Дело №2-6125/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Романовой И.А.,
с участием представителя заявителя - ФИО2, представителя министерства социальной защиты населения <адрес> – ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> в помещении ФИО1 в помещении в стационарное учреждение социального обслуживания,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением. В обоснование указал, что он является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. С ДД.ММ.ГГГГ инвалидность установлена бессрочно. Он обратился с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» с заявлением о принятии в стационарное учреждение социального обслуживания – Хабаровский Дом-интернат № 1, представив необходимый пакет документов. Однако Министерством социальной защиты населения <адрес> ему было отказано в помещение в стационарное учреждение социального обслуживания по тем причинам, что его условия проживания хорошие, самообслуживание не нарушено, внутрисемейного конфликта нет. Считает отказ в помещение его в стационарное учреждение социального обслуживание незаконным, т.к. в индивидуальной программе реабилитации имеется рекомендация о помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания. Просит признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения <адрес> в помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания края – ГУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - КГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес>» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст.167, 257 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> требования не признала по тем основаниям, что на день обращения ФИО1 с заявлением о помещении его в стационарное учреждение социального обслуживания, с учетом действующего на дату обращения законодательства, оснований предоставления данного вида социальной услуги ФИО1 не имелось. В настоящее время, внесены изменения в законодательство. Вместе с тем, в дом-интернат для престарелых и инвалидов должны приниматься престарелые граждане ( женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 группы старее 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов - только инвалиды 1 и 2 группы в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. При наличии права на помещение в краевое государственное стационарное учреждение ( отделение) социального обслуживания и свободного места в краевом государственном стационарном учреждении ( отделении) социального обслуживания должностное лицо министерства, ответственное за подготовку проекта решения о помещении на стационарное социальное обслуживание, осуществляет подготовку документов на заседании Комиссии по рассмотрению документов граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания. Необходимый перечень документов предусмотрен п.2.5 Административного регламента для предоставления государственной услуги. Сведения о доходах каждого члена семьи родственника ( ссылка на данный документ содержится в пункте 2.5 Административного регламента) заявителем не предоставлялись. С медицинской картой ФИО1 представлены справка об установлении группы инвалидности. У ФИО1 отсутствовал основной критерий – частичная или полостью утрата способности к самообслуживанию и нуждаемость в постоянном постороннем уходе для помещения его в дом-интернат. На момент рассмотрения документов ФИО1 свободных мест в КГБУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» не было. При принятии ФИО1 на учет комиссия необоснованно руководствовалась сведениями индивидуальной программы реабилитации ФИО1 и не учтено отсутствие сведений в индивидуальной программе реабилитации, что ФИО1 нуждался в постоянном постороннем уходе. Первая степень ограничения жизнедеятельности при 3 группе инвалидности означает самую легкую степень ограничения. Кроме того, в рекомендациях ФИО1 противопоказан только тяжелый физический труд, ночные смены, психоэмоциональное напряжение, доступная работа в обычных условиях выполнять легкие виды неквалифицированного труда ( вахтер, контролер). При наступлении очередности комиссия повторно дала оценку представленным документам. В связи отсутствием оснований на помещение в дом-интернат, ФИО1 было отказано на помещение в данное учреждение.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд считает требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям:
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации ( далее Федеральный закон № 195-ФЗ), действующего в период возникновения спорных правоотношений, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного Федерального закона № 195-ФЗ, социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Как следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 обратился в отдел социальной поддержки населения по <адрес> КГКУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» с заявлением о принятии его в Хабаровский Дом-интернат № на постоянное проживание.
Как следует из заявления, основаниями принятия в учреждение указана нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.
Согласно ст.10 Федерального закона № 195-ФЗ социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Аналогичные положения были закреплены в действующим в период спорных правоотношений Федеральном законе № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» согласно ст.5 которого, граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Таким образом, обязательным условием для оказания социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания на дату принятия заявления ФИО1 являлось совокупность следующих необходимых условий - частичная или полностью утраченная способность к самообслуживанию обратившегося лица за оказанием данного вида социальной помощи и его нуждаемость в постоянном постороннем уходе.
Согласно акту обследования на предмет определения в дом-интернат для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ г., по результатам проведенного обследования сделан вывод о нуждаемости ФИО1 по состоянию здоровья в оформлении в стационарное учреждение социального обслуживания.
Согласно протоколу № заседания комиссии по вопросам рассмотрения документов и постановки на учет граждан пожилого возврата, инвалидов и детей-инвалидов для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, подведомственные министерству социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ г., принято решение поставить на учет нуждающихся в социальном обслуживании с внесением в реестр очередников, в том числе ФИО5
Вместе с тем, как следует из представленных в обоснование заявления о принятии на учет необходимых медицинских документов, в том числе индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которую ссылается заявитель в обоснование своих требований, сведений о нуждаемости ФИО1 в постоянном постороннем уходе не содержится. Способность к самообслуживанию – первая, способность к трудовой деятельности – первая. Ограничений к способности передвижению, ориентации, общению, обучению, способности к контролю за своим поведением не имеется. Даны рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда – противопоказан тяжелый физический труд, ночные смены, психоэмоциональное напряжение. Доступно: может в обычных условиях выполнять легкие виды неквалифицированного труда ( вахтер, контролер). Группа инвалидности третья.
В соответствии с п.5 подп.а Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.20014 г. № 664н, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены ( п.6 подп.а Классификаций и критериев).
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств, т.е. указанная степень ограничивает, но не лишает в полной мере лицо способности к самообслуживанию.
В медицинской карте заявителя по оформлению граждан в стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты указано об отсутствии нуждаемости в постороннем уходе, его самостоятельном передвижении. Инвалидность – 3 группа.
Таким образом, при постановке ФИО6 на учет нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, отсутствовали необходимые и предусмотренные Федеральным законом основания для оказания ему данного вида социального обслуживания и, соответственно, для принятия на учет.
Федеральный закон № 195-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», действующего с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст.35 Федерального закона № 442-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.1 подп.1 со ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности - полная или частичная утрата способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Таким образом, отсутствие критерия нуждаемости в постоянной или временной посторонней помощи, не является основанием для отказа в социальном обслуживании, как следует из буквального содержания положений ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ.
С учетом того обстоятельства, что ФИО1 состоял на учете нуждающихся в стационарном социальном обслуживании на дату вступления в законную силу Федерального закона № 442-ФЗ ( ДД.ММ.ГГГГ г.), являлся нуждающимся в социальном обслуживании.
Как следует из п.2.3 протокола № заседания комиссии по вопросам рассмотрения документов и постановки на учет граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания, подведомственные министерству социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного министром социальной защиты населения <адрес>, принято решение об отказе в постановке на учет в качестве граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании ФИО1 Документы возвращены в ЦСП по <адрес> в связи с тем, что ФИО1 не признан нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, так как условия проживания хорошие, самообслуживание не нарушено, внутрисемейного конфликта нет.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра – начальника управления социального обслуживания населения Министерства социальной защиты населения <адрес> возвращены документы на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания ФИО1 по тем основаниям, что ФИО1 не признан нуждающимся в стационарном социально обслуживании, так как условия проживания хорошие, самообслуживание не нарушено, внутрисемейного конфликта нет.
Вместе с тем, указанные в обоснование возвращения документов ФИО1 основания не указаны в качестве оснований в связи с которым, лицу может быть отказано в социальном обслуживании, перечень которых перечислен в ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ.
Кроме того, из п.2.3 протокола № следует, что ФИО6 отказано в постановке на учет в качестве гражданина пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании.
Вместе с тем, ФИО1 был поставлен на учет, как следует из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Документов, подтверждающих принятие решения о снятии его с учета на момент принятия повторно решения об отказе в постановке на учет, не представлено.
Следовательно, документы возвращены в ЦСП по <адрес> незаконно и не обоснованно.
Согласно п.2 ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней, с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
С учетом изложенного, Министерство социальной защиты населения обязано повторно рассмотреть заявление и документы ФИО1 о помещении в учреждение социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы заявителя о незаконности отказа в помещение в стационарное учреждение социального обслуживания – ГУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» по тем основаниям, что в Индивидуальной программе реабилитации инвалидов в перечне мероприятий социально-средовой реабилитации указано о нуждаемости в стационарном учреждении социального обслуживания, не состоятельны, т.к. документы возвращены ФИО1 по иным основаниям. Обстоятельств, связанные с необходимостью или отсутствием такой необходимости в помещение в стационарное учреждение социального обслуживания – ГУ « Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», в протоколе № не содержится.
Вывод о том, что ФИО1 не нуждается в стационарном социальном обслуживании сделан не на основании критериев нуждаемости, указанных в ст.15 Федерального закона № 442-ФЗ, а также не на основании обязательных условий для помещения на стационарное социальное обслуживание, указанные в Федеральном законе № 195-ФЗ, действующем в период принятия заявителя на учет, т.е. в связи с отсутствием его нуждаемости в постоянном постороннем уходе, на которые также в обоснование своих возражений ссылается представитель министерства социальной защиты населения <адрес>, а по другим основаниям, которые объективно не подтверждены, как следует из имеющихся документов на дату принятия указанного решения.
Так, из акта обследования на предмет определения в дом-интернат для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у ФИО1 сохранена способность к самообслуживанию частично. Вместе с тем, в протоколе № указано о том, что самообслуживание ФИО1 не нарушено.
Как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, согласно рекомендациям по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 500н, при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Определение индивидуальной потребности в социальных услугах рекомендуется проводить на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Как следует из п.16 Положения о доме интернате для престарелых и инвалидов, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 145, в дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, а в дом-интернат для инвалидов только инвалиды I и II группы в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их.
Согласно п.17 Положения, прием в дом-интернат производится по путевке министерства социального обеспечения автономной республики, краевого, областного, Московского, Ленинградского городских отделов социального обеспечения, которая выдается на основании заявления о приеме в дом-интернат (Приложение N 1) и медицинской карты (Приложение N 2), оформляемых районным (городским) отделом социального обеспечения и лечебно-профилактическим учреждением, справки ВТЭК (для мужчин, не достигших 60 лет, и женщин - 55 лет).
При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях.
Доказательств установления наличия или отсутствия на дату принятия решения о возвращении документов ФИО1, необходимых для приема в дом-интернат для престарелых и инвалидов обстоятельств, не имеется. Представленные документы таких сведений не содержат.
Ссылки представителя заявителя на медицинские документы ( выписные эпикризы), в обоснование требований, не состоятельны, т.к. указанные документы подтверждают наличие заболеваний у заявителя, но не являются основанием для помещения его в стационарное учреждение социального обслуживания – КГБУ «Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1», решение о помещении в которое должно приниматься уполномоченными органами с соблюдением норм действующего законодательства и установленного порядка принятия решения.
Последовательность действий при предоставлении государственной услуги установлена Административным регламентом министерства социальной защиты населения <адрес> по предоставлению государственной услуги на помещение в краевые государственные стационарные учреждения ( отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в <адрес>, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ № 199-П.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента, в случае отказа на помещение получателя государственной услуги в краевое государственное стационарное учреждение (отделение) социального обслуживания письменное уведомление (с изложением причин отказа и порядка его обжалования) не позднее 5-ти дней с даты принятия решения направляется в орган социальной защиты населения и получателю государственной услуги.
В связи с изложенным, тем обстоятельством, что документы возвращены без наличия оснований, суд считает незаконным возвращение документов директору КГКУ «Центр социальной поддержки населения по <адрес>» Министерством социальной защиты населения <адрес>, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания края ФИО1.
Министерство социальной защиты населения <адрес> обязано повторно рассмотреть заявление и документы ФИО1 о помещении в учреждение социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить в части.
Признать незаконным возвращение документов Министерством социальной защиты населения <адрес>, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, на помещение в стационарное учреждение социального обслуживания края ФИО1.
Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> повторно рассмотреть заявление и документы ФИО1 о помещении в учреждение социального обслуживания населения в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, в течение месяца со для принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ г., через Центральный районный суд <адрес>.
Судья Романова И.А.