кандидата технических наук. В октябре 2017 года он обратился в военный комиссариат РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани с заявлением о выдаче военного билета. Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ от административного ответчика, что согласно выписке из дела протоколов призывной комиссии Кировского и Московского районов г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вначале ДД.ММ.ГГГГ года он вновь обратился в отдел Военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани с просьбой о выдаче ему военного билета, в ответ на которое ему административный ответчик пояснил, в связи со сменой местожительства его личное дело было направлено в военный комиссариат г.Зеленодольска и Зеленодольского района РТ и необходимо было туда обратиться. С решением призывной комиссии он не согласен, его с данным заключением не ознакомили. Административный истец считает, что решение призывной комиссии не законное и необоснованное, нарушают его право на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства образования и науки №/нк административному истцу была присвоена степень кандидата технических наук, следовательно он имел право на освобождение от призыва на военную службу и зачисление в запас как гражданин, имеющий предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, что исключало возможность признания его не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Все справки из образовательного учреждения в военный комиссариат РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани были предоставлены своевременно и должны находиться в его личном деле. Также он не был уведомлен о необходимости явки на заседание призывной комиссии, в связи с чем был лишен возможности дать призывной комиссии пояснения, представить необходимые доказательства, что повлекло вынесение оспариваемого решения. Административный истец узнал о своих нарушенных прав оспариваемым решением призывной комиссии лишь из ответа Военного комиссара военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ и полученным им ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить решение (заключение) призывной комиссии Кировского и московского районов г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ № о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, обязать призывную комиссию Кировского и Московского районов г.Казани устранить допущенные нарушения прав ФИО1 и выдать ему военный билет.
Представитель административного истца Золотова Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Республики Татарстан Шайхутдинова А.К. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что административный истец Амельченко М.О. при вынесении обжалуемого им решения присутствовал, срок обжалования указанного решения истек в феврале 2018 года.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Кировского и Московского районов г.Казани РТ Султанов Р.Ю. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что Амельченко М.О. пропустил срок обжалования решения призывной комиссии.
Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с ч.1.1. ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с п. 9 положения «О военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Амельченко Максим Олегович обучался в аспирантуре Казанского государственного архитектурно-строительного университета на кафедре Химии и инженерной экологии в строительстве по специальности «Физическая химия» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был зачислен в университет аспирантом, приказом ректора от ДД.ММ.ГГГГ. В 2016 году он защитил диссертационную работу и ДД.ММ.ГГГГ ему выдан диплом кандидата наук соискателям ученой степени кандидата наук.
Амельченко М.О. зарегистрирован по месту жительства по адресу: РТ, <адрес>.
В соответствии с выпиской из дела протоколов призывной комиссии Кировского и Московского районов г.Казань, от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 1.1. статьи 28 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» заключением (призывной комиссии) гражданин Амельченко М.О. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Пунктом 1 Приложения к форме N 1/у Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 495 установлено, что справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Амельченко М.О. не принималось, призывная комиссия при зачислении Амельченко М.О. в запас на основании документов воинского учета (личного дела Амельченко М.О.) правильно отнесла его к категории лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Как установлено в судебном заседании, следует из текста административного искового заявления, и не оспаривалось административным истцом, о принятом призывной комиссией решении ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока обращения установленного законом.
При этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом и его представителем не заявлено.
Согласно п.4 Постановления Правительства от 04.07.2013г. № «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» заочное (по документам) освидетельствование запрещается, если иное не определено законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
В судебном заседании представитель административного ответчика Военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.КазаниШайхутдинова А.К. пояснила, что фельдшер призывной комиссии Кировского и Московского районов г.КазаниФатыхова Т.Х. указала на то, что решение призывной комиссии принимается и объявляется всегда в присутствии призывника, проходит голосование, выносится протокол и оглашается. Если призывник не приходит, то решение по нему не принимается, переносится на другой день, пока призывник не придет. ФИО1 знал о заключении призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ.
Из самого административного иска следует, что Амельченко ДД.ММ.ГГГГ получил ответ от Военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани о том, что он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Амельченко Максима Олеговича к призывной комиссии Республики Татарстан, Военному комиссариату Республики Татарстан по Кировскому и Московскому районам г.Казани об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани, - отказать.
Прекратить производство по административному делу № 2а-2069/18 по административному иску Амельченко Максима Олеговича к призывной комиссии Республики Татарстан, Военному комиссариату Республики Татарстан по Кировскому и Московскому районам г.Казани об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата РТ по Кировскому и Московскому районам г.Казани.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Кировский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2018 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Кировского районного суда
города Казани В.П. Морозов