Дело №2-12869/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Борисовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липинской В.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» о предоставлении мер социальной поддержки, выплате компенсации по оплате освещения,
у с т а н о в и л :
Липинская В.В. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» о взыскании компенсации расходов по освещению жилого помещения за пределами норматива потребления за период с ** ** ** года по ** ** ** года.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. В возражениях указал на то, что право истца на получение льгот в размере ...% потребленной электроэнергии может быть реализовано только при условии установки отдельного электросчетчика, фиксирующего расходы на эти цели ( поскольку при ином подходе компенсируются расходы по эксплуатации бытовых электроприборов, которые имеются по – определению, в каждой квартире).
Истица в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснив, что для установки отдельного прибора учета электроэнергии на освещение в квартире необходимо изменить всю систему электропроводки, как ей пояснили специалисты.
Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав явившуюся сторону, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено, Липинская В.В. проживает и зарегистрирована по адресу: ...
Согласно пункту 5 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено материалами дела, Липинская В.В. относится к категории «педагогический работник муниципальных образовательных учреждений Республики Коми, проживающий в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедший на пенсию и имеющий стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях», получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации.
Согласно ч. 8 ст. 47 ФЗ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На региональном уровне правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, установлены Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Частью 1(1) статьей 18 данного Закона меры социальной поддержки в виде оплаты в размере ... процентов за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда предусмотрены педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекратившим педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющим стаж работы не менее ... лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющим на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Так, приведенными положениями регионального законодателя закреплено право на получение мер социальной поддержки специалистами государственных учреждений Республики Коми (культуры, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), медицинских организаций Республики Коми, государственных образовательных организаций Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Порядок реализации положений Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
Указанным нормативным актом утвержден Перечень должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных частями 1 и 2 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", при этом в данном перечне предусмотрена должность истца.
Как следует из материалов дела, с ** ** **. и по настоящее время Липинская В.В. осуществляет трудовую деятельность в должности воспитателя детского учреждения.
До ** ** ** года Липинской В.В. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате освещения исходя из фактических расходов на потребляемую энергию, после указанной даты ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара" производит ей начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению.
Разрешая заявленные требования, суд, исходя из системного анализа норм, регулирующих спорные правоотношения, применительно к установленным обстоятельствам по делу, полагает, что наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ введение последними каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены Законом РФ "Об образовании" 10.07.1992 N 3266-I и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов РФ.
Государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг.
Поскольку предоставляемая истцу после ** ** ** года мера социальной поддержки по оплате освещения ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, то суд приходит к выводу о том, что за истцом сохраняется право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме, в связи с чем, ответчиком в пользу истца подлежит к выплате сумма ... ( ... как расходы, связанные с оплатой услуг за освещение в предъявленный период.
Согласно пункту 3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правила не предусматривают запрета в предоставлении льготнику мер социальной поддержки отдельно по видам коммунальных услуг. Не установлено таких ограничений и статьей 160 Жилищного кодекса РФ.
Начисление ответчиком, начиная с ** ** ** года по ** ** ** год Липинской В.В. мер социальной поддержки по видам коммунальных услуг – освещение исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, препятствует Липинской В.В. в реализации льготы на получение мер социальной поддержки в указанной части в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, а избранный истцом способ защиты надлежащим.
В связи с удовлетворением заявленных требований в силу норм ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной госпошлины в размере ... рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» произвести Липинской В.В. выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за пределами норматива потребления за период с ** ** ** года по ** ** ** года, в полном объеме, а именно, в сумме ...
Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара» в пользу Липинской В.В. расходы по оплате госпошлины в размере ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления его мотивированной части.
Судья – Ю.А.Дульцева