Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Ситниковой Е.С.
при секретаре Тесленок Т.В.,
с участием представителя истца Шапкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перовой Т. Ф., Целовальниковой И. С., Целовальникова А. С. к Ковалевской Г. А., Косовой Е. Р., Косову Р. Л., Косову В. Р. о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Перова Т.Ф., Целовальникова И.С., Целовальников А.С. обратились в суд с настоящим иском, в обоснование которого указали, что в ДД.ММ.ГГГГ году между истцами и ответчиками состоялся обмен квартирами, в результате которого истцам была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, а ответчикам квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Истцам квартира по <адрес> принадлежала на условиях социального найма и была предоставлена из расчета членов семьи. Ответчикам квартира по <адрес> принадлежала на праве общедолевой собственности на основании договора приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ. Стороны произвели фактический обмен принадлежащими им квартирами, однако данная сделка не была оформлена письменно. Позднее ответчиками квартира по <адрес> также была приобретена в собственность. На момент совершения сделки по обмену жильем истцы не знали, что квартира по <адрес> принадлежит ответчикам на праве собственности и полагали, что перерегистрация по основному месту жительства является основанием для возникновения у них права пользования на условиях социального найма. Подтверждением фактически произведенного обмена является вселение, снятие и регистрация по основному месту жительства. С момента вселения истцов квартира не выбывала у них из владения, поскольку другого жилья они не имеют. ЖК РСФСР не запрещен обмен жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда на жилое помещение частного жилищного фонда – смешанный обмен. Поскольку между сторонами была заключена сделка по смешанному обмену квартирами с одновременной передачей по ней прав и обязанностей, то у истцов в силу такой сделки и на основании ст. 218 ГК РФ возникло право общедолевой собственности на полученную в порядке обмена квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истцы просили суд признать за Перовой Т. Ф., Целовальниковой И. С., Целовальниковым А. С. право собственности в равных долях на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Истцы Перова Т.Ф., Целовальникова И.С., Целовальников А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя.
Представитель истцов Шапкин А.В. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по основаниям, приведенным в иске.
Ответчики Ковалевская Г.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Косова В.Р., Косова Е.Р. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменные заявления о признании исковых требований.
Ответчик Косов Р.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, письменных возражений против иска не представил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - администрации <адрес>, МКУ «Комитет по образованию и делам молодежи администрации <адрес>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов усматривается и признается лицами, участвующими в деле, что истцы Перова Т.С., Целовальников А.С. и Целовальникова И.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>. Ответчики Косова Г.А., Косов Р.Л., Косова Е.Р., Косов В.Р. проживали в данный период в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> была приобретена ответчиками в общую долевую собственность в порядке приватизации, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена регистрационная запись №. В ДД.ММ.ГГГГ году между сторонами спора был произведен обмен данными жилыми помещениями, в результате которого истцы Перова Т.С., Целовальников А.С. и Целовальникова И.С. вселились, были зарегистрированы и проживают до настоящего времени в <адрес>, а ответчики Косова Г.А., Косов Р.Л., Косова Е.Р., Косов В.Р. заняли <адрес>, которая на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ была передана администрацией <адрес> ответчикам Косовой Г.А., Косовой Е.Р. и Косову В.Р. в общую долевую собственность, о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзацу 2 и 3 ст. 20 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действующему на момент обмена, наниматель жилого помещения в домах муниципального жилого фонда имеет право с согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного собственником лица (органа) и проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи передать права и обязанности по договору найма или аренды этого помещения собственнику частного жилищного фонда взамен приобретения права собственности на жилой дом (жилое помещение). Обмен жилых помещений оформляется в установленном порядке.
В силу ст. 67 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент совершения обмена, предусмотрено, что осуществление обмена жилыми помещения производится со взаимной передачей прав и обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения.
Пунктом 10 Инструкции о порядке обмена жилых помещений, утвержденной Приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, также действовавшей на момент совершения обмена, предусмотрено оформление обмена жилых помещений ордером исполкома местного Совета депутатов трудящихся, выдаваемым по его поручению соответственно управлением (отделом) учета и распределения жилой площади, управлением жилищного хозяйства, отделом коммунального хозяйства, бюро по обмену. Таким образом, ордером оформлялся только переход прав по договору социального найма. Правоотношения сторон по переходу прав в отношении жилого помещения, находящегося в собственности одной из сторон обмена, регулировались нормами гражданского законодательства РФ.
Смешанный обмен представлял собой сделку, по которому стороны должны заключить договор, оформив его согласно действующему гражданскому законодательству.
Сторонами признается, что в установленном порядке договор обмена между ними не был оформлен.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Установлено, что истцы в ДД.ММ.ГГГГ году вступили в права пользования, владения и распоряжение квартирой <адрес>, а ответчики прекратили свои права пользования, владения и распоряжения данной квартирой.
В свою очередь, собственником жилого помещения по <адрес> - администрацией <адрес> с Косовой Г.А., Косовой Е.Р., Косовым В.Р. был заключен договор приватизации данной квартиры, что свидетельствует о признании состоявшегося обмена и согласии наймодателя на обмен жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, судом установлено, что стороны произвели смешанный обмен жилыми помещениями, который не признан недействительным и соответствовал воле каждого из них, обмен фактически исполнен сторонами. Данные выводы подтверждаются материалами дела, допустимых доказательств их опровергающих суду не представлено.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено прекращение права собственности при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В тоже время при наличии зарегистрированного за ответчиками права собственности на <адрес> и отсутствии гражданско-правового договора о передаче права собственности, который следовало заключить между сторонами при обмене, истцы лишились того, на что они рассчитывали при обмене и, как следствие, - своего права на получение спорной квартиры в собственность.
Согласно статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В силу статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (действующей на момент совершения обмена) сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основанием для государственной регистрации перехода к Перовой Т.Ф., Целовальниковой И.С., Целовальникову А.С. права на спорную квартиру, исходя из содержания статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", мог являться исключительно договор мены (обмена) жилыми помещениями, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объекта недвижимого имущества на момент совершения сделки, который между сторонами не заключался. Характер последующих действий ответчиков свидетельствует об их нежелании заключать такой договор с истцами.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании ст. 20 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, и ст. ст. 2, 7, 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истцы имеют право на приобретение спорного жилого помещения на праве собственности.
При указанных обстоятельствах, требования истцов обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Перовой Т. Ф., Целовальниковой И. С., Целовальникова А. С. к Ковалевской Г. А., Косовой Е. Р., Косову Р. Л., Косову В. Р. о признании права собственности на жилое помещение, - удовлетворить.
Признать за Перовой Т. Ф., Целовальниковой И. С., Целовальниковым А. С. в равных долях право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, т.е. по <данные изъяты> в праве собственности за каждым.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через <адрес> городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: