РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ханты-Мансийск 31 января 2014 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,
при секретаре Каликиной О.А.,
с участием:
помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по не размещению информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном Интернет-сайте Ханты-Мансийского района в разделе сельские поселения Сибирский, мотивируя требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере противодействия коррупции и о муниципальной службе, в ходе которой выявлены нарушения норм указанного законодательства в действиях работников администрации сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района. Федеральным "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению информации о своей деятельности в сети Интернет в целях реализации принципа гласности деятельности органов местного самоуправления. Администрацией сельского поселения Сибирский не размещены сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а так же перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях с указанием руководителей, почтового адреса, номеров телефонов справочных служб подведомственных организаций, не размещена информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления, а так же не размещен порядок обжалования муниципальных правовых актов, в связи с чем, просит признать бездействие Администрации сельского поселения Сибирский незаконным, обязать разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления: общую информацию, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления, информацию об обжаловании муниципальных правовых актов, об участии в целевых и иных программах, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых по ним мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о результатах проверок, проведенных администрацией сельского поселения Сибирский, а так же о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, о кадровом обеспечении, о работе с обращениями граждан администрации сельского поселения Сибирский, статистическую информацию о деятельности на официальном Интернет-сайте Ханты-Мансийского района (www.hmrn.ru), в разделе сельского поселения Сибирский.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, сведений об уважительности причины неявки не представил. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица в судебном заседании решение вопроса об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда, отметив, что размещение указанной информации является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Суд, заслушав лица, участвующие в деле, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере противодействия коррупции, о муниципальной службе, в ходе которой выявлены нарушения норм указанного законодательства в действиях работников администрации сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района, что подтверждено представленными скриншотами страниц сайта Ханты-Мансийского района.
В соответствии со статьей 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008. № 273-ФЗ № "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года №2 5-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее – Федерального закона) одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих является открытость и доступность указанной информации.
Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Гражданин, организация имеют право на получение информации всеми способами, указанными в Федеральном законе, Федеральном законе от 27.07.2006. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных (ст. 7 Федерального закона).
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона).
Ст. 11 Федерального закона установлена обязанность по созданию государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Требования к содержанию информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет", установлены в ч. 1 ст. 13 Федерального закона.
В частности такая информация должна содержать:
1. Общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: наименование и структуру органа местного самоуправления, сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их руководителях, задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
2. Информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов.
3. Информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления.
4. Информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
5. Информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
6. Статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления.
7. Информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления.
8. Информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
При анализе вышеуказанных норм Федерального закона следует, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность по размещению информации о своей деятельности в сети "Интернет". Таким образом, реализуется принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.
Принцип доступности информации о деятельности местного самоуправления закрепляется в Конституции Российской Федерации и выражается в обязанности предоставлять гражданам информацию о деятельности органов местного самоуправления.
Данный принцип вытекает из положений ст. 24 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления и должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В связи с тем, что администрацией сельского поселения Сибирский официальный сайт поселения в сети "Интернет" не создан, информация о деятельности органов местного самоуправления поселения Сибирский должна размещаться на официальном сайте в сети "Интернет" Ханты-Мансийского района (www.hmrn.ru).
По информации начальника управления информационных технологий Администрации Ханты-Мансийского района, Администрации 12 сельских поселений, в том числе Сибирский, имеют техническую возможность и доступ на официальный сайт Ханты-Мансийского района для размещения информации о деятельности органа местного самоуправления.
Как видно из материалов дела ответчиком не размещена вся требуемая статьей 13 Федерального закона информация на сайте в сети "Интернет".
Соответственно, в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона, Администрацией сельского поселения Сибирский допущено незаконное бездействие, выразившееся в невыполнении требований ч. 1 ст. 13 данного Федерального закона к содержанию информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет".
Суд, принимая решение по существу требований, исходит из того, что действующее законодательство устанавливает обязанность соответствующих органов местного самоуправления размещать информацию о своей деятельности, в том числе и в сети "Интернет". Данная позиция суда основана на анализе норм вышеприведенных законов, гарантирующих гражданам и организация право на получение информации свободно способами, указанными в законе. Иной подход привел бы к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.
Несоблюдение органом местного самоуправления принципа гласности
создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку
ограничивает установленное законом право населения на получение
официальной информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право, либо создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентным государственным органом при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на участников правоотношений.
Перечень подлежащей размещению по требованиям прокурора информации не оспаривается ответчиком и соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона.
Таким образом, неисполнение ответчиком требований действующего законодательства и обязанность ответчика их исполнить подтверждены в судебном заседании, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района о признании бездействия незаконны, обязании устранить нарушения закона удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района по не размещению информации о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренной ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" на официальном Интернет-сайте Ханты-Мансийского района (www.hmrn.ru), в разделе сельские поселения Сибирский Ханты-Мансийского района, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Сибирский Ханты-Мансийского района в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда разместить информацию о деятельности органа местного самоуправления: общую информацию, информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления, информацию об обжаловании муниципальных правовых актов, об участии в целевых и иных программах, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых по ним мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о результатах проверок, проведенных администрацией сельского поселения Сибирский, а так же о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, о кадровом обеспечении, о работе администрации сельского поселения Сибирский с обращениями граждан, статистическую информацию о деятельности на официальном Интернет-сайте Ханты-Мансийского района (www.hmrn.ru), в разделе сельского поселения Сибирский.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 05 февраля 2014 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда И.В. Бакшеев