Решение по делу № 2-6142/2015 ~ М-5003/2015 от 23.07.2015

Дело №2-6125/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Романовой И.А.,

с участием представителя заявителя - ФИО2, представителя министерства социальной защиты населения <адрес>ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> в помещении ФИО1 в помещении в стационарное учреждение социального обслуживания,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением. В обоснование указал, что он является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ инвалидность установлена бессрочно. Он обратился с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» с заявлением о принятии в стационарное учреждение социального обслуживания – Хабаровский Дом-интернат № 1, представив необходимый пакет документов. Однако Министерством социальной защиты населения <адрес> ему было отказано в помещение в стационарное учреждение социального обслуживания по тем причинам, что его условия проживания хорошие, самообслуживание не нарушено, внутрисемейного конфликта нет. Считает отказ в помещение его в стационарное учреждение социального обслуживание незаконным, т.к. в индивидуальной программе реабилитации имеется рекомендация о помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания. Просит признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> в помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания края – ГУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - КГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес>» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст.167, 257 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> требования не признала по тем основаниям, что на день обращения ФИО1 с заявлением о помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания, с учетом действующего на дату обращения законодательства, оснований предоставления данного вида социальной услуги ФИО1 не имелось. В настоящее время, внесены изменения в законодательство. Вместе с тем, в дом-интернат для престарелых и инвалидов должны приниматься престарелые граждане ( женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 группы старее 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов - только инвалиды 1 и 2 группы в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. При наличии права на помещение в краевое государственное стационарное учреждение ( отделение) социального обслуживания и свободного места в краевом государственном стационарном учреждении ( отделении) социального обслуживания должностное лицо министерства, ответственное за подготовку проекта решения о помещении на стационарное социальное обслуживание, осуществляет подготовку документов на заседании Комиссии по рассмотрению документов граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания. Необходимый перечень документов предусмотрен п.2.5 Административного регламента для предоставления государственной услуги. Сведения о доходах каждого члена семьи родственника ( ссылка на данный документ содержится в пункте 2.5 Административного регламента) заявителем не предоставлялись. С медицинской картой ФИО1 представлены справка об установлении группы инвалидности. У ФИО1 отсутствовал основной критерий – частичная или полостью утрата способности к самообслуживанию и нуждаемость в постоянном постороннем уходе для помещения его в дом-интернат. На момент рассмотрения документов ФИО1 свободных мест в КГБУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» не было. При принятии ФИО1 на учет комиссия необоснованно руководствовалась сведениями индивидуальной программы реабилитации ФИО1 и не учтено отсутствие сведений в индивидуальной программе реабилитации, что ФИО1 нуждался в постоянном постороннем уходе. Первая степень ограничения жизнедеятельности при 3 группе инвалидности означает самую легкую степень ограничения. Кроме того, в рекомендациях ФИО1 противопоказан только тяжелый физический труд, ночные смены, психоэмоциональное напряжение, доступная работа в обычных условиях выполнять легкие виды неквалифицированного труда ( вахтер, контролер). При наступлении очередности комиссия повторно дала оценку представленным документам. В связи отсутствием оснований на помещение в дом-интернат, ФИО1 было отказано на помещение в данное учреждение.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд считает требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям:

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации ( далее Федеральный закон № 195-ФЗ), действующего в период возникновения спорных правоотношений, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного Федерального закона № 195-ФЗ, социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Как следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 обратился в отдел социальной поддержки населения по <адрес> КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» с заявлением о принятии его в Хабаровский Дом-интернат на постоянное проживание.

Как следует из заявления, основаниями принятия в учреждение указана нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Согласно ст.10 Федерального закона № 195-ФЗ социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Аналогичные положения были закреплены в действующим в период спорных правоотношений Федеральном законе № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» согласно ст.5 которого, граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Таким образом, обязательным условием для оказания социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания на дату принятия заявления ФИО1 являлось совокупность следующих необходимых условий - частичная или полностью утраченная способность к самообслуживанию обратившегося лица за оказанием данного вида социальной помощи и его нуждаемость в постоянном постороннем уходе.

Согласно акту обследования на предмет определения в дом-интернат для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ г., по результатам проведенного обследования сделан вывод о нуждаемости ФИО1 по состоянию здоровья в оформлении в стационарное учреждение социального обслуживания.

Согласно протоколу заседания комиссии по вопросам рассмотрения документов и постановки на учет граждан пожилого возврата, инвалидов и детей-инвалидов для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, подведомственные министерству социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ г., принято решение поставить на учет нуждающихся в социальном обслуживании с внесением в реестр очередников, в том числе ФИО5

Вместе с тем, как следует из представленных в обоснование заявления о принятии на учет необходимых медицинских документов, в том числе индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которую ссылается заявитель в обоснование своих требований, сведений о нуждаемости ФИО1 в постоянном постороннем уходе не содержится. Способность к самообслуживанию – первая, способность к трудовой деятельности – первая. Ограничений к способности передвижению, ориентации, общению, обучению, способности к контролю за своим поведением не имеется. Даны рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда – противопоказан тяжелый физический труд, ночные смены, психоэмоциональное напряжение. Доступно: может в обычных условиях выполнять легкие виды неквалифицированного труда ( вахтер, контролер). Группа инвалидности третья.

В соответствии с п.5 подп.а Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.20014 г. № 664н, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены ( п.6 подп.а Классификаций и критериев).

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств, т.е. указанная степень ограничивает, но не лишает в полной мере лицо способности к самообслуживанию.

В медицинской карте заявителя по оформлению граждан в стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты указано об отсутствии нуждаемости в постороннем уходе, его самостоятельном передвижении. Инвалидность – 3 группа.

Таким образом, при постановке ФИО6 на учет нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, отсутствовали необходимые и предусмотренные Федеральным законом основания для оказания ему данного вида социального обслуживания и, соответственно, для принятия на учет.

Федеральный закон № 195-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», действующего с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.35 Федерального закона № 442-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 подп.1 со ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности - полная или частичная утрата способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Таким образом, отсутствие критерия нуждаемости в постоянной или временной посторонней помощи, не является основанием для отказа в социальном обслуживании, как следует из буквального содержания положений ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ.

С учетом того обстоятельства, что ФИО1 состоял на учете нуждающихся в стационарном социальном обслуживании на дату вступления в законную силу Федерального закона № 442-ФЗ ( ДД.ММ.ГГГГ г.), являлся нуждающимся в социальном обслуживании.

Как следует из п.2.3 протокола заседания комиссии по вопросам рассмотрения документов и постановки на учет граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, подведомственные министерству социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного министром социальной защиты населения <адрес>, принято решение об отказе в постановке на учет в качестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании ФИО1 Документы возвращены в ЦСП по <адрес> в связи с тем, что ФИО1 не признан нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, так как условия проживания хорошие, самообслуживание не нарушено, внутрисемейного конфликта нет.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра – начальника управления социального обслуживания населения Министерства социальной защиты населения <адрес> возвращены документы на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания ФИО1 по тем основаниям, что ФИО1 не признан нуждающимся в стационарном социально обслуживании, так как условия проживания хорошие, самообслуживание не нарушено, внутрисемейного конфликта нет.

Вместе с тем, указанные в обоснование возвращения документов ФИО1 основания не указаны в качестве оснований в связи с которым, лицу может быть отказано в социальном обслуживании, перечень которых перечислен в ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ.

Кроме того, из п.2.3 протокола следует, что ФИО6 отказано в постановке на учет в качестве гражданина пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании.

Вместе с тем, ФИО1 был поставлен на учет, как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ Документов, подтверждающих принятие решения о снятии его с учета на момент принятия повторно решения об отказе в постановке на учет, не представлено.

Следовательно, документы возвращены в ЦСП по <адрес> незаконно и не обоснованно.

Согласно п.2 ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней, с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

С учетом изложенного, Министерство социальной защиты населения обязано повторно рассмотреть заявление и документы ФИО1 о помещении в учреждение социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы заявителя о незаконности отказа в помещение в стационарное учреждение социального обслуживания – ГУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» по тем основаниям, что в Индивидуальной программе реабилитации инвалидов в перечне мероприятий социально-средовой реабилитации указано о нуждаемости в стационарном учреждении социального обслуживания, не состоятельны, т.к. документы возвращены ФИО1 по иным основаниям. Обстоятельств, связанные с необходимостью или отсутствием такой необходимости в помещение в стационарное учреждение социального обслуживания – ГУ « Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», в протоколе не содержится.

Вывод о том, что ФИО1 не нуждается в стационарном социальном обслуживании сделан не на основании критериев нуждаемости, указанных в ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ, а также не на основании обязательных условий для помещения на стационарное социальное обслуживание, указанные в Федеральном законе № 195-ФЗ, действующем в период принятия заявителя на учет, т.е. в связи с отсутствием его нуждаемости в постоянном постороннем уходе, на которые также в обоснование своих возражений ссылается представитель министерства социальной защиты населения <адрес>, а по другим основаниям, которые объективно не подтверждены, как следует из имеющихся документов на дату принятия указанного решения.

Так, из акта обследования на предмет определения в дом-интернат для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО1 сохранена способность к самообслуживанию частично. Вместе с тем, в протоколе указано о том, что самообслуживание ФИО1 не нарушено.

Как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, согласно рекомендациям по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 500н, при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Определение индивидуальной потребности в социальных услугах рекомендуется проводить на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Как следует из п.16 Положения о доме интернате для престарелых и инвалидов, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 145, в дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов только инвалиды I и II группы в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их.

Согласно п.17 Положения, прием в дом-интернат производится по путевке министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Московского, Ленинградского городских отделов социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в дом-интернат (Приложение N 1) и медицинской карты (Приложение N 2), оформляемых районным (городским) отделом социального обеспечения и лечебно-профилактическим учреждением, справки ВТЭК (для мужчин, не достигших 60 лет, и женщин - 55 лет).

При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях.

Доказательств установления наличия или отсутствия на дату принятия решения о возвращении документов ФИО1, необходимых для приема в дом-интернат для престарелых и инвалидов обстоятельств, не имеется. Представленные документы таких сведений не содержат.

Ссылки представителя заявителя на медицинские документы ( выписные эпикризы), в обоснование требований, не состоятельны, т.к. указанные документы подтверждают наличие заболеваний у заявителя, но не являются основанием для помещения его в стационарное учреждение социального обслуживания – КГБУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», решение о помещении в которое должно приниматься уполномоченными органами с соблюдением норм действующего законодательства и установленного порядка принятия решения.

Последовательность действий при предоставлении государственной услуги установлена Административным регламентом министерства социальной защиты населения <адрес> по предоставлению государственной услуги на помещение в краевые государственные стационарные учреждения ( отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в <адрес>, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ № 199-П.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента, в случае отказа на помещение получателя государственной услуги в краевое государственное стационарное учреждение (отделение) социального обслуживания письменное уведомление (с изложением причин отказа и порядка его обжалования) не позднее 5-ти дней с даты принятия решения направляется в орган социальной защиты населения и получателю государственной услуги.

В связи с изложенным, тем обстоятельством, что документы возвращены без наличия оснований, суд считает незаконным возвращение документов директору КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» Министерством социальной защиты населения <адрес>, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания края ФИО1.

Министерство социальной защиты населения <адрес> обязано повторно рассмотреть заявление и документы ФИО1 о помещении в учреждение социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 удовлетворить в части.

Признать незаконным возвращение документов Министерством социальной защиты населения <адрес>, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания края ФИО1.

Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> повторно рассмотреть заявление и документы ФИО1 о помещении в учреждение социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со для принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ г., через Центральный районный суд <адрес>.

Судья Романова И.А.

    

2-6142/2015 ~ М-5003/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волков Александр Анатольевич
Другие
Министерство социальной защиты населения по Хабаровскому краю
КГКУ Центр социальной защиты населения по г.Хабаровск
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Романова Ирина Александровна
23.07.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2015[И] Передача материалов судье
27.07.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2015[И] Подготовка дела (собеседование)
06.08.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2015[И] Судебное заседание
17.08.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2016[И] Дело оформлено
13.10.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее