Решение по делу № 2-952/2012 ~ М-905/2012 от 07.12.2012

Дело № 2-952/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2012 года                                                                       село Толбазы

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего федерального судьи Буляккуловой Н.Н.,

при секретаре Акбашевой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан Батталовой Р.Р.,

представителя третьего лица - администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан - Газизовой Р.Я., по доверенности от 17 декабря 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, - незаконным и возложении обязанности по его обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аургазинского района РБ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, - незаконным и возложении обязанности по его обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения, а именно, установлено, что на территории сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан размещен 1 скотомогильник, который расположен в с.Ишлы и эксплуатируется с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правил).

Скотомогильник с.Ишлы, площадь составляет 600 кв.м. В нарушение пункта 5.6. Правил территория вокруг скотомогильника (биотермической ямы) не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, не имеет траншеи, устройство вала из вынутого грунта не произведено, через траншею мост не перекинут. В нарушение пункта 5.8. Правил над железной ёмкостью скотомогильника отсутствует навес и помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. В нарушение пункта 5.10. Правил перед въездом на территорию скотомогильника коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов, не устроена.

Соответствующие заключения о соответствии скотомогильника (биотермической ямы), расположенной в границах сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, ветеринарно-санитарным правилам, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, - отсутствуют. Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, поэтому соблюдение требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды не представляется возможным.

Отнесение указанного скотомогильника к бесхозному имуществу, т.е. имуществу, которое не имеет собственника, явилось следствием бездействия Правительства Республики Башкортостан. Поэтому прокурор Аургазинского района вынужден обратиться в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц - жителей Аургазинского района на осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидацию их последствий и добиваться признания бездействия Правительства Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества (скотомогильников) - незаконным.

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Поскольку скотомогильник, находящийся на территории сельского поселения Ишлинский сельсовет является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, следовательно, никто не несет затрат на его содержание и ответственности за нарушение ветеринарно-санитарных правил. Считает, что с учетом вышеприведенных требований закона обязанность по постановке на учет, обустройству и эксплуатации скотомогильника должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан.

Ответчиком не принимаются меры по созданию для жителей Аургазинского района условий на благоприятную природную среду, их защите от негативного воздействия всевозможных эпидемий и чрезвычайных ситуаций.

Прокурор просит суд признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в с.Ишлы, - незаконным; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, с этой целью в срок до 01.03.2013 поставить на учёт скотомогильник, расположенный в с.Ишлы в границах сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан; обязать ответчика в срок до 01.06.2013 г. обустроить скотомогильник, расположенный в с.Ишлы, с этой целью:

- территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами;

- с внутренней стороны забора по всему периметру скотомогильника выкопать траншеи глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого фунта, через траншею перекинуть мост;

- над железными ёмкостями скотомогильника установить навес и помещения для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;

- перед въездом на территорию скотомогильника устроить коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

Представитель ответчика - Правительство Республики Башкортостан -         Ступин С.П., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд возражения, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать. Согласно телефонограмме, просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Представитель третьего лица - Управление ветеринарии Республики Башкортостан - Нигматуллин Р.Э., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании помощник прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан Батталова Р.Р., поддержала требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица - администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ Газизова Р.Я. суду пояснила, что на балансе сельского поселения скотомогильники отсутствуют и в ведении сельского поселения скотомогильников не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в части по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из материалов дела следует и подтверждается справкой Государственного бюджетного учреждения Аургазинская районная ветеринарная станция №351 от 18.12.2012 года, что спорный объект для утилизации биоотходов является скотомогильником в с.Ишлы Ишлинского сельсовета муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. ц п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в Федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.

Судом установлено, что указанный скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан в Едином государственном реестре прав не зарегистрирован, что следует из представленной справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Отдела по Аургазинскому району №344-18-1685 от 17.12.2012 года.

Согласно справкам №959 и №960 от 17 декабря 2012 года администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, на балансе и в собственности сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан указанный скотомогильник не находится.

Учитывая вышеуказанные положения законодательства, суд исходит из того, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильник не передавался, на балансе администрации он не состоит, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона N 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования не передавались, а потому спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено в муниципальную собственность.

Указанный скотомогильник не соответствуют действующим ветеринарно-санитарным требованиям.

Таким образом, вышеуказанный бесхозяйный недвижимый объект - скотомогильник, ненадлежащее состояние которого в силу того, что он никому не принадлежит, реально угрожает созданием чрезвычайной экологической ситуации, чреватого опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.

Удовлетворяя требования прокурора в части, суд считает, что на ответчика может быть возложена обязанность лишь по организации мероприятий по обустройству и организации мероприятий по направлению заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью постановки на учет скотомогильника, расположенного в с.Ишлы в границах сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан. Однако данные требования не заявлялись.

При этом суд учитывает положения Закона Республики Башкортостан от 14.03.2003 года №474-з (ред. От 22.09.2012 года) «О Правительстве Республики Башкортостан», которыми установлены функции, права и полномочия Правительства Республики Башкортостан.

Суд признает доводы представителя ответчика несостоятельными, поскольку нормы Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают непосредственную передачу бесхозяйных объектов недвижимости (скотомогильников) в муниципальную собственность и не дают право обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермических ям) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в части признания бездействия Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в с.Ишлы, - незаконным, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, - незаконным и возложении обязанности по его обустройству в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами удовлетворить частично.

Признать бездействие Правительства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного в с.Ишлы в границах сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, - незаконным.

В удовлетворении остальной части заявления прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Федеральный судья подпись.

Решение на 26.12.2012 г. в законную силу не вступило.

2-952/2012 ~ М-905/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Аургазинского района Республики Башкортостан
Ответчики
Правительство Республики Башкортостан
Другие
Администрация сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район
Управление ветеринарии Республики Башкортостан
Суд
Аургазинский районный суд
Судья
Буляккулова Н.И.
07.12.2012[И] Передача материалов судье
07.12.2012[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2012[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2012[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2012[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2012[И] Судебное заседание
21.12.2012[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее