Судья: Каверина О.В. Дело № 33-10650/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2014 года апелляционную жалобу Куликова О.А. на решение Красногорского городского суда Московской области от 30 апреля 2014 года по делу по заявлению Терехина Андрея Александровича о признании недействительным решения территориальной избирательной комиссии Красногорского района от 17 апреля 2014 года № 5/2-3 о регистрации Куликова Олега Алексеевича кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городское поселение Красногорск» на досрочных выборах 18.05.2014.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителей Куликова О.А. – Соколкина П.П., Прокофьева М.А., представителя ТИК Красногорского района – Садековой А.Л., представителя Терехина А.А. – Романенко О.В.,
заключение прокурора Тришиной В.В., полагающей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
Терехин А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) Красногорского района от 17.04.2014 № 5/2-3 о регистрации Куликова О.А. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городское поселение Красногорск» на досрочных выборах 18.05.2014.
Свои требования мотивировал тем, что является зарегистрированным кандидатом на ту же выборную должность, что и Куликов О.А. Оспариваемое решение принято избирательной комиссией в нарушение требований действующего законодательства, поскольку для регистрации кандидатом Куликовым О.А. не представлено необходимое количество действительных и достоверных подписей избирателей в поддержку его выдвижения избирательным объединением. По утверждению заявителя, регистрация Куликова О.А. кандидатом на должность главы городского поселения нарушила принцип равенства кандидатов, его, заявителя, права как зарегистрированного кандидата на ту же должность.
В судебном заседании представитель Терехина А.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ТИК Красногорского района заявленные требования признал, указав, что Куликов О.А. был зарегистрирован ошибочно, без учета положений действующего избирательного законодательства.
Куликов О.А. в судебное заседание не явился, его представитель требования заявителя не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что его доверитель выдвигался не в порядке самовыдвижения: он был выдвинут избирательным объединением – Местным общественным движением содействия социально-экономическому развитию Красногорского района «Красногорье», соответственно, он не должен был представлять подписи граждан - избирателей в поддержку его выдвижения.
Участвующий в деле прокурор полагал заявление Терехина А.А. подлежащим удовлетворению.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 30 апреля 2014 года заявление Терехина А.А. удовлетворено: решение ТИК Красногорского района о регистрации Куликова О.А. кандидатом на должность главы городского поселения Красногорск признано недействительным.
В апелляционной жалобе Куликов О.А. просит об отмене данного решения и отклонении заявленных Терехиным А.А. требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела усматривается, что на 18.05.2014 назначены досрочные выборы Главы муниципального образования «Городское поселение Красногорск» Московской области.
Решением ТИК Красногорского района от 17.04.2014 № 5/2-3 Куликов О.А. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городское поселение Красногорск»; основание – решение общего собрания участников избирательного объединения Местное общественное движение содействия социально-экономическому развитию Красногорского района «Красногорье» (л.д. 4).
Терехин А.А. зарегистрирован кандидатом на ту же выборную должность, основание регистрации – выдвижение политической партией «Родина».
Предметом спора не является, что Куликов О.А. в целях регистрации кандидатом представил в ТИК Красногорского района пакет документов, в числе которых отсутствовали подписные листы с подписями избирателей, поддержавших его выдвижение избирательным объединением (по форме Приложения № 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В силу п. 16 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены частями 1, 18 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Таким образом, в нарушение требований закона и принципа равенства всех кандидатов Куликов О.А. не представил в ТИК Красногорского района подписные листы с подписями избирателей, необходимые в соответствии с законом для регистрации его кандидатом на выборную должность.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения о признании недействительным решения ТИК Красногорского района от 17.04.2014 № 5/2-3 о регистрации Куликова О.А. кандидатом на должность Главы муниципального образования «Городское поселение Красногорск» на досрочных выборах 18.05.2014.
Довод апелляционной жалобы Куликова О.А. о том, что суд неправомерно рассмотрел дело в его отсутствие, не может быть принят во внимание: в силу ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ неявка в суд лиц, участвующих в деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Кроме того, в судебном заседании, состоявшемся 30.04.2014, присутствовал полномочный представитель Куликова О.А., который в полном объеме довел до сведения суда позицию своего доверителя.
Остальные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку связаны с ошибочным толкованием подлежащих применению к возникшим правоотношениям положений действующего избирательного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликова О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи