Административное дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2018 г. с. Левокумское
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего: судьи Иванова М.А.,
при секретаре: Адамовой А.А., с участием
административного истца Кузьменко Д.В.,
представителя административного истца адвоката Багомедова М.А., действующего на основании ордера № ... от (дата),
рассмотрев в судебном заседании в помещении Левокумского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Кузьменко Д.В. к Военному комиссариату Левокумского района Ставропольского края о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования и возложении обязанности направить на повторное медицинское освидетельствование в виду изменения ранее установленного диагноза заболевания,
установил:
Кузьменко Д.В. обратился в суд с указанным выше административным иском к военному комиссариату Левокумского района Ставропольского края, указав на то, что с (дата) он был признан ограниченно годным к военной службе (категория годности «В») и зачислен в запас. В (дата) он прошел медицинское обследование, в ходе которого установлено улучшение состояния его здоровья, то есть диагноз заболевания, послужившего основанием для установления категории ограниченной годности к военной службе, изменен.
(дата) истец обратился с заявлением в военный комиссариат Левокумского района с просьбой провести ему переосвидетельствование на предмет годности к военной службе, но получил отказ со ссылкой на ст.23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
По мнению Кузьменко Д.В., отказ в проведении повторного медицинского освидетельствования является незаконным, в связи с чем просил суд возложить на военный комиссариат Левокумского района Ставропольского края обязанность направить его на повторное медицинское освидетельствование с ввиду изменения ранее установленного диагноза заболевания.
Определением суда в качестве соответчика к участию в деле привлечен Военный комиссариат Ставропольского края.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Левокумского района Ставропольского края, представитель административного соответчика Военного комиссариата Ставропольского края в судебное заседание не явились, предоставив заявление с просьбой провести судебное заседание в их отсутствие, поддерживают ранее представленные в суд письменные возражения относительно иска, суть которых сводится к тому, что Положением о ВВЭ не предусмотрена безусловная обязанность военного комиссариата провести повторное медицинское освидетельствование гражданина, ранее при призыве на военную службу признанного ограниченного годным к военной службе. Полагают, что представленное истцом медицинское заключение врача ФИО не свидетельствует о том, что установленный Кузьменко Д.В. диагноз отменен. Кроме того, ссылаются на то, что Кузьменко Д.В., поскольку ему (дата) исполнилось 27 лет, то есть он является лицом не призывного возраста.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело по существу в отсутствии не явившейся участников процесса.
В судебном заседании административный истец Кузьменко Д.В. и его представитель Багомедов М.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, Кузьменко Д.В. дополнительно пояснил, что он собирается проходит службу не по призыву, а по контракту.
Заслушав административного истца и его представителя, изучив доводы возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 59 Конституции Российской Федерации - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
Как установлено в судебном заседании, административный истец Кузьменко Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате Левокумского района Ставропольского края с (дата) по настоящее время, при этом с (дата) - на воинском учёте граждан, пребывающих в запасе.
При проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу в (дата), Кузьменко Д.В. признан «В» - ограничено годен к военной службе по статье 66в Расписания болезней и ТДТ, приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123.
Решением призывной комиссии Левокумского района от (дата) (протокол № ...) Кузьменко Д.В. по п.п. «а» п.1 ст.23 Закона № 53-ФЗ освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья и зачислен в запас.
Указанное решение призывной комиссии Левокумского района утверждено призывной комиссией Ставропольского края (дата) (протокол № ...).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52). Положением установлено, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 69 раздела VI).
Как следует из представленной административным ответчиком Выписке из книги призывной комиссии Левокумского района № ... от (дата) Кузьменко Дмитрию Владимировичу, (дата) г.р., установлена категория годности к военной службе «В» - ограничено годен, по статье 66в Расписания болезней и ТДТ, с диагнозом «фиксированный правосторонний сколиоз грудного отдела позвоночника 2 (второй) степени», решение призывной комиссии Левокумского района от (дата) отменено, Кузьменко Д.В. освобожден от призыва на военную службу.
Основанием для принятия указанного решения об освобождения от призыва явилось обследование Кузьменко Д.В. в Краевом клиническом диагностическом центре и акт МБУЗ Левокумская ЦРБ (т....).
В обоснование доводов об изменении ранее установленного диагноза административный истец Кузьменко Д.В. предоставил в суд документ от (дата) без штампа медицинской организации, за подписью врача ФИО , скрепленную круглой печатью врача, в котором указано заключение - остеохондроз.
Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 данного Положения.
Между тем, из представленного документа невозможно установить, что Кузьменко Д.В. прошел обследование в медицинской организации, поскольку в нём отсутствуют угловой штамп и реквизиты организации (наименование, адрес, ИНН и т.д.), его выдавшей. Круглой печати врача в данном случае недостаточно для определения принадлежности документа к медицинской организации.
В части 1 ст. 59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
При таких обстоятельствах, суд не может признать допустимым доказательством представленную истцом в обоснование заявленных требований медицинскую справку.
Таким образом, учитывая, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие, что результате обследования Кузьменко Д.В. в медицинских организациях ранее установленный ему диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или он признан здоровым, отказ Военного комиссариата Левокумского района Ставропольского края в проведении повторного медицинского освидетельствования Кузьменко Д.В. является законным и в удовлетворении исковых требований ему следует отказать.
Указанное не препятствует административному истцу при наличии документов, предусмотренных пунктами 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе, вновь обратиться к ответчику с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Кузьменко Д.В. к Военному комиссариату Левокумского района Ставропольского края о признании незаконным отказа в проведении повторного медицинского освидетельствования и возложении обязанности направить на повторное медицинское освидетельствование в виду изменения ранее установленного диагноза заболевания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.А. Иванов