Дело № 3а-182/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 17 августа 2018 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Маховой Ю.А.,
с участием прокурора Пименовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Серика С.В. к территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва от 01 августа 2018 г. № 63/409-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Абрафикова Романа Васильевича»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01 июня 2018 г. № 1696-48 на 09 сентября 2018 г. назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
На основании постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 06 июня 2018 г. № 52/365-7 на территориальную избирательную комиссию г. Черногорска возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 (пункт 1).
01 августа 2018 г. территориальной избирательной комиссией г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии принято постановление № 63/409-4 «О регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Абрафикова Романа Васильевича».
Серик С.В., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии от 01 августа 2018 г. № 63/409-4 о регистрации кандидата в депутаты Абрафикова Р.В., ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Абрафиковым Р.В. в нарушение пункта 3 статьи 33 указанного Федерального закона не представлены сведения, о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, поскольку представленный в избирательную комиссию документ, составленный по форме согласно приложению № 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, удостоверяющую подпись кандидата не содержит. Кроме того, в нарушение пункта 2.2 статьи 33 указанного Федерального закона Абрафиковым Р.В. представлены документы (копия паспорта, диплома об образовании и др.) не заверенные кандидатом.
Административный истец Серик С.В. в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель административного истца Корнев Е.И., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Тамонин Ю.Г. - председатель территориальной избирательной комиссии г. Черногорска, не возражал против удовлетворения требования, пояснив, что отсутствие подписи кандидата Абрафикова Р.В. в представленных им сведениях было выявлено уже после заседания избирательной комиссии (после 01.08.2018), на котором принято решение о его регистрации.
Заинтересованное лицо Абрафиков Р.В. в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель заинтересованного лица Абрафикова Р.В. – Клепов А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, указал, что в установленный законом срок им были представлены все необходимые документы для регистрации. Обратил внимание, что административным истцом пропущен срок оспаривания постановления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Представитель Хакасского регионального отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 243 КАС РФ в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А, полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Административное исковое заявление было направлено в суд в электронном виде в порядке части 2 статьи 45 КАС РФ. В квитанции об отправке указана дата 13 августа 2018 г., в протоколах проверки электронной подписи указано время и дата создания – 20 час. 49 мин. (МСК) 13 августа 2018 г.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1, части 3 статьи 108 ГПК РФ, части 5 статьи 3, части 6 статьи 114 АПК РФ, части 4 статьи 2, части 4 статьи 93 КАС РФ, статей 128, 129 УПК РФ при решении вопроса об истечении срока подачи обращения в суд (срока исковой давности) следует исходить из того, что обращение подано в суд на дату, указанную в уведомлении о поступлении документов в соответствующую информационную систему.
Пункт 4.3 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённого приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251, предусматривает, что в целях определения момента подачи документов дата и время поступления документов в информационную систему фиксируются автоматически, по общему правилу определяются по московскому времени и учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении срока для направления обращения в суд согласно процессуальному законодательству Российской Федерации (часть 3 статьи 108 ГПК РФ, часть 4 статьи 93 КАС РФ, статья 129 УПК РФ).
В целях определения момента подачи документов по общему правилу принимается во внимание дата и время информационной системы, а не дата и время часовой зоны, в которой находится суд - адресат направляемого обращения.
Частью 2 статьи 93 КАС РФ установлено, что в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренными статьями 92, 93 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, соответственно, последним днем подачи административного искового заявления об оспаривании постановления избирательной комиссии от 01 августа 2018 г. является 13 августа 2018 г.
Следовательно, утверждение представителя заинтересованного лица Абрафикова Р.В. – Клепова А.С. о пропуске срока обращения в суд не основано на законе.
Таким образом, установленный законом процессуальный срок для оспаривания постановления территориальной избирательной комиссии г. Черногорска с полномочиями окружной избирательной комиссии от 01 августа 2018 г. № 63/409-4 административным истцом не пропущен.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
На основании части 1 статьи 72 Конституции Республики Хакасия Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (часть 1 статья 73 Конституции Республики Хакасия).
Частью 2 статьи 7 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 г. № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 50-ЗРХ) установлено, что 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.
В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В пункте 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
На основании части 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ подготовка и проведение выборов депутатов Верховного Совета, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Хакасия.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
В силу части 3 статьи 39 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ регистрация кандидата, республиканского списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2(2), 3 и 3(1) статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения), на которую распространяется действие частей 2 - 4 статьи 34 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
07 июля 2018 г. окружная избирательная комиссия приняла от Абрафикова Р.В. документы, в том числе и сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, которые не удостоверены собственноручно Абрафиковым Р.В. (отсутствует подпись и дата).
Следовательно, направленный в избирательную комиссию документ (сведения о размере и об источниках доходов), не может считаться представленным для регистрации кандидата документом, в связи с отсутствием в нем даты и подписи Абрафикова Р.В.
В силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено пунктом 3 части 9 статьи 39 Закона Республики Хакасия № 50-ЗРХ.
С учетом того, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт непредставления Абрафиковым Р.В. документа, а именно - сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, то у избирательной комиссии не имелось оснований для принятия оспариваемого постановления.
Данное обстоятельство подтвердил в ходе рассмотрения дела председатель территориальной избирательной комиссии г. Черногорска Тамонин Ю.Г.
Пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ закрепляет, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, постановление окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 15 о регистрации кандидата Абрафикова Р.В. подлежит отмене, как принятое с нарушением подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Довод представителя заинтересованного лица Абрафикова Р.В. – Клепова А.С. об отсутствии уведомления в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательной комиссией кандидата об имеющихся недостатках и, как следствие, правомерность регистрации кандидата, не может повлечь признание законным оспариваемого постановления, поскольку до дня заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата, предусмотренные законом документы представлены не были.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 174-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2018 ░. № 63/409-4 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2018 ░. ░ 09 ░░░░░ 00 ░░░░░