Дело № 13-109/2013 год копия
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Каменск-Уральский 29 августа 2013 года
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского, Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.В.
при секретаре Зариповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству об отсрочке исполнения решения Синарского районного суда г. Каменска-Уральского,
У С Т А Н О В И Л:
28.08.2012 года Синарским районным судом г. Каменска-Уральского было рассмотрено гражданское дело по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству о признании бездействия незаконным и о возложении обязанностей.
Решением суда исковые требования прокурора к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству были удовлетворены, его бездействие, выразившееся в неисполнение обязательных требований санитарного законодательства по организации на территории Красногорского района города Каменска-Уральского бесперебойного горячего водоснабжения, отвечающего установленным санитарным нормам и правилам, было признано незаконным в связи с чем на отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству была возложена обязанность в срок до 01 июня 2013 года организовать жителям Красногорского района г.Каменска-Уральского Свердловской области горячее водоснабжение, отвечающее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
17.01.2013 года решение вступило в законную силу, как не обжалованное.
В настоящее время отраслевой орган Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения выше указанного решения суда до 01.06.2020 года.
В судебном заседании представитель заявителя Бушуев Д.В., действующий на основании доверенности от 20.05.2013 года, на предоставлении отсрочки настаивал. В обоснование заявленных требований он указал, что органами местного самоуправления муниципального образования город Каменск-Уральский был предпринят ряд мер, направленных на выполнение решения суда.
В целях приведения горячего водоснабжения в соответствие с нормативными требованиями, органы местного самоуправления инициировали совещание у председателя Правительства Свердловской области Д.В. Паслера.
На совещании от 24 декабря 2012г. органы исполнительной власти Свердловской области совместно с органами местного самоуправления разработали механизм приведения горячего водоснабжения на территории города в соответствие с нормативными документами. Для реализации механизма необходимо проектирование и строительство второй нитки Нижне-Сысертского водозабора, выполнение ряда дорогостоящих мероприятий по улучшению качества горячей воды.
Источниками финансирования указанных мероприятий определены: бюджет муниципального образования город Каменск-Уральский, бюджет Свердловской области, Федеральный бюджет, внебюджетные источники.
Кроме того, органами местного самоуправления в пределах существующих бюджетных возможностей совместно с предприятиями города реализуется План мероприятий по повышению качества горячего водоснабжения в МО город Каменск-Уральский, утвержденный постановлением Администрации города Каменска-Уральского от 05.05.2012 № 626 (в редакции постановления от 01.06.2012 № 751). Данный План разработан на период до 2019 года.
План имеет своей целью обеспечение граждан бесперебойным качественным горячим водоснабжением.
Тем не менее, выполнение мероприятий по улучшению качества горячей воды в Красногорском районе города Каменска-Уральского требует значительных средств бюджетов всех уровней.
И местный бюджет, и бюджет Свердловской области на 2013 год были утверждены до вступления в силу решения суда (решение Городской Думы города Каменска-Уральского от 26.12.2012 № 52 «О бюджете муниципального образования город Каменск-Уральский на 2013 год», Закон Свердловской области от 07.12.2012 № 104-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»). По указанной причине, расходы на выполнение решения не могли быть учтены в их проектах.
В итоге местный бюджет на 2013 год не предусматривает расходов не только на воплощение конкретных мероприятий по исполнению решения суда, но даже на проведение научных исследований, изысканий, проектирование в указанных целях. При этом отраслевой орган не может повлиять на выделение бюджетных денежных средств на соответствующие цели, поскольку утверждение местного бюджета, внесение в него изменений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - исключительная компетенция Городской Думы города Каменска-Уральского.
Кроме того, в настоящее время бюджет муниципального образования город Каменск-Уральский с учетом всех внесенных в него изменений составляет: по доходам – 3 401 574,8 тыс. руб.; по расходам – 3 667 030,0 тыс. руб. Дефицит местного бюджета составляет 265 455, 2 тыс. руб.
Бюджет Свердловской области также не предусматривает средств на оказание муниципальному образованию город Каменск-Уральский финансовой помощи в целях приведению качества горячей воды в городе в соответствие с нормативными документами.
При таких обстоятельствах отраслевой орган объективно не в состоянии исполнить решение суда по приведению качества горячей воды в соответствие с нормативными документами в установленный срок.
Кроме того, с 01.01.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» который регламентирует порядок приведения качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями. Статья 24 названного Федерального закона предусматривает механизм реализации мероприятий по приведению качества горячей воды, подаваемой с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, в соответствие с установленными требованиями на срок не более чем за семь лет с начала их реализации.
Помощник прокурора г. Каменска-Уральского Саттаров В.И. против предоставления отсрочки исполнения решения возражал, указывая, что необходимость отсрочки исполнения решения на 7 лет заявителем достаточно не мотивирована.
Представители заинтересованных лиц ООО «Энергокомплекс», ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика», ЗАО «Каменская теплоснабжающая компания», судебный пристав-исполнитель Красногорского отдела УФССП по Свердловской области в судебное заседание не явились, возражений против рассмотрения ходатайства отраслевого органа в их отсутствие, против удовлетворения просьбы заявителя не представили.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд считает возможным отсрочить исполнение решения суда от 28.08.2012 года до 31.12.2014 года по следующим ниже основаниям.
Решение приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Действительно согласно ст. 203, 434 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда. Основанием для отсрочки исполнения служат представленные стороной-заявителем доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления.
В определении № 104-0 от 18 апреля 2006 г Конституционного Суда Российской Федерации указано, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Такой вывод вытекает и из части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в силу судебных решений, а также из необходимости соблюдения в состязательном процессе, на этапе исполнительного производства баланса прав должника и взыскателя.
С учетом этих норм при рассмотрении вопросов об отсрочке исполнения судебных решений суд должен принимать во внимание необходимость соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Суду следует учитывать, что решение должно быть исполнимым, длительное неисполнение, затягивание реального исполнения решения суда снижает эффективность судебного решения, что будет противоречить общим принципам правосудия, не будет достигнута конечная цель судопроизводства.
Заявителем не представлено надлежащих, бесспорных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения до 2020 года, и являющихся основанием для отсрочки исполнения решения суда на заявленный срок.
Приложенный к ходатайству протокол совещания у Председателя Правительства Свердловской области от 24.12.2012 года, по тексту которого Администрации г. Каменска-Уральского рекомендовано проработать варианты надлежащего обеспечения горячим водоснабжением потребителей, возможность проектирования и строительства второй ветки водопровода, возможность изменения тарифов на услугу горячего водоснабжения; внести изменения в техническое задание на корректировку (разработку) инвестиционных программ на 2013-2014 годы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, в части учета мероприятий по повышению качестве горячей воды, этим организациям – согласовать с Роспотребнадзором планы мероприятий на 2013-2014 год по повышению качества горячей воды, сам по себе не свидетельствует о том, что изложенные в протоколе рекомендации на протяжении 2013 года были реализованы хоть в какой-то мере. Аналогично не несет никакого доказательственного значения и план мероприятий по повышению качества горячей водоснабжения, утвержденный постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 01.06.2012 года, то есть еще до вынесения судебного решения, отсрочить исполнение которого просит заявитель.
При отсутствии доказательств попыток ответчика в текущем году принять меры к исполнению судебного решения и возникновения объективных препятствий для этого доводы представителя отраслевого органа о необходимости предоставить отсрочку исполнения решения сразу на 7 лет не являются убедительными. Удовлетворение требования отраслевого органа снизит эффективность судебного решения, откладывая его исполнение на длительный срок, который нельзя признать разумным.
Вместе с тем доводы представителя заявителя о том, что и местный бюджет, и бюджет Свердловской области на 2013 год были утверждены до вступления в силу решения суда (решение Городской Думы города Каменска-Уральского от 26.12.2012 № 52 «О бюджете муниципального образования город Каменск-Уральский на 2013 год», Закон Свердловской области от 07.12.2012 № 104-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»). По указанной причине, расходы на выполнение решения не могли быть учтены в их проектах. Местный бюджет на 2013 год не предусматривал расходов не только на воплощение конкретных мероприятий по исполнению решения суда, но даже на проведение научных исследований, изысканий, проектирование в указанных целях, подтвержденные Решением Городской Думы № 52 от 26.12.2012 года, заслуживают внимания.
Решая вопрос об отсрочке исполнения решения по гражданскому иску, суд должен учитывать не только интересы взыскателя, но и интересы должника, его реальную возможность исполнить принятое судом решение. По мнению суда, отсрочка исполнения решения до конца 2014 года не будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, позволит должнику в рамках бюджетного процесса решить вопрос с выделением из бюджетов различного уровня денежных средств, необходимых для исполнения решения и соблюсти, таким образом, права должника, не ущемляя значительно интересы взыскателя, поэтому удовлетворение просьбы отраслевого органа возможно в установленном судом пределе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 203, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Отраслевого органа администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству об отсрочке исполнения решения Синарского районного суда г. Каменска-Уральского от 28.08.2012 года удовлетворить частично.
Отсрочить исполнение решения Синарского районного суда от 28.08.2012 года по иску Прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству о признании бездействия незаконным и о возложении обязанностей до 31 декабря 2014 года.
Определение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 15 дней со дня его принятия судом путем подачи частной жалобы через Синарский районный суд.
Определение изготовлено в машинописном варианте в совещательной комнате и является подлинником.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Ю.В. Кузнецова
Секретарь Е.А. Зарипова
Определение вступило в законную силу 14 сентября 2013 года.
Судья Ю.В. Кузнецова