Дело № 2а-18506/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2017 года Первомайский районный суд
г. Краснодара в составе:
председательствующей Мордовиной С.Н.,
секретаря Ковалевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту строительства администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными бездействия и о возложении обязанности организовать и обеспечить функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации),
УСТАНОВИЛ:
Изначально 16.07.2015г. прокурор Прикубанского административного округа г. Краснодара обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар, департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар и возложении обязанности организовать и обеспечить функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в районе ул. Московская (пересечение с Гомельской), 1 Мая (в районе дома 312\1), Петра Метальникова, Российская, 336,363, 327, 540, Уссурийская, 9/1, черкасская, 101, пересечение ул. Агрохическая/Ангарская (л.д. 1-3 том 1).
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.08.2015г. признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в части непринятия мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации). Администрация муниципального образования г. Краснодар обязана организовать и обеспечить функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в районе улицы Московская (пересечение с Гомельской), 1 мая (в районе дома 312/1), Петра Метальникова, Российская, 336, 363, 327, 540, Уссурийская, 9/1, Черкасская, 101, пересечение ул. Агрохимическая/Ангарская (л.д. 95-101 том 1).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03.12.2015г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.08.2015г. отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 150-153 том 1).
При новом рассмотрении по тем же требованиям, решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28.03.2016г. прокурору Прикубанского административного округа г. Краснодара отказано в удовлетворении требований (л.д. 243-250 том 1).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 04.08.2016г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28.03.2016г. оставлено без изменения (л.д. 278-285 том 1).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28.03.2016г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 04.08.2016г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 316-324 том 1).
При новом рассмотрении 08.11.2017г. прокурор представил уточненное административное исковое заявление (л.д. 5-12 том 2), согласно требований которого просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в части непринятия полного комплекса мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в районе улиц Московская и Гомельская, Суздальская, 1, ул.Уссурийская между ул.1 Мая и Российская. Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар организовать и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в районе улиц Московская и Гомельская, Суздальская, 1, ул.Уссурийская между ул.1 Мая и ул.Российская, а именно:
- издать постановление о разрешении разработки проекта планировки территории в целях реализации проекта «Строительство ливневой канализации по ул. Московской от ул. Гомельской до ул. Петра Метальникова»;
- после утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории выполнить межевые работы с последующей регистрации прав на земельные участки;
- изъять для муниципальных нужд необходимые земельные участки по ул.Московской г. Краснодара;
- в целях устранения локальных подтоплений микрорайона «Музыкальный» устроить сеть ливневой канализации. Для проведения работ по строительству сети ливневой канализации за счет бюджетных средств выполнить предпроектную проработку строительства объекта; разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории; оформление земельно-правовой и разработку проектно-сметной документаций; получить условия подключения к ливневой канализации объекта строительства; провести государственную экспертизу проектной документации, включая смету и инженерные изыскания; выполнить строительно-монтажные работы;
- осуществить строительство сетей ливневой канализации с врезкой в ул.Солнечную и ул. Российскую, освещения, тротуаров, реконструкцию дорожной части и благоустройство прилегающей территории согласно проектной документации по объекту: «Реконструкция ул.Есенина от ул.Солнечной до ул. Суздальской (включая ул.Кухаренко от ул.Есенина до ул. Российской, ул. Шолохова) в г. Краснодаре»;
После реализации перечисленных мероприятий будет возможно выполнить водоотведение с прилегающих улиц к ул. Есенина.
- обеспечить ввод в эксплуатацию ливневой канализации по каналу балки Леечки до выпуска в районе п. Колосистый и сопутствующих сооружений (сети насосных станций и очистных сооружений).
В судебном заседании 14.11.2017г. административным истцом вновь представлено уточненное административное исковое заявление (л.д. 23-30 том 2), в соответствии с требованиями которого указанные ранее обязанности, прокурор просит возложить на администрацию муниципального образования город Краснодар, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар.
Впоследствии, в судебном заседании 05.12.2017г. прокурор Прикубанского административного округа г. Краснодара представил последнее уточненное административное исковое заявление (л.д. 45-54 том 2), согласно которого, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, департамента строительства администрации МО город Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар, департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования юрод Краснодара в части непринятия полного комплекса мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и. поверхностного стока (ливневой канализации) в районе улиц Московская и Гомельская, Суздальская, 1, ул.Уссурийская между ул.1 Мая и ул.Российская. Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации МО город Краснодар, департамент строительства администрации МО город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар, организовать и обеспечить надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока ливневой канализации) в районе улиц Московская и Гомельская, Суздальская, 1, ул.Уссурийская между ул.1 Мая и ул.Российская. Обязать администрацию МО город Краснодар, департамент архитектуры и строительства администрации МО город Краснодар издать постановление о разрешении разработки проекта планировки территории в целях реализации проекта строительства ливневой канализации по ул. Московской от ул. Гомельской до ул. Петра Метальникова». Обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар разработать проект межевания территории. После утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории выполнить межевые работы, заключить соглашения об установлении сервитутов или провести процедуру изъятия необходимых земельных участков для строительства данного объекта, с последующей регистрацией прав на земельные участки. Обязать департамент строительства администрации МО город Краснодар в целях устранения локальных подтоплений микрорайона «Музыкальный» устроить сеть ливневой канализации. Для проведения работ по строительству сети ливневой канализации за счет бюджетных средств выполнить предпроектную проработку строительства объекта; разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории; оформление необходимой земельно-правовой и разработку проектно-сметной документаций; получить условия подключения к ливневой канализации объекта строительства; провести и государственную экспертизу проектной документации, включая смету и инженерные изыскания; выполнить прокол под ул. Ростовское шоссе, завершить прокол под ул. Дзержинского, выполнить строительно- монтажные работы но установке ливневого коллектора, очистных сооружений, осуществить технологическое присоединение объектов к сетям электроснабжения. Осуществить строительство сетей ливневой канализации с врезкой в ул.Солнечную и ул. Российскую, освещения, тротуаров, реконструкцию дорожной части и благоустройство прилегающей территории согласно проектной документации по объекту: «Реконструкция ул.Репина от ул.Солнечной до ул. Суздальской (включая ул.Кухаренко от ул.Репина до ул. Российской, ул. Шолохова) в г. Краснодаре». Обеспечить ввод в эксплуатацию ливневой канализации по каналу балки Осечки до выпуска в районе п. Колосистый и сопутствующих сооружений (сети насосных станций и очистных сооружений).
В судебном заседании представитель прокуратуры Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара – Ким Н.В., предъявившая служебное удостоверение, настаивала на удовлетворении уточненных требований (л.д. 45-54 том 2), считает их законными и обоснованными.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - Малов А.А., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве(л.д.63-68 том2).
Представитель МКУ «Единая служба заказчика» - Орлов Ю.А., действующий на основании доверенности, также возражал против удовлетворения требований прокурора, поддержал позицию Малова А.А.
Представители департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Прикубанского административного округа г. Краснодара в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования г.Краснодар при реализации полномочий по организации системы водоотведения в отношении ул.ул.Московская, Уссурийская, Черкасская, 1 Мая, ул.Российская, Агрохимическая, Ангарская, Петра Метальникова, Гомельская, находящихся на балансе администрации муниципального образования г.Краснодар либо в оперативном управлении подведомственного органу местного самоуправления учреждению - МКУ «Единая служба заказчика».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3), к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газоводоснабжения населения и водоотведения.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона №131-Ф3, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ).
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст.3 Закона №416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
При этом ч.2 ст.3 Закона №416-ФЗ, определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п. 1).
Пунктом 1 ч.1 ст.6 Закона №416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п.п.2, 9, 23, 28 ст.2 Закона №416-ФЗ, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года № 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года № 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико- санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого указанные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1,4.8 и 4.9 этого свода правил).
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Исходя из приведенных норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.
Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара считает, что административные ответчики не принимают полного комплекса мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) в районе ул. Московская и Гомельская, Суздальская, 1, ул. Уссурийская между ул. 1 Мая и ул. Российская и просит признать данное бездействие незаконным.
Исходя из содержания части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, судебной защите подлежит лишь нарушенное право, законный интерес.
Положения законодательства, определяющие, что обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на орган, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), не освобождают административного истца от обязанности доказывания обстоятельств, послуживших основаниям для обращения в суд.
В силу части 6, пункта 4 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении, подаваемом прокурором, должно быть указано, в чем состоит нарушение прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 4 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).
В соответствии с частью 11 статьи 226 во взаимосвязи с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, в случае реализации субъективного права на обращение в суд, на административного истца, как инициатора процесса, возлагается обязанность по доказыванию существования события, нарушающего его права и законные интересы с представлением относимых, допустимых и достаточных доказательств существующих фактов, а также какие непосредственно права, свободы и законные интересы нарушены, в чем выражено данное нарушение, представить этому соответствующие доказательства и документы.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как усматривается из материалов дела, по поручению департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар МКУ «Единая служба заказчика» в настоящее время выполнены работы по замене напорного трубопровода и очистке накопительного пруда. Проложены 2 нитки напорного трубопровода диаметром 150 мм по ул. 2-ой Заройной с выходом на ул. Новую и врезкой в ул. Димитрова.
Выполнены работы по строительству и ввод в эксплуатацию насосной станции по ул. Московской, в район ул. Гомельской. Построено 1,2 км напорного трубопровода диаметром 400 мм, смонтирована насосная станция производительностью 800 м3/ч. Реализация данного мероприятия значительно повлияла на устранение аварийной ситуации, связанной с подтоплением ул. Московской в период обильных осадков. Значительно ускорился сбор и транспортировка ливневых вод с проезжей части автомобильной дороги.
Также, в рамках муниципального контракта по содержанию сети ливневой канализации и насосных станций на пересечении ул. Московской и ул. Гомельской организовано круглосуточное дежурство машиниста насосной станции для недопущения аварийных ситуаций связанных с подтоплением.
Завершены работы по электроснабжению и пуско-наладка насосной станции в районе пересечения ул. 1-я линия ПРК и ул. Чехова производительностью 160 м3/час. В настоящее время ведутся работы по оформлению документов для передачи её в муниципальную собственность города Краснодара.
Выполнены работы по восстановлению резервного насоса насосной станции в районе жилого дома № 201 по ул. Дзержинского. В настоящее время обеспечен водоотвод с территории микрорайона ЭНКА. В настоящее время в штатном режиме работают оба насоса общей производительностью 500 м3/час.
В 2016 году выполнены работы по ремонту поперечного коллектора сети ливневой канализации, что ликвидировало подтопления подвальных помещений по ул. Колхозной, 18.
Также департаментом строительства администрации муниципального образования город Краснодар проведены работы по строительству перекачивающей насосной станции производительностью 30 м3/час для ликвидации подтоплений по ул. Карасунской Набережной, а именно:
- уложено 120 погонных метра напорного трубопровода диаметром 100 мм;
- построено 2 дополнительных колодца, ливнеприемный и колодец гаситель, расположенный перед сбросом в центральную сеть ливневой канализации.
Организация данных мероприятий по строительству водоотводной системы, работающей в автоматическом режиме, решила проблему подтоплений по ул. Карасунской Набережной от пер. Правды до пер. Широкого.
Также по вопросу развития инфраструктуры жилого района Новознаменский и северо-западной части пос. Знаменского выполнено строительство насосной станции и напорного коллектора по ул. Становой на участке от ул. Новодонецкой до ул. Базарной, для отвода ливневых вод в водоотводной канал по ул. Соборной.
Департаментом строительства администрации муниципального образования город Краснодар проработан ряд мероприятий направленный на ликвидацию подтоплений данного района.
По разработанному проекту объекта «Проектно-изыскательские и восстановительные работы по восстановлению водоотводных каналов и ливневой канализации на территории муниципального образования город Краснодар» (пос. Новознаменский) предусматривающий строительство перекачивающей ливневой насосной станции на ул. Становой с перекачкой в сеть ливневой канализации по ул. Соборной.
Напорный трубопровод диаметром 225 мм смонтирован, выполнен монтаж сборной насосной камеры диаметром 2,4 м высотой 5,7 м, производительностью 166 м3/ч.
В настоящее время проведены пусконаладочные работы, насосная станция работает в автоматическом режиме.
Для ликвидации подтоплений по ул. Черкасской, на участке от ул. Восточно-Кругликовской до ул. генерала Трошева, ул. Мая, 312/1 необходимо строительство сети ливневой канализации с разработкой проектно-сметной документации и проектированием планировки территории.
Для проведения работ по строительству сети ливневой канализации за счет бюджетных средств необходимо выполнить следующие мероприятия, а именно:
- предпроектная проработка строительства объекта;
- разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории;
-оформление земельно-правовой и разработка проектно-сметной документаций;
-получение условий подключения к ливневой канализации объекта строительства;
-проведение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и инженерные изыскания;
-выполнение строительно-монтажных работ;
Срок реализации перечисленных мероприятий составит порядка 48 месяцев, при условии своевременного финансирования.
Учитывая сложившуюся социально- экономическую ситуацию, в проект местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов запланированы средства для завершения работ на социально-значимых объектах высокой степени готовности, обеспечения ассигнованиями долгосрочных муниципальных контрактов, а также бюджетные средства на выполнение условий софинансирования с краевым бюджетом в рамках реализации государственных программ, выделение бюджетных средств на проектирование и строительство новых объектов не предусматривается.
В целях улучшения транспортной ситуации на территории мкр. «Восточно-Кругликовский» в рамках муниципального контракта от 04.06.2013г. № 54 заключенного между муниципальным казенным учреждением «Единая служба заказчика» и подрядной организацией ООО НППФ «Краснодаравтодорсервис» выполнялись строительно-монтажные работы по объекту: «Реконструкция ул. Восточно-Кругликовской от ул. 40 лет Победы до ул. Домбайской, ул. Яснополянской от ул. Домбайской до ул. Уссурийской, ул. Уссурийской от ул. Яснополянской до ул. Российской», в рамках которого предусматривалась реконструкция автомобильных дорог в асфальтобетонном исполнении, строительство сетей ливневой канализации, освещения и тротуаров.
В процессе производства работ на объекте потребовалась корректировка проектно-сметной документации. В настоящее время получено положительное заключение государственной экспертизы по откорректированной проектной документации.
Для завершения строительно-монтажных работ по данному объекту необходимы денежные средства в сумме 772,00 млн. рублей.
В адрес администрации Краснодарского края направлены предложения предоставление субсидий из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Краснодар по объекту: «Реконструкция ул. Восточно-Кругликовской от ул. 40 лет Победы до ул. Домбайской, ул. Яснополянской от ул. Домбайской до ул. Уссурийской, уд Уссурийской от ул. Яснополянской до ул. Российской» в рамках подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения на территории Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края».
Данные предложения находятся на рассмотрении в администрации Краснодарского края на предмет возможности доведения денежных средств из бюджета Краснодарского края.
Для ликвидации подтоплений по ул. Российской необходимо завершить строительство сети ливневой канализации по ул. Петра Метальникова.
По объекту «Строительство ливневой канализации муниципального образования город Краснодар в части: реконструкция ул. Российской от ул. 40-летия Победы до ул. Пригородной и от ул. Российской до ул. Ростовское шоссе. Третий этап. Корректировка» построено 1,8 км сетей ливневой канализации 16 колодцев, также велось строительство канализационной насосной станции № 3 в районе улиц Петра Метальникова и Ростовского шоссе:
Стоимость контракта - 234 742,1 тыс. рублей;
Выполнено работ - 205 086,4 тыс. рублей;
Профинансировано всего - 191 499,9 тыс. рублей;
Кредиторская задолженность - 14 169,9 тыс. рублей;
Ориентировочная стоимость технологического присоединения к электрическим сетям - 50 000,00 тыс. рублей (не представляется возможным по причине отсутствия земельно-правовой документации);
Сумма необходимых средств (с учетом кредиторской задолженности Чi договора технологического присоединения) 93 242,2 тыс. рублей;
Строительная готовность - 85%.
Возобновление строительно-монтажных работ на объекте будет возможным после доведения необходимых лимитов финансирования.
В проекте бюджета муниципального образования город Краснодар на 2017 год предусмотрено 6 911 тыс. рублей в целях разработки ППТ и ПМТ. В настоящее время разработка указанных проектов не представляется возможным в связи с тем, что состав и содержание проекта планировки территории, предусматривающие размещение линейных объектов регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации, которое в настоящее время отсутствует.
В настоящее время между МКУ «Единая служба заказчика» и ООО «Гидродинамика» заключен муниципальный контракт по содержанию сети ливневой канализации и насосных станций на территории города Краснодара, включающий в себя следующие виды работ, а именно:
- очистка сети ливневой канализации диаметрами от 300 до 800 мм;
- откачка ливневых стоков механизированным способом.
Для проведения работ по строительству и функционированию сети ливневой канализации на территории Прикубанского внутригородского округа города Краснодара необходимо выполнить следующие мероприятия:
- предпроектная проработка строительства объекта;
- разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории;
-оформление земельно-правовой и разработка проектно-сметной документаций;
-получение условий подключения к ливневой канализации объекта строительства;
-проведение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и инженерные изыскания;
-выполнение строительно-монтажных работ.
Срок реализации указанных мероприятий составляет ориентировочно 48 месяцев при условии своевременного финансирования.
Для функционирования всей сети ливневой канализации в микрорайоне «Музыкальный» необходимо ввести в эксплуатацию ливневую канализацию по каналу балки Осечки до выпуска в районе п. Колосистый и сопутствующие сооружения (сети насосных станций и очистных сооружений).
Согласно письма департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар от 22.11.2017г. (л.д. 70-75 том 2), с 2006 года осуществлялось строительство следующих объектов:
- «Строительство ливневой канализации муниципального образования город Краснодар в части реконструкции ул. Российской от ул. 40-летия Победы до ул. Пригородной и ул. Пригородной от ул. Российской до ул. Ростовское шоссе». Строительная готовность - 90%.
В настоящее время выполнена укладка трубопроводов протяженностью 8 163 м по ул. Российской от ул. им. 40-летия Победы до ул. Пригородной, по ул. Пригородной от ул. Российской до ул. Ростовское Шоссе, частично построена канализационная насосная станция (далее - КНС).
В целях реализации данного объекта необходимо разработать проект планировки территории и проект межевания территории, откорректировать проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы, выполнить строительство двух КНС по ул. Российской, осуществить технологическое присоединение объекта к сетям электроснабжения.
-«Строительство ливневой канализации муниципального образования город Краснодар в части реконструкции ул. Российской от ул. 40-летия Победы до ул. Пригородной и по ул. Пригородной от ул. Российской до ул. Ростовское шоссе. Третий этап. Корректировка». Строительная готовность - 87 %.
В настоящее время построено 1,8 км из 2,057 км сетей ливневой канализации, 16 колодцев.
В целях реализации данного объекта, необходимо разработать проект планировки территории и проект межевания территории, заключить соглашения об установлении сервитутов или произвести процедуру изъятия двух земельных участков для строительства данного объекта, проложить 220 м коллектора и завершить строительство КНС по ул. Петра Метальникова, осуществить технологическое присоединение объекта к сетям электроснабжения.
- «Проектирование и реконструкция водоотводящей системы по балке р. «Осечки». Строительная готовность - 18%.
В настоящее время выполнены следующие виды работ: укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб диаметром: 2200 мм - 751 м, укладка трубопроводов из железобетонных безнапорных раструбных труб диаметром:
2400 мм - 1 751 м, устройство смотровых колодцев - 22 шт.
В целях реализации данного объекта, необходимо разработать проект планировки территории и проект межевания территории, заключить соглашения об установлении сервитутов или произвести процедуру изъятия 24 земельных участков для строительства данного объекта, откорректировать проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы, выполнить прокол под ул. Ростовское шоссе, завершить прокол под ул. Дзержинского, построить 7,6 км ливневого коллектора, строительство 3 КНС, строительство очистных сооружений, осуществить технологическое присоединение объекта к сетям электроснабжения.
Реализация указанных объектов приостановлена по причине отсутствия финансирования, связанного с прекращением действия государственных программ.
В письме департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар о предельных лимитах, сообщено, что ассигнований на объект «Проектирование и реконструкция водоотводящей системы по балке Осечки» планируется доведение лимитов в 2019-2020 годах (л.д. 94 -96 том 2).
В рамках муниципального контракта от 29.09.2017г. № по объекту: «Реконструкция ул. Восточно-Кругликовской от ул. 40-летия Победы до ул. Домбайской, ул. Яснополянской от ул. Домбайской до ул. Уссурийской, ул. Уссурийской от ул. Яснополянской до ул. Российской» будут выполнены работы по устройству тротуаров по ул. Восточно-Кругликовской от ул. 40-летия Победы до ул. Домбайской, строительство ливневой канализации Д = 1200 мм с обустройством ливневых колодцев. Срок реализации строительно-монтажных работ - декабрь 2018 года.
В настоящее время подготовлена проектная документация по объекту: «Реконструкция ул. Есенина от ул. Солнечной до ул. Суздальской (включая ул. Кухаренко от ул. Есенина до ул. Российской, ул. Шолохова) в г.Краснодаре», которая предусматривает строительство сетей ливневой канализации с врезкой в ул. Солнечную и ул. Российскую, освещения, тротуаров, реконструкцию дорожной части и благоустройство прилегающей территории (заказчик - МКУ «Единая служба заказчика»).
Кроме того, в настоящее время администрацией муниципального образования город Краснодар совершаются следующие действия, направленные на организацию строительства и содержания сетей ливневой канализации на указанной территории.
Под председательством заместителя руководителя департамента строительства Краснодарского края 27.09.2017г. состоялось рабочее совещание в департаменте строительства Краснодарского края, в рамках которого рассматривался вопрос о софинансировании строительства водоотводящих систем, в связи с нехваткой средств городского бюджета. В настоящее время ведётся активная переписка администрации города Краснодар с администрацией Краснодарского края по вопросу включения объектов водоотводящих систем в программы финансирования краевого уровня.
Также в целях недопущения подтопления ул. Московской, подведомственным департаменту строительства муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» (далее - МКУ «Единая служба заказчика») с подрядной организацией ООО «Гидродинамика» заключен муниципальный контракт по объекту: «Содержание сети ливневой канализации и насосных станций в г. Краснодар в 2017году».
По данному муниципальному контракту предусмотрено содержание насосной станции по ул. Московской, 140, включающее следующие виды работ:
-дежурство машинистов на насосной станции 4104 часа;
-техническое обслуживание погружных насосов 12 обслуживаний;
-техническое обслуживание электрооборудования и контрольно-измерительных приборов насосных станций с погружными насосами 16 обслуживаний.
Судом установлено, что администрацией муниципального образования город Краснодар 20.02.2017г. издано постановление № 666 «О разрешении подготовки документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) для размещения линейного объекта (автомобильной дороги, трамвайной линии и сетей инженерно- технического обеспечения) от улицы им. 40-летия Победы до улицы Ростовское Шоссе, по улицам Российской, Пригородной, от улицы Солнечной до улицы им. Петра Метальникова, по улице Московской, от улицы Российской до границы муниципального образования Динской район, по улицам им. Петра Метальникова, им. Куликовского М.А., им. Эль Греко, Ольденбуржской в муниципальном образовании город Краснодар» (л.д. 69 том 2).
По состоянию на 2017 год доведены лимиты на разработку проекта планировки территории, проекта межевания территории, а также изготовление документации необходимой для разработки обязательных разделов (программы инженерных изысканий, инженерные изыскания, археологическая разведка).
Заявка на подготовку документации по планировке территории подана МКУ «Единая служба заказчика» от 24.07.2017г. № 6857/66. МБУ «Институт Горкадастр» разрабатывает проект планировки территории и проект межевания территории, ориентировочная дата утверждения - 1 квартал 2018 года.
После получения постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении планировочной документации, будет возможно приступить к заключению соглашений об установлении сервитутов или изъятию земельных участков для последующего проведения рас по строительству сетей ливневых канализаций.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема и отвода дренажных вод и поверхностного стока в районе улиц Московская и Гомельская, Суздальская, 1, ул. Уссурийская, между ул. 1 Мая и ул. Российская.
Судом установлено, что, имеющиеся в деле письменные доказательства подтверждают, что с 2006г административными ответчиками осуществляются планомерные действия для устранения систематического подтопления территории Прикубанского округа г. Краснодара, которые активизированы со второй половины 2015г.
Оценив все имеющиеся доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что административный истец в административном иске не указал конкретно от принятия каких именно решений либо от совершения каких именно действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются административные истцы, а также не учел, что имеющиеся постановления, программы, предусматривающие работы по организации строительства и функционирования сетей ливневой канализации требуют соблюдения поэтапности и при удовлетворении иска прокурора, решение суда будет неисполнимо ввиду неопределенности и невозможности его исполнения и в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», что в последующем может привести к дополнительному расходованию бюджетных средств на оплату штрафов за нарушение срока исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства.
На основании изложенного, учитывая невозможность одномоментного выполнения работ по организации строительства и функционирования сетей ливневой канализации на указанной территории, администрацией муниципального образования город Краснодар осуществляются планомерные действия, в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.
С учетом перечисленного, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, в соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
На основании статей 132, 133 Конституции Российской Федерации, в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета.
Вместе с тем, в соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Работы по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства выполняются подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон № 44-ФЗ).
Муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Исходя из характера заявленных требований, с учетом положений статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона № 44-ФЗ, реализация их исполнения взаимосвязана с экономической деятельностью, поскольку соблюдение принципа своевременного и полного исполнения судебного постановления связано с финансово-хозяйственной деятельностью муниципального образования город Краснодар, реализующего через свои органы исполнение возложенных на него функций на основе контрактной системы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействия административных ответчиков не подтверждено материалами дела, а при разрешении заявленных прокурором города Краснодара требований разрешаются публичные правоотношения, вытекающие из экономической деятельности, направленной на исполнение обязанностей, возложенных на публично-правовое образование, суд приходит к выводу об отказе прокурору Прикубанского округа г. Краснодара в удовлетворении требований.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ и принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.01.2018░.