Решение по делу № А48-3304/2009 от 03.09.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №А48-3304/2009

г. Орёл

03 сентября 2009 года                                               

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.В. Володина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.М. Свиридовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Комиссаровой Елены Александровны

к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области

о признании недействительным ненормативного акта

при участии:

от заявителя

-

 Комиссарова Е.А.(паспорт серии 70 02 № №801577 выдан 01.10.2002г), представитель Захаров В. В. (доверенность №1 от 06.08.2009г., паспорт серии 95 01 №136134 выдан 01.08.2001г.),

от ответчика

-

 старший специалист (юрисконсульт) Рыбалкина Ж.В. (доверенность от 11.01.2009г. паспорт серии 54 03 №692524 выдан 23.07.2003г.), руководитель группы персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, взыскания, недоимки Мартемьянова Р.А. (доверенность от 02.09.2009г.№14, паспорт серии 54 №127923)

установил:

03.09. 2009г. в судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлялись перерывы до 14 час.00 мин. и 14 час.50мин.

Индивидуальный предприниматель Комиссарова Елена Александровна (далее также – заявитель, предприниматель, Комиссарова Е.А.) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (далее также – ответчик, ГУ УПФ РФ в Кромском районе) о признании недействительным решения от 01.06.2009г. №91 «О взыскании недоимки по страховым взносам пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя» в соответствии с которым предпринимателю надлежит уплатить неодиму по страховым взносам в сумме 2576 руб. и начисленные на неё пени в сумме 115 руб.45 коп.

          В обоснование своего требования заявитель сослалась на следующие обстоятельства.

По мнению заявителя, оспариваемым решением ей незаконно начислены страховых взносов за 2008 год и пени, чем нарушены её права. Заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.09.2007г., предпринимательскую деятельность фактически не осуществляла с момента регистрации, банковский счет ею также не был открыт. В конце 2007 года заявителем было принято решение о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Намерение зарегистрировать прекращение предпринимательской деятельности и снять её с учета заявительница изложила 16.02.2008г. на приеме у налогового инспектора Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Орловской области (далее также - Инспекция) Леньковой Ольги Владимировны. В ходе беседы налоговым инспектором был выдан обходной лист и сообщено, что формальное завершение прекращения деятельности будет оформлено после проставления подписей соответствующими инстанциями, указанными в обходном листе. Однако налоговый инспектор не разъяснила предпринимателю действительный порядок прекращения его деятельности. Вынужденный сбор подписей на обходном листе, который занял у заявительниц более года, не позволил ей своевременно обратиться заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, налоговым инспектором, вручившим ей обходной лист, заявитель была введена в заблуждение о действительном порядке регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Начиная с момента получения обходного листа и до обращения в Арбитражный суд, заявитель исходила из необходимости сбора всех подписей в обходном листе. Никакой предпринимательской деятельности в 2008 году, кроме сбора подписей, не осуществлялось. Приведенные обстоятельства носят, по мнению заявителя, исключительный характер. В объяснениях по делу заявитель сообщила, что в период с 01.02.1990г. по 17.01.2000г.проходила службу в органах внутренних дел. В силу абзаца  4, пункта а, статьи 1 Закона №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей» заявительница относит себя к лицам, на которых распространяется действие указанного закона. 26.05.2000г. заявительнице назначена пенсия по инвалидности, в связи с чем она приобрела статус военного пенсионера. В сентябре 2002 выплата пенсии была приостановлена по причине пропуска срока переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы. Однако, по мнению заявительницы, приостановление выплаты пенсии, не влечет за собой утрату статуса военного пенсионера и  права на получение пенсии. Заявитель полагает, что у неё не возникло обязанностей уплачивать страховые взносы в бюджет пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. С учетом изложенного заявитель  считает, что, основания для взыскания недоимки по страховым взносам за 2008г. и пеней  отсутствуют.

03.09.2009г. в судебном заседании заявитель сообщила, что с 27.08.2009г. она прекратила предпринимательскую деятельность, в качестве доказательств представила суду копию Свидетельства о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 27.08.2009г. серия 57 №001128259 и выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее –ЕГРИП) от 27.08.2009г. №789

Ответчик требования заявителя не признал и в отзыве указал, чтоКомиссарова Е.А. зарегистрирована в Пенсионном фонде в качестве индивидуального предпринимателя с 14.09.2007г, о чем свидетельствует выписка из ЕГРИП, от 17.09.2007г, на дату обращения в арбитражный суд является действующим предпринимателем. Предпринимателю за 2008 г. начислена недоимка по страховым взносам 2576 руб. и направлено требование № 134 от 31.03.2009г о добровольной уплате, которое осталось без удовлетворения. 1 июня 2009г ГУ УПФ РФ в Кромском районе принято решение № 91 о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме 2576 руб. и  пеней в сумме 115 руб45коп. которое направлено в адрес Комиссаровой Е.А. 01 июня 2009г вынесено и направлено в Кромской районный отдел службы судебных приставов Постановление №89 о взыскании недоимки, пеней и штрафов. Службой судебных приставов  05.06.2009г. принято Постановление о возбуждении исполнительного производства №54/12/2773/32009 . Исполнительные действия по данному постановлению в отношении Комиссаровой Е.А. отложены, в связи с обжалованием ею решения от 01.06.2009 №91 в Арбитражный суд. Заявитель  ссылается на то, что страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2008 год начислены незаконно, что никакой деятельности в 2008 г, кроме сбора подписей в обходном листе не осуществлялось и вынужденный сбор подписей в обходном листе не позволил своевременно обратиться ей с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. С учетом вышеизложенного ответчик считает, что перечисленные заявителем обстоятельства не носят исключительный (экстраординарный) характер и не могут служить основанием для освобождения заявителя от уплаты страховых взносов за 2008г. и пеней начисленных на неоплаченную сумму страховых взносов.

По инициативе заявителя в ходе судебного разбирательства была допрошена в качестве свидетеля представитель Инспекции Ленькова Ольга Викторовна. В своих объяснениях свидетель пояснила, что работает в Инспекции главным государственным налоговым инспектором в её должностные обязанности входит, осуществлять функции по ведению единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. По существу рассматриваемого дела Ленькова О.В. пояснила, что в 2008 году от физического лица Комиссаровой Е.А пакет документов для регистрации прекращения предпринимательской деятельности предусмотренный Федеральным законом №129-ФЗ от 18.12.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не поступал. Поскольку в рамках настоящего дела Леньковой О.В. был предъявлен обходной лист с её подписью, свидетель предполагает, что заявитель обращалась к ней с намерением прекратить свою предпринимательскую деятельность. Свидетель также пояснила, что исходя из практики своей работы при обращении граждан для осуществления регистрационных действий и по их требованию она обычно выдает им необходимый перечень документов вместе с бланками заявлений. Ленькова О.В. считает, что заявитель . не была в данном случае исключением, и ей вместе с обходным листом должен был быть выдан и весь перечень документов о закрытии, однако по прошествии года, этого момента свидетель не помнит. Кроме того, свидетель сообщила, что Комиссарова Е.А отказывалась от подписания обходного листа, но это по её мнению не служит основанием для отказа в регистрации предпринимательской деятельности. В августе 2009г. от заявителя поступил пакет документов на закрытие деятельности: заявление установленного образца, квитанция об уплате госпошлины, и справка из Пенсионного фонда, что соответствует действующему законодательству. На основании поданных заявителем документов в срок не более 5-ти дней произведена регистрация прекращения им предпринимательской деятельности.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Комиссарова Елена Александровна (12.05.1957г.р., уроженка г. Тула, проживающая по адресу: 303472, Орловская область, Кромской район, село Кривчиково) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Инспекцией 14.09.2007г. за основным государственным регистрационным номером 307574125700010, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 06.04.2009г. По состоянию на 27.08.2009г. Комиссарова Е.А. прекратила предпринимательскую деятельность, что подтверждается копией Свидетельства от 27.08.2009г. серия 57 №001128259 и выпиской ЕГРИП от 27.08.2009г. №789

В соответствии с подпунктом  2 пункта 1 статьи 6.. Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В пункте 1 ст. 28.Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ законодатель предусматривается порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в соответствии, с которым страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

В соответствии с пунктами 2 и 4 ст. 28.Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в силу Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ Комиссарова Е.А. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем обязана уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7.04.2008г № 246 «О стоимости страхового года на 2008 год» стоимость страхового года в 2008г. утверждена в размере 3864 рубля.

Согласно пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 г №148, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

К страхователям, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года, утвержденной, Постановлением Правительства Российской Федерации 7.04.2008г № 246 , применяются пункт 2 (в части освобождения от уплаты фиксированного платежа, направляемого на накопительную часть трудовой пенсии лиц 1966 года рождения и старше) и пункт 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 г № 582.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее по тексту  ВАС РФ) в п.4 Информационного письма №79 «Обзор практики разрешения споров связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании от 11.08.2004. «индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет».

Кроме того, ВАС РФ в п. 1 Информационного письма №107 от 11.04.2006. «О некоторых вопросах связанных с применением положений ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обращает внимание на то, что при рассмотрении споров, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, нельзя ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.

При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.

Доводы заявителя о том, что в данном случае имели место обстоятельства, носящие исключительный (экстраординарный) характер, судом не принимаются по следующим основаниям.

 Согласно ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «…государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) документа об уплате государственной пошлины; в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»… Представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи…»

Конституционный Суд в Определении от 12.05.2005 N 210-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чудновец Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.

Федеральный закон от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» введен в действие с 01 июля 2002г. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ был опубликован в Российской газете №224 от 28.10.2008г., в ступил в день его опубликования)

Как видно из материалов дела Комиссарова Е.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица 14.09.2007г., а значит на основании вышеуказанного Федерального закона.

 Поскольку, Комиссарова Е.А. работала на профессиональной основе , как предприниматель , то она должна была знать о порядке регистрации прекращения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон допускает возможность обращения в налоговый орган за разъяснениями по вопросам, касающимся её предпринимательской деятельности, однако заявитель. не представила суду доказательств подтверждающих факт её обращения в налоговый орган за разъяснениями о порядке прекращения предпринимательской деятельности.

Случай посвящения Комиссарова Е.А. Инспекции 16.02.2009г. говорит том, что ей был разъяснен порядок прекращения предпринимательской деятельности предусмотренный Федеральным закон от 08.08.2001г. №129-ФЗ и от главного налогового инспектора Инспекции Леньковой О.В. получен обходной лист.

В последующем вплоть до августа 2009г. Комиссарова Е.А. предусмотренные ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ документы в Инспекцию не представила.

 Действия главного налогового инспектора Леньковой О.В., от которого заявитель получила обходной лист, ею не обжаловались, из чего следует, что волеизъявление Комиссаровой Е.А направленное на реальное прекращение предпринимательской деятельности с её стороны проявлено не было.

 Выдача обходного листва Федеральным законом 08.08.2001г. №129-ФЗ не предусмотрена, следовательно, отсутствие обходного листа не может повлиять на факт регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

В то же время , как видно из материалов дела выдача обходного листа никоем образом не препятствовала заявителю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Утверждение предпринимателя о том, что получение ею обходного листа явилось для неё исключительным случаем, препятствующим её обращению в налоговый орган с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности, опровергается собранными по делу доказательствами: отсутствием подачи соответствующего заявления , уплатой государственной пошлины.

Беседа с налоговым инспектором о прекращении деятельности и разъяснение заявителю её прав и обязанностей, связанных с прекращением деятельности является ординарным случаем, как пояснила свидетель по делу Ленькова. О.В

Препятствий для подачи заявления Комисаровой Е.А. никто не чинил, иных доказательств о наличии обстоятельств препятствующих заявителю исполнить предписания закона о прекращении деятельности суду не представлено.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд не находит, что в данном конкретном случае имели место обстоятельства исключительного (экстраординарного) характера.

Доказательств того, что права и интересы заявителя были нарушены вследствие принятия ГУ УПФ РФ в Кромском районе решения от 01.06.2009г. №91 «О взыскании недоимки по страховым взносам пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя» заявителем не представлено.

Довод Комисаровой Е.А. о том, что она относится к лицам,  на которых распространяется Закона №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей» суд считает несостоятельным, поскольку представленные в дело копии документов в частности: копия справки  Сер ВТЭ-209 №054312 .; копия Удостоверения №43/15005 выданное 31.08.2001г УВД Тульской  области и копия Трудовой книжки на  имя Комиссаровой Е.А.(л.9)  свидетельствуют только о том, что в период с 1984г. по 1990г. заявительница проходила службу в органах внутренних дел, по окончании вышеуказанной службы ей была присвоена третья группа инвалидности по заболеваниям, полученным в период прохождения  воинской  службы,  на  срок с 04.08.2001г. по  сентября 2002г..

Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов, на момент регистрации заявительницы в качестве индивидуального предпринимателя она в числу  военных пенсионеров уже не относилась, доказательств  обратного суду ею не представлено.

С учетом изложенного арбитражный суд считает решение от 01.06.2009г. №91 «О взыскании недоимки по страховым взносам пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя» законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                                                    ░.░.░░░░░░░

А48-3304/2009

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Отказать в признании ненорм. пр. акта недейств. полностью
Ответчики
Комиссарова Елена Александровна
Суд
АС Орловской области
Судья
Володин Александр Васильевич

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее