Решение по делу № 2-122/2018 (2-1258/2017;) ~ М-1345/2017 от 18.12.2017

Дело № 2-122/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск                                         10 января 2018 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Рабдаевой Э.Л.,

с участием представителя процессуального истца Субочевой Л.В., представителя ответчика Харламовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района в интересах Шакировой Л.В., Казаковой С.В. к АО «Читаэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет платы за пот потребленную электрическую энергию на ОДН,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района обратился в суд с иском в интересах Шакировой Л.В., Казаковой С.В. к АО «Читаэнергосбыт» об обязании произвести им перерасчет начисленной на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии платы на общедомовые нужды в сумме 1567, 61 руб. по адресу: <адрес>, по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. включительно. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки не представилось возможным установить факт того, что на момент установки ОДПУ здание дома обследовалось, проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся. Также в ходе проверки определить точную дату установки ОДПУ не представилось возможным, поскольку в филиале ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» имеется только акт проверки     работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 29.11.2011 г. Акт составлен и подписан в присутствии председателя ТСЖ ФИО1 в отсутствие собственников жилого дома и других уполномоченных лиц, что не дает оснований утверждать о достоверности указанных в акте сведений, свидетельствует о нарушении установленной процедуры допуска. Договор на установку ОДПУ по данному адресу не составлялся. Из справки администрации МО СП «Клюевское» следует, что дом 1962 года постройки, капитальный ремонт дома проводился в 1995 г. с заменой бруса, проведением отопления, водоснабжения, канализации (выгребная яма). На дату сдачи МКД в эксплуатацию в 1962 г. дом не был оборудован ОДПУ, при его установке 29.11.2011 г. собрание собственников квартир и нежилых помещений для получения их согласия об установке ОДПУ и принятии в общую собственность дополнительного имущества ни в очной, ни в заочной форме не проводилось, его установка проведена МРСК Сибири самовольно и незаконно, он фактически является собственностью предприятия. Действующее законодательство с 18.06.2011 г. не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений в МКД ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД, за исключением случая осуществления собственниками помещений непосредственного управления таким домом. Собственники жилых помещений не присутствовали при установке ОДПУ, не уведомлялись об его установке, что также свидетельствует о неправомерности установки прибора учета, отсутствии оснований для применения его показаний до настоящего времени пери расчете расходов электроэнергии в доме. В сентябре, ноябре 2015 г., июне 2016 г. Шакировой и Казаковой АО «Читаэнергосбыт» предъявило к оплате ОДН в общем размере 1567, 61 руб. за 2014 г. согласно показаниям ОДПУ. установленного 29.11.2011 г.

Материальные истцы Шакирова Л.В., Казакова С.В. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель процессуального истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что ОДПУ установлен незаконно, до 01.07.2012 г. Дом старый, не обследован на предмет возможности установки ОДПУ, процедура нарушена, необходимо начислять плату по нормативам.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Харламова И.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что на момент ввода ОДПУ в эксплуатацию правил от 04.05.2012 г. не было, МРСК Сибири считали возможным установить его, было достаточно только присутствия председателя ТСЖ, ОДПУ был введен в эксплуатацию     надлежащим образом. Когда ОДПУ был установлен им неизвестно, это внутренние документы МРСК Сибири.

Представитель третьего лица ПАО МРСК Сибири в лице его филиала Бурятэнерго в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, отзыв (возражения) не представил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При разрешении данного спора суд принимает во внимание требования ч.3 ст.196 ГПК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (п.5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении»).

В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Будучи исполнителем этой коммунальной услуги в понимании абзаца 7 пункта 2, подпункта «г» пункта 4, пунктов 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, организация, которая осуществляла электроснабжение, была обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ, обобеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением (подпункт «с» пункта 31 Правил).

Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Как следует из ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такая форма утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.04.2010 N 178.

В п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, указано, что в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором, в том числе, указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа, от указанного собственника или при получении его ответа об отказе, сетевая организация вправе установить прибор учета, на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств. Понятия «установка и допуск прибора учета», а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе X Основных положений. Так, согласно п.п. 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки, под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию, при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. В соответствии с п. 142, 152 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем. Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.

Таким образом, показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.

В силу п.152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Частью 2 ст. 13 Закона об энергосбережении также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Кроме того, законодатель, определяя в ч.1 ст.13 Закона об энергосбережении общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, установил категории объектов, где такой учет не осуществляется. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).

Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.

Судом установлено, что материальные истцы Шакирова Л.В. (наниматель) и Казакова С.В. (член семьи нанимателя), являющаяся <данные изъяты>, проживают в жилом помещении – квартире по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., пользуется коммунальной услугой – электроэнергия.

Согласно представленного финансово-лицевого счета по квартире истцов начисление оплаты за ОДН в спорном периоде производилось исходя из показаний ОДПУ, за Шакировой Л.В., на имя которой открыт лицевой счет, значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН), ей произведен перерасчет и сделано доначисление платы за ОДН по электроэнергии в сентябре 2015 г. на сумму 196, 23 руб., в ноябре 2015 г. на сумму 157, 47 руб., в июне 2016 г. на сумму 1213, 91 руб., итого на сумму 1567, 61 руб.

В данный многоквартирный дом (далее также – МКД) ПАО МРСК Сибири (ранее ОАО «МРСК Сибири») установило общедомовой прибор учета потребленной электроэнергии (ОДПУ), что сторонами не оспаривается и ими подтверждается. Однако данных о дате его установки и ввода в эксптуатацию не имеется, суду они не сообщены и соответствующие доказательства не представлены.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ОДПУ в МКД истца был установлен без соблюдения вышеуказанных норм, суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки, введения в эксплуатацию прибора учета, актов поверки прибора учета электроэнергии. Суду не представлено также доказательств того, что при установке прибора учета, принимаемого в качестве расчетного, были проверены все необходимые условия, включая техническую возможность его установки, метрологические характеристики прибора учета, что является обязательным для признания ОДПУ пригодным для расчета платы за коммунальные услуги по потреблению коммунального ресурса на ОДН, учет которого осуществляют данные приборы.

Согласно акта № 058358 от 29.11.2011 г. проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений он составлен работником филиала МРСК Сибири – Бурятэнерго, в присутствии председателя ТСЖ ФИО1, причина проверки - установка прибора учета. Сведения о том, что о дате и времени установки и введении в эксплуатацию ОДПУ извещались и собственники помещений в МКД либо их уполномоченные представители, не имеется. Несмотря на отсутствие в законе прямого требования об обязанности сетевой компании при установке ОДПУ извещать о дате и времени проведения данных работ ресурсоснабжающую организацию, управляющую компанию, собственников помещений в МКД для их участия в комиссии по допуску ОДПУ в эксплуатацию, суд полагает, что подобное извещение необходимо, поскольку законом предусмотрено императивное требование о допуске ОДПУ в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. В противном случае было бы невозможно проверить соблюдение данного срока, поскольку сетевой организацией акт установки мог бы быть составлен в одностороннем порядке в любое время любой датой, в т.ч. и «задним числом».

Более того, до 01.07.2012 г. обязанность по установке ОДПУ лежала на собственниках помещений в МКД, лишь после этой даты сетевая компания была вправе самостоятельно исполнить эту обязанность. Однако суду не представлены доказательства тому, что при установке данного ОДПУ принималось соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД о том, что ПАО «МРСК Сибири» привлекался для выполнения этих работ и с ним заключался соответствующий договор.

Учитывая, что суду не предоставлены надлежащие информация и документы о дате установки ОДПУ в МКД истца и ввода его в эксплуатацию, суду не представлено доказательств соблюдения сетевой организацией месячного срока допуска ОДПУ в эксплуатацию с момента его установки. Также отсутствуют доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик и связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

Как следует из пояснений сторон, дата, и даже год установки ОДПУ, неизвестны, перед установкой ОДПУ обследование данного МКД на предмет возможности не проводился, капитальный ремонт в данном МКД, в т.ч. внутренней энергосети, не производился.

В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды, согласно требований ст.153, 154 ЖК РФ, предусматривающих, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и плату за электроснабжение. Следовательно, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителям электрической энергии - истцам, проживающим в данном МКД, с учетом показаний ОДПУ, установленных ненадлежащими лицами, с нарушением процедуры, является не правомерным.

С учетом чего произведенные ОАО «Читаэнергосбыт» истцу начисления с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. исходя из показаний данного ОДПУ являются незаконными.

Кроме того, как следует из материалов дела, по квартире Шакировой и Казаковой произведен перерасчет и сделано доначисление платы за ОДН по электроэнергии за 2014 год в сентябре 2015 г. на сумму 196, 23 руб., в ноябре 2015 г. на сумму 157, 47 руб., в июне 2016 г. на сумму 1213, 91 руб., итого на сумму 1567, 61 руб.

Между тем, согласно требований ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносится на основании:1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Таким образом, к вышеназванным основаниям удовлетворения иска, судом дополнительно установлено нарушение порядка и сроков определения размеров оплаты за коммунальные услуги и ее предъявления.

С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» госпошлину в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                             РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кабанского района в интересах Шакировой Л.В., Казаковой С.В. к АО «Читаэнергосбыт» об обязании произвести перерасчет платы за пот потребленную электрическую энергию на ОДН удовлетворить.

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести Шакировой Л.В., Казаковой С.В. перерасчет начисленной на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии платы на общедомовые нужды в сумме 1567 рублей 61 копейка по адресу: <адрес>, по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, за период с 01.06.2014 г. по 30.06.2016 г. включительно.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                                     А.А. Максимов

2-122/2018 (2-1258/2017;) ~ М-1345/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кабанского района в интересах
Казакова Светлана Владимировна
Шакирова Любовь Владимировна
Ответчики
АО " Читаэнергосбыт"
Другие
ПАО МРСК Сибири"
Суд
Кабанский районный суд
Судья
Максимов Александр Александрович
18.12.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2017[И] Передача материалов судье
19.12.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2018[И] Судебное заседание
15.01.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2018[И] Дело оформлено
26.07.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее